Рабочая программа по русской литературе для 6 класса

Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089,  Программы Основного общего образования по литературе для 5-9 классов и на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией В.П.Полухина (М. «Просвещение», 2008 г.) и  учебника «Лите...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки РТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Муслюмовская гимназия»

Муслюмовского муниципального района РТ



Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №1 от

«___» ___________2012 г.

Руководитель ШМО

________Ч.А.Хайруллина

Согласовано

заместитель директора по УР

___________Р.М.Марданшина

«____» ____________ 2012 г.

Утверждена приказом

директора гимназии

________Н.М. Насырова

№144 от 29.09.12



Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

6 класс



Разработана Галиевой И.Т.,

учителем русского языка и литературы



2012-2013 уч. год






Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089, Программы Основного общего образования по литературе для 5-9 классов и на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией В.П.Полухина (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (автор В.П.Полухина . - М.: «Просвещение», 2008 г.).

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (из расчёта 3 часа в неделю), из которых 35 часов являются компонентом общеобразовательного учреждения.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задачи курса литературы:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение ; проверка техники чтения;

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания, написание развёрнутого ответа на вопрос.

Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.(1 час)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки- малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 часа)

Библия. Коран.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». «Сказание о Кожемяке»

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (38 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

А.С. Пушкин в произведениях живописи.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Двусложные (ямб, хорей) размеры стиха. Понятие о композиции художественного произведения

С.Т. Аксаков. Картины русского быта конца 18 века в рассказе «Парашино»

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Рабочая программа по русской литературе для 6 классаТема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Сравнительный анализ стихотворений И.В.Гете «Одинаковое» (1780) и М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» (1840)

Теория литературы. Антитеза. Трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Рифмы, виды рифмовок.

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Самобытная культура Украины в повестях Гоголя. Реалистическое и фантастическое в повести. Поэтизация вольности, чистой и светлой любви. Фантастическое и реальное в повести. Юмор в повести.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Роды и жанры художественной литературы

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника» и др. рассказы

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА (8 часов)

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Н.М. Ибрагимов «Во поле береза стояла» и др. стихи о березе

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (38 часов)

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «В прекрасном и яростном мире», «Корова». Авторское отношение к героям.

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Галоша», «Встреча» -сатира на бюрократов и мещан. Просто-речная лексика и ее роль в рассказах. Авторская позиция в рассказах. Сатира, юмор. «Монтер», «Аристократка», «Операция»

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

М. Валеева «Щенки в чемодане» . Счастливая собачья жизнь

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный » Настоящая и мнимая дружба в рассказе.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя, репортаж

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Ю.В. Бондарев. «Простите нас!»

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Рустем Кутуй. «Нихаль»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (5 часов)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»;

Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Великая Отечественная война в стихотворениях татарских поэтов: М. Джалиль, А. Алиш

А. Лиханов. Слово о писателе. «Последние холода». Дети и война.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА (5 часов)

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Р.Миннулин. «Родники моей родины»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час)

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10 часов)

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея» как эпическая поэма. Стихия Одиссея - борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна).Геродот. «Легенда об Арионе».

Сказание о богах и героях в мифологии северо-американских индейцев (по поэме Г.Лонгфелла «Песнь о Гайавате». Перевод И. Бунина)

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающая направленность книг Дж. Лондона

Э.С-Томпсон. Слово о писателе. «Снап», «Чинк»

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).















Учебно-тематический план

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (из расчёта 3 часа в неделю), из которых 35 часов являются компонентом общеобразовательного учреждения и отведены для проведения уроков развития речи (творческих мастерских), которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, строить свое высказывание, позволяют проводить письменные работы и проведения уроков внеклассного чтения, позволяющих расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора.

Содержание

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

Сочинения

Федеральный компонент

Школьный компонент

Введение

1





Устное народное творчество

3

1


2


Религиозная литература


2




Древнерусская литература

2

1




Произведения русских писателей XIX века

27

11

3

7

2

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

3

5


4

1

Произведения русских писателей XX века

21

7

6

5

4

Произведения о Великой Отечественной войне

2

3

1

1

1

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

2

3

1

1

1

Литература народов России

1





Произведения зарубежных писателей

8

2

2

1


Итого

70

35

13

21

9



Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать


  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов;

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

уметь


  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять тему и идею литературного произведения, давать характеристику героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

  • выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста;

  • определения круга своего чтения и оценки литературных произведений;


  • поиска нужной информации

  • понимать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.













Календарно - тематическое планирование

урока


Наименование раздела программы

Тема

урока

Дата


Количество часов

Форма

Урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Виды контроля.

Измерители

Фактически


По плану




Введение ( 1 час)

1

Введение. Литература открывает мир

6а-1.09

6б-1.09


1

Вводный урок

Знать о значении художественной литературы в жизни человека, знать высказывания известных писателей о книге, о роли чтения в жизни человека

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Работа с учебником, с художественным текстом


Устное народное творчество (4 часа)


2

Обрядовый фольклор. Календарно-

обрядовые

песни

6б-3.09

6а-4.09


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен;

понимать: их эсте­тическую и художественную ценность, как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику

Беседа,

выразительное чтение обрядовых песен

3

Р.Р. Праздники моего народа

6а-5.09

6б-5.09


1

Урок развития речи

Знать: особенности проведения праздников татарского народа, привить интерес к традиционной культуре татарского народа, к его языку, поэзии, труду

Беседа, ответы на вопросы

4

Пословицы и поговорки

6а-8.09

6б-8.09


1

Урок-игра

Знать: понятия пословицы и поговорки, загадки;

уметь: отличать пословицу от поговорки, характеризовать их отличительные признаки.

Устное словесное рисова­ние по послови­цам

5

Р.Р. В чем красота и мудрость русского

фольклора?

6а-11.09

6б-10.09
















1

Урок развития речи

Уметь в собствен­ном высказывании использовать бога­тые возможности русской народной речи, передавать интонационно ма­неру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, пережива­ний, выраженных в них, уместно вклю­чать в собственное речевое высказы­вание малые жан­ры фольклора

Вы­разительное чтение, инсценированное исполне­ние обрядовых песен,

связный рассказ по иллюстраци­ям,

уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусств (жи­вопись, музыка)


Религиозная литература (2 часа)


6

Знакомство с Кораном

6а-12.09

6б-12.09


1

Урок- лекция

Знать: об основных Священных книгах религий мира, о Коране

Ответы на вопрос

7

Знакомство с Библией

6а-15.09

6б-15.09


1

Урок-лекция

Знать: об основных Священных книгах религий мира, о Библии

Ответы на вопрос

Древнерусская литература (2 часа)

8

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как историко- литературный памятник. «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о Кожемяке». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости)

6а-18.09

6б-17.09


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: жанры древнерусской литературы; летопись; сказание как летописный жанр; содержание летописей «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о Кожемяке».

Уметь: характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет», выполнять художественный пересказ текста

Фронтальный опрос, ответы на вопрос, анализ текста и устного высказывания

10

Легенды о Казани

6а-19.09

6б-19.09


1

Урок-лекция

Знать: легенды о Казани;

уметь: пересказывать текст

Художественный пересказ


Произведения русских писателей XIX века (38 часов)


11

Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза.

6а-22.09

6б-22.09


1

Урок усвоения новых знаний

Знать про первое изгнание Пушкина в Екатеринослав, вольнолюбивые устремления поэта, анализировать стихотворение «Узник»;

уметь: выразительно читать и анализировать стихотворение

Составление конспекта статьи, выразительное чтение стихотворения, беседа по содержанию

12

Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

6а-25.09

6б-24.09


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; жанр послания;

уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему

Фронтальный опрос класса, выразительное чтение стихотворения, беседа по содержанию

13

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

6а-26.09

6б-26.09


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: понятие темы и поэтической идеи стихотворения;

уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию.

Выразительное чтение наизусть, беседа по содержанию

14

Пушкин и декабристы

6а-29.09

6б-29.09


1

Урок усвоения новых знаний

Знать связь Пушкина с декабристами

Уметь выразительно читать стихотворения Пушкина, посвященные друзьям-декабристам

Выразительное чтение стихотворений

15

Р.Р. Пушкин в произведениях живописи.

Устное сочинение по картине

И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

6а-.2.10

6б-1.10


1

Урок развития речи

Знать творчество русского писателя и поэта А. С. Пушкина;

Уметь: логически рассуждать, точно и выразительно излагать свои мысли.

Аналитическая беседа,

устное словесное описание репродукции; установка ассоциативных связей с произведениями живописи

16

Двусложные размеры стиха

6а-3.10

6б-3.10


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: определение понятий: «ямб»и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»; уметь оп­ределять размер, расставляя ударе­ния в отдельной строке стихотворе­ния, определяя ударные и без­ударные слоги; со­ставлять схему расположения ударных и без­ударных слогов в строках и строфе стихотворения

Фронтальный опрос класса

17

О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын.

6а-6.10

6б-6.10


1

Урок-лекция

Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы; историческую подоплеку произведения;

уметь: составлять план событий,говорить о композиции романа.

Чтение отдельных эпизодов, беседа по содержанию

18

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

6а-9.10

6б-8.10


1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: содержание анализируемых глав;

уметь: анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения.

Анализ по вопросам, чтение отдельных эпизодов, беседа по содержанию, ответы на вопросы

19

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына.

6а-10.10

6б-10.10


1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: содержание анализируемых глав;

уметь: доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение

Анализ по вопросам, чтение отдельных эпизодов, беседа по содержанию, пересказ

20

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести

6а-13.10

6б-13.10


1

Урок чтения и обсуждения произведения

Знать: содержание анализируемых глав;

уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.

Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов

21

Р.Р. Пересказ с изменением лица (изложение от лица героя)

6а-16.10

6б-15.10


1

Урок развития речи

Знать: содержание произведения;

уметь: пересказывать отрывок с изменением лица рассказчика

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова или др. вариант - письмо от лица помещицы Глобовой к сыну

22

Романтическая история любви Владимира и Маши. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кирилловны и Дубровского. Композиция. Сюжет.

6а-17.10

6б-17.10


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: определе­ние понятий «ком­позиция», «сюжет»; последователь­ность событий, изображенных в романе;

уметь: составлять простой план, вы­делять завязку, кульминацию, раз­вязку действия, прослеживать их связь с развитием кон­фликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событий­ные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Трое­курова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе

Художественный пересказ некоторых фрагментов, устное описание героев романа

23



Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

6а-20.10

6б-20.10


1

Урок развития речи

Знать: содержание романа, последовательность рас­крытия темы;

уметь находить в тексте описания помещиков, отби­рать материал для сочинения (воз­раст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к дру­гим людям, черты характера); делать вывод: чего боль­ше между двумя помещиками: сход­ства или различий; определять цель сравнения и основание для сравне­ния; анализировать варианты вступле­ния и заключения сочинения

Составление плана, подбор материалов, беседа

24

Вн. чт. А. С. Пушкин «Повести И. П. Белкина»: «Выстрел» Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

6а-23.10

6б-22.10


1

Урок изучения нового материала

Знать: сюжет и героев повести Пушкина,

понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа, антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая харак­тер, чувства героев

Ответы на вопросы, пересказ и инсценировка эпизодов, выборочная проверка тетрадей

25

Контрольная работа по творчеству Пушкина

6а-24.10

6б-24.10


1

Урок контроля знаний

Знать содержание изученных произведений Пушкина

Ответы на вопросы, тест

26

Вн.чт. С.Т. Аксаков. Картины русского быта конца 18 века в рассказе «Парашино»

6а-27.10

6б-27.10



1

Урок изучения нового материала

Знать содержание рассказа,

уметь: работать с текстом, находить в тексте нужные цитаты

Близкий к тексту пересказ

27

М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Парус», «Тучи». «Горные вершины». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. Приём сравнения как основа построения стихотворений. Особенности интонации. Метафора.

6а-30.10

6б-29.10


1

Урок изучения нового материала

Знать: биографические факты, содержание и тему стихотворений; понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта; своеобразие лирических пейзажей Лермонтова, единение человека и природы, чувство одиночества, находить приемы сравнения и олицетворения, положенные в основу стихотворений;

уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

Конспектирование, оценка изложенного материала, выразительное чтение

28

Сравнительный анализ стихотворений И.В. Гете
«Одинаковое» (1780) и М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» (18

6а-31.10

6б-31.10


1

Урок усвоения новых знаний

Уметь находить литературные аналогии между произведениями И.В.Гете и М. Ю. Лермонтова, сопос­тавлять стихотворения, выявляя в них общие и свое­образные черты

Выразительное чтение и анализ стихотворений

29

«Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада.

6а-3.11

6б-3.11


1

Урок изучения нового материала

Знать: определе­ние понятий «лиро-эпическое произ­ведение» (началь­ные представле­ния), «сюжет», «тема», «компози­ция», «инверсия», «эпитет», «олице­творение», «алли­терация», «поэтическая интонация»;

понимать сюжет, соединивший эпи­ческое изображе­ние событий с ли­рическим переживанием, основную мысль стихотво­рения, проникнутую глубоким фило­софским смыслом: разрушение красо­ты и гармонии че­ловека с миром природы;

уметь: определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических инто­наций стихотворе­ния, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоцио­нальное своеобра­зие, личное отно­шение к событиям каждого эпизода стихотворения

Выразительное чтение и анализ стихотворения по вопросам

30

«На севере диком», «Утес», «Листок». Особенности выражения чувства одиночества в лирике Лермонтова. Антитеза. Олицетворение

6а-13.11

6б-12.11


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: определе­ние понятий «ком­позиция», «поэти­ческий образ», «образ-символ», «эпитет», «олице­творение», «анти­теза», «аллего­рия», «художест­венное сравне­ние», «инверсия»; понимать на­строение стихотво­рений,

уметь определять средства художе­ственной вырази­тельности в тексте, объяснять их роль в композиции сти­хотворения; видеть выражение чувства одиночества через олицетворение природы в стихах

Выразительное чтение стихотворений

31

Трёхсложные размеры стиха. Рифмы, виды рифмовок.

6а-14.11

6б-14.01


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: определе­ние понятий: «сто­па» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибра­хий», определе­ние понятий «рифма», виды рифмовок;

уметь: определять виды рифмовок

опреде­лять размер стихотворений

Самостоятельная работа

32

Проверочная работа по теории стихосложения

6а-17.11

6б-17.11


1

Урок контроля

Уметь применять знания в практике

Самостоятельная работа

33

Н.В. Гоголь. Биография писателя «Ночь перед Рождеством»

6а-20.11

6б-19.11


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: факты жизни и творчества Гоголя, интерес писателя к украинским песням, преданиям, знать, что такое юмор и сатира;

уметь находить юмор и сатиру в повести

Чтение понравившихся эпизодов, пересказ, составление характеристики героев

34

Картины народной жизни в повести Гоголя.

6а-21.11

6б-21.11


1

Комбинированный урок

Знать: содержание произведения, выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя

уметь: пересказывать текст, высказывать свое отношение к прочитанному

Пересказ текста по составленному плану, ответы на вопросы

35

Приключения кузнеца в поисках черевичек

6а-24.11

6б-24.11


1

Комбинированный урок

Уметь: распознавать юмористические приёмы, анализировать поступки героев, пересказывать текст

Чтение в лицах «У Пацюка», анализ эпизодов, практическая работа, комментированное

чтение, пересказ текста

36

Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством»

6а-27.11

6б-26.11


1

Итоговый урок по творчеству Гоголя

Уметь: анализировать поступки героев, подводить итоги, определять реалистические и фантастические элементы

Анализ по вопросам, чтение отдельных эпизодов, беседа по содержанию

37

Р.Р. Обучение сжатому аналитическому пересказу по повести «Ночь перед Рождеством»

6а-28.11

6а-28.11


1

Урок развития речи

Уметь пересказывать понравившийся отрывок

Пересказ понравившихся эпизодов

38

Р.Р. Сочинение-описание своей новогодней сказки, в которой герои попадают в смешные ситуации

6а-1.12

6б-1.12


1

Урок развития речи

Уметь: составить связный увлекательный сюжет

Написание сочинения

38

Н. А. Некрасов - поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа.

6а-4.12

6б-3.12


1

Урок усвоения новых знаний

Знать: факты жизни и творчества Некрасова, содержание стихотворения, обличительный пафос стихотворения, определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяже­лейшем каторжном труде рабочих, со­чувствии им авто­ра;

уметь : определять тематику произведения; особенности языка и стиля.

Индивидуальные выступления, выразительное чтение стихотворения по ролям, составление словесного портрета Власа, анализ по вопросам

40

Вн. чт. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова

6б-5.12

6а-5.12


1

Урок внеклассного чтения

Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя;

понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема;

уметь: выразительно читать лирическое повествование

Анализ по вопросам, чтение отдельных эпизодов, беседа по содержанию, поиск ответа на проблемный вопрос

41


Н. С. Лесков - выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша»

6а-8.12

6б-8.12


1

Урок изучения нового материала

Знать: автор и сказитель (рассказчик) в сказе; идейный смысл произведения;

уметь: характеризовать язык и стиль писателя, характеризовать идейное содержание произведения

Анализ текста

42

Народ и власть в сказе о Левше.

6а-11.12

6б-10.12


1

Урок - практикум

Знать содержание рассказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти,

уметь объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение, чтение по ролям сцен сказа

43

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

6а-12.12

6б-12.12


1

Урок-практикум

Знать и понимать сходство и разли­чия между сказом Лескова и вол­шебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, глав­ные герои, наличие волшебной силы);

понимать роль простонародных и новых каламбур­ных слов и оборо­тов в сказе, своеобразие его сюже­та и композиции;

уметь выделять приемы сказочного повествования, оп­ределять их роль в произведении

Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвер­тый абзацы): стилизация под народную речь, комментирование художественного произведения

44

Р.Р. Творческая мастерская. Разговор с литературным героем.

6б-15.12.

6а-15.12.


1

Урок развития речи

Уметь: составить диалог с литературным героем

-Написание письма герою.

-Интервью с героем.

-Диалог-спор.

-Письмо от имени героя.

45

Р.Р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»

6б-17.12

6а-18.12


1

Урок развития речи

Уметь: определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст; писать подробное изложение

Написание изложения

46

Роды и жанры художественной литературы

6б-19.12

6а-19.12


1

Контроль ЗУН

Уметь применять теоретические знания на практике

Фронтальный опрос класса

47

Встреча с А. П. Чеховым - писателем и человеком. Рассказ «Лошадиная фамилия»

6б-22.12

6а-22.12


1

Урок изучения нового материала

Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»;

понимать: смысл названия рассказа;

уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

Чтение рассказа по ролям, беседа по содержанию

48

Р.Р. Мой любимый рассказ Чехова

6б-24.12

6а-25.12


1

Урок-презентация рассказов Чехова

Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа. понятия: «анекдот», «притча», «юмор», «сатира», «комическое», приемы изображения комического

Уметь: анализировать содержание рассказов

Пересказ содержания и инсценирование рассказов


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (8 часов)


49

Р.Р. Как «делать» стихи, или как рождается стихотворение

6а-26.12

6б-26.12


1

Урок развития речи

Знать: правила написания стиха;

Уметь выразительно читать стихотворения

Выразительное чтение стихотворений

50

Проба пера. Стихи и ритм: сочинение стихотворения по заданным ритмам. Синквейн

6а-29.12

6б-29.12


1

Урок развития речи

Знать: понятие «синквейн»

Уметь создать свою поэтическую страницу с иллюстрацией

Сочинение стихотворений

51

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в.

(Творчество Ф. И. Тютчева,

А. Фета и др. поэтов XIX в.)

6б-14.01

6а-15.01


1

Урок-концерт

Знать: авторов - поэтов XIX в: Фета, Тютчева и др. и факты их био­графии, литературной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.;

уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи поэтов, определять средства художе­ственной выразительности и объяснять их роль в стихотворениях

Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам, устное рисование

52

Образы родной природы в пейзажной лирике Баратынского, Я. Полонского, Никитина,

Майкова, А.К. Толстого

6б-16.01

6а-16.01


1

Урок-концерт

Знать: поэтов XIX в: Баратынского, Я. Полонского, Никитина, Майкова, А.К. Толстого;

уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений, устное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

53

Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихов русских поэтов XIX века

6а-19.01

6б-19.01


1

Урок развития речи

Уметь выразительно читать стихотворения наизусть

Конкурс чтецов

54

Встреча с песней Н.М. Ибрагимова «Во поле береза стояла». Стихи о березе других авторов

6б-21.01

6а-22.01


1

Урок усвоения нового материала

Знать: стихи о березе разных авторов;

уметь выразительно читать стихотворения

Выразительное чтение и анализ стихотворений, ответы на вопросы

55

Р.Р. Творческая мастерская. Анализ поэтического текста (лексико-семантический и лингвостилистический)

6а-23.01

6б-23.01


1

Урок усвоения нового материала

Уметь анализировать поэтический текст

Анализ текста, фронтальный опрос

56

Р.Р. Сочинение «Моё любимое время года» или составление рассказа «Мой любимый уголок природы »

6а-26.01

6б-26.01


1

Урок развития речи

Знать: тему и основную мысль текста.

Уметь: составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу

Написание сочинения


Произведения русских писателей XX века (28 часов)


57


Вн.чт. А. Грин. Слово о сказочнике. Повесть «Алые паруса». Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести. Победа романтической мечты над реальностью жизни

6б-28.01

6а-29.01


1

Урок внеклассного чтения

Знать: автора факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; содержание повести;

уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа, находить в ро­мане яркие, не­обычные события, элементы фанта­стики, образы-символы; анализи­ровать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музы­кальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, пересказ эпизодов повести, словесное (устное) рисование, составление цитатного плана.

58

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «В прекрасном и яростном мире»

6б-30.01

6а-30.01


1

Урок изучения нового материала

Знать: факты биографии Платонова; содержание рассказа, авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе.

умет ь: анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки, анализировать эпизоды

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

59

Вн.чт. Сила любви в рассказе А.Платонова «Корова»

6а-2.02

6б-2.02


1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание рассказа;

уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику рассказа, владеть различными видами пересказа, анализировать эпизоды

Комментированное чтение, беседа по содержанию

60

Р.Р. Изложение литературного текста (по рассказам Платонова «Солдатское сердце» или «Июльская жара»)

6б-4.02

6а-5.02


1

Урок развития речи

Знать содержание рассказов Платонова,

уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику рассказов, писать изложение литературного текста

Написание изложения

61

Р.Р. Составление письма литературному герою

6а-6.02

6б-6.02


1

Урок развития речи

Знать: тему и основную мысль текста.

Уметь: формулировать тему и выполнять творческую работу

Индивидуальный опрос

62

Р.Р. Отзыв о прочитанной книге

6а-9.02

6б-9.02


1

Урок развития речи

Уметь: анализировать текст, исследовать речевую характеристику героев, составить связный текст, выражать свое отношение к прочитанному

Устное сочинение

63

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Галоша», «Встреча» - сатира на бюрократов и мещан. Просторечная лексика и ее роль в рассказах. Авторская позиция в рассказах. Сатира, юмор.

6б-11.02

6а-12.02


1

Урок усвоения нового материала

Знать: что оба рассказа - сатира на бюрократов и мещан; содержание рассказов, роль просторечных слов в рассказах, особенности жанра и языка рассказов, определить авторскую позицию,

уметь высказывать свое отношение к прочитанному

Подробный пересказ, фронтальный опрос класса

64

Вн.чт. М.Зощенко «Монтер», «Аристократка», «Операция»

6а-13.02

6б-13.02


1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание рассказов;

уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику рассказов, владеть различными видами пересказа, анализировать эпизоды

Художественный пересказ, чтение диалогов в лицах, устное словесное рисование

65

Р.Р. Творческая мастерская. Мой первый рассказ.

6а-16.02

6б-16.02


1

Урок развития речи

Уметь строить связный текст

Юмористический рассказ.

-По заданному началу («Однажды я проснулся очень рано…»).

-На заданную тему («Нелепый случай»).

66

М. М. Пришвин. Биография писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца»

6б-18.02

6а-19.02


1

Урок усвоения нового материала

Знать биографические сведения и творчество М. М. Пришвина, сюжет сказки-были, жанр «сказка-быль», определить основную тему и идею сказки;

уметь: давать характеристику герою

Чтение отдельных эпизодов, пересказ отдельных глав

67

Человек в окружающем мире. «Что есть правда»

6а-20.02

6б-20.02


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: основную мысль произведения; философский смысл названия,

уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному

Чтение отдельных эпизодов, пересказ отдельных глав

68

Приключения Насти и Митраши. История Травки

6а-23.02

6б-23.02


1

Урок изучения нового материала

Знать содержание произведения, авторское отношение к главным героям,

уметь: давать характеристики главных героев, пересказывать отдельные главы, находить в указан­ных эпизодах дета­ли описания, ана­лизировать их.

Составление плана 10 главы, пересказ по плану

69

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

6б-25.02

6а-26.02


1

Урок развития речи

Уметь писать сочинение по прочитанному произведению, уметь высказывать свою мысль

Составление плана сочинения, беседа по плану

70

Вн. чт. Счастливая собачья жизнь в рассказе М. Валеевой «Щенки в чемодане» Мой маленький друг (Рассказ о животных)

6а-27.02

6б-27.02


1

Урок внеклассного чтения

Знать: сюжет рассказа,

уметь: составить связный рассказ

Индивидуальный опрос

71

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» Настоящая и мнимая дружба в рассказе

6а-2.03

6б-2.03


1

Урок усвоения нового материала

Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, со­держание рассказа; понимать, что истинная дружба - одно из самых цен­ных явлений жизни

человека;

уметь составлять словесный портрет о герое, анализи­ровать характеры и поступки персона­жей, соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием расска­за

Ответы на вопросы, индивидуальные сообщения, устное словесное рисование (порт­рет Павлика); самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос

72

Р.Р. Сочинение- характеристика литературного героя

6б-4.03

6а-5.03


1

Урок развития речи

Уметь: писать сочинение-характеристику литературного героя

Написание сочинения

73

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни

6а-6.03

6б-6.03


1

Урок усвоения нового материала

Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра, понятие, определение поня­тий «эпизод», «фабула», «художественная деталь»

понимать, каково авторское отноше­ние к героям рас­сказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, просле­живать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные во­просы, проводить анализ отдельных эпизодов, выражать свое отношение к прочитанному

Беседа по содержанию

74

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»)

6а-9.03

6б-9.03


1

Урок чтения и изучения произведения

Знать: понятие художественной детали;

уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

75

В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Знакомство с жизнью села в послевоенные годы

6б-11.03

6а-12.03


1

Изучение нового материала

Знать: факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; композицию рассказа;

уметь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя.

Ответы на вопросы, комментирование рас­сказа

76

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного

Достоинства

6а-13.03

6б-13.03


1

Урок- практикум

Знать: содержание рассказа;

понятия: «герой-повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;

понимать, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;

уметь анализиро­вать и сопостав­лять эпизоды, де­лать выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роя

Беседа-размышление по прочитанному

77

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика

6а-16.03

6б-16.03


1

Урок- практикум

Знать: смысл названия рассказа;

уметь: составлять устный портрет литературного героя, увидеть нравственную стойкость юного героя, чувство собственного достоинства, жажда знаний, душевную щедрость учителя

Чтение отрывков, беседа по содержанию, составление плана

78

Смысл названия рассказа

6б-18.03

6а-19.03


1

Урок- практикум

Уметь определить смысл названия рассказа, анализировать литературное произведение, давать оценки ситуации

Беседа по содержанию, индивидуальный опрос

79

Р.Р. Сочинение по рассказу «Уроки французского»

6а-20.03

6б-20.03


1

Урок развития речи

Знать трехчастную композицию сочи­нения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собст­венное высказыва­ние на заданную тему в соответст­вии с темой и ос­новной мыслью

Написание сочинения

80

Вн. чт. Ю.В. Бондарев. «Простите нас!»

6а-23.03

6б-23.03


1

Урок внеклассного чтения

Знать сюжет рассказа

уметь давать характеристики героям

Анализ по вопросам, чтение отрывков

81

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

6б-1.04

6а-2.04


1

Урок изучения нового материала

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа;

понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учи­теля: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь: выражать впечатления от прочитанного, ана­лизировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

Слово учителя, чтение с комментариями учителя; беседа
по содержанию

82

Рустем Кутуй «Нихаль»

6а-3.04

6б-3.04


1

Урок внеклассного чтения

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа;

уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

Фронтальный опрос

83

Р.Р. Интервью с героем любимого произведения

6а-6.04

6б-6.04


1

Урок развития речи

Уметь строить связный текст

Оценка по выступлению

84

Классное сочинение.

«Мои сверстники в литературе 20 века» (или «Нравственный выбор героя»).

6б-15.04

6а-16.04


1

Урок развития речи

Знать: содержание текстов; понятие нравственного выбора;

уметь: писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному

Темы сочине­ний: «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки»


Произведения о Великой Отечественной войне (5 часов)


85

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

6а-17.04

6б-17.04


1

Урок усвоения нового материала

Знать: факты биографии Симонова, Орлова, Самойлова;

понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков;

уметь: выразительно читать стихотворные тексты, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств - от скорбного воспоминания до гор­дости за милую Родину, осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений

Выразительное чтение стихотворений, исполнение песен о ВОВ

86

Великая Отечественная война в стихотворениях татарских поэтов

6а-20.04

6б-20.04


1

Урок развития речи

Знать стихотворения татарских поэтов о ВОВ,

уметь: определять тему стихотворений, выразительно читать стихотворные тексты

Выразительное чтение стихотворений наизусть

87

Вн. чт. А.А. Лиханов «Последние холода». Дети и война

6б-22.04

6а-23.04


1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание повести «Последние холода», ее проблематику;

уметь: высказывать свое отношение к прочитанному

Ответы на вопросы

88

Р.Р. Репортаж «Что такое война»?

6а-24.04

6б-24.04


1

Урок развития речи

Знать: понятие «репортаж»,

уметь: составить репортаж

Составление репортажа

89

Р.Р. Сочинение на тему «Великая Отечественная война и война в наше время»

6а-27.04

6б-27.04


1

Урок развития речи

Уметь писать сочинение по данной теме, составить связный текст

Написание сочинения


Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (5 часов)


90

С. Есенин, А. Блок «В гостях у поэтов»

6б-29.04

6а-30.04


1

Урок - заочное путешествие.

Знать: сведения о жизни и творчестве С. Есенина и А. Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерации»

уметь: выразительно читать стихотворный текст (в том числе и наизусть)

Выразительное чтение стихов, беседа по содержанию

91

А. А. Ахматова, Н. Рубцов. Постижение красоты

6а-1.05

6б-1.05


1

Урок усвоения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и Н. Рубцова; понятие псевдонима; понятие ассоциации;

уметь: видеть в стихотворениях безграничную любовь поэтов к родине, выразительность стихотворной речи «видеть» роль художественной детали в тексте произведения.

Выразительное чтение стихов, беседа по содержанию

92

Р.Миннулин «Родники моей родины»

6а-4.05

6б-4.05


1

Урок изучения нового материала

Знать: творчество татарского поэта Р.Миннулина, темы его лирики;

уметь выразительно читать стихотворный текст

Выразительное чтение стихов, беседа по содержанию

93

Р.Р. Устное сочинение по иллюстрациям русских художников 20 века, изображающих природу

6б-6.05

6а-7.05


1

Урок развития речи

Знать: картины русских художников 20 века, изображающих природу,

уметь: устно описывать картины, составить связный рассказ

Индивидуальные сообщения, установле­ние

ассоциатив­ных связей с произведениями живописи


Литература народов мира (1 час)


94

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…».

6а-8.05

6б-8.05


1

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К. Кулиева;

уметь: выразительно читать стихотворный текст, объяснять художественные приёмы в стихотворении

Выразительное чтение, анализ стихотворений


Произведения зарубежных писателей (10 часов)


95

Гомер - создатель «Одиссеи»

6а-11.05

6б-11.05


1

Урок-беседа

Знать: понятие «героического эпо­са» (начальные представления), признаки и отличи­тельные особенно­сти героического эпоса, определе­ние понятий «ги­пербола», «посто­янный эпитет», «гекзаметр», «ан­тичная мифоло­гия»;

понимать, как со­четается в эпосе Гомера восхвале­ние богов, покло­нение им - с юмо­ром, смехом, ко­мизмом; значение поэм Гомера;

уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, оп­ределять их роль, давать характери­стику героям, ана­лизировать их по­ступки; вырази­тельно читать, ин­тонационно пере­давая торжественность, плавность звучания стиха

Ответы на вопросы, индивидуальные со­общения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», выразительное чтение фрагментов поэм, сопоставление произве­дений художест­венной литерату­ры (сюжетных основ двух поэм)

96

Мифы Древней Греции. «Двенадцать подвигов Геракла»

6б-13.05

6а-14.05


1

Урок-беседа

Знать: понятие мифа; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов (на выбор), отличительные особенности мифа и сказки.

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов, анализировать и делать собственные выводы

Индивидуальные сообщения, привлечение знаний по истории

97

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. «Легенда об Арионе»

6а-15.05

6б-15.05


1

Урок усвоения нового материала

Знать: понятие легенды, : эпос как род литературы, понятия «гипербола», «постоянный эпитет», содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа (подробного, сжатого),

давать характеристику герою, анализировать его поступки

Беседа по прочитанному

98

Вн.чт. Сказание о богах и героях в мифологии северо-американских индейцев (по поэме Г.Лонгфелла «Песнь о Гайавате». Перевод И. Бунина)

6а-18.05

6б-18.05


1

Урок внеклассного чтения

Знать: содержание поэмы Г.Лонгфелла «Песнь о Гайавате»,

уметь: выполнять художественный пересказ текста

Беседа по прочитанному, ответы на вопросы

99

Р.Р. Творческая мастерская. Сопоставление мифологического героя древности и современного героя литературы, кинофильма

6б-20.05

6а-21.05


1

Урок развития речи

Уметь сопоставлять мифологического героя древности и современного героя литературы, кинофильма

Индивидуальное выступление

100

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера»

6а-22.05

6б-22.05


1

Урок усвоения нового материала

Знать: факты биогра­фии и творческой деятельности автора; оп­ределение понятий «комическое», «юмористическое»; сюжет отрывка из романа, выяснить, в каких эпизодах романа проявился талант Твена как юмориста;

уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и разли­чия

Фронтальный опрос класса

101

Дж.Лондон «Любовь к жизни». Жизнеутверждающая направленность книг Дж. Лондона

6а-25.05

6б-25.05


1

Комбинированный урок

Знать: содержание произведения,

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов и делать собственные выводы, выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

Художественный пересказ эпизода «Встреча с волком»

102




Э.С-Томпсон. Слово о писателе. «Снап», «Чинк»

6б-27.05

6а-28.05


1

Урок усвоения нового материала

Знать сюжет рассказа, определить авторское отношение к событиям

Уметь увидеть в рассказах правдивость и глубокий гуманизм писателя в изображении животных, гордость писателя мужеством его четвероногого друга в схватке с волком

Подробный пересказ отдельных эпизодов, составление плана, пересказ по плану

103

Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Нравственные проблемы произведения. Афористичность языка Экзюпери.

6а-29.05

6б-29.05


1

Урок внеклассного

Знать: основные факты биографии писателя; содержание сказки;

уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному, видеть нравственные проблемы, затронутые в произведении

Аналитическая
беседа

104

Библиотечный урок. Знакомство с библиотекой, ее фондами и каталогами


1

Внеклассное занятие

105

Урок - праздник «Путешествие по стране «Ее величество Литература»»


1

Урок развития речи

Уметь: определять по фрагментам произведений ав­тора, персонажа, название произве­дения, связно от­вечать на вопрос проблемного ха­рактера

Выполнение занимательных заданий по литературе

Учебно-методические средства обучения

Печатные издания

Для учащихся

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  3. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

  5. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  6. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  5. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

  6. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.


Мультимедийные пособия

  1. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

2 . Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

litera.edu.ru

BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

likt590.ru/project/museum/

Древнерусская литература

pisatel.org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

rvb.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия

litera.ru/stixiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

feb-web.ru

Писатели и литературные произведения

Гоголь Николай Васильевич

nikolaygogol.org.ru

Жуковский Василий Андреевич

zhukovskiy.net.ru

Крылов Иван Андреевич

krylov.net.ru

Лермонтов Михаил Юрьевич

lermontow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич

aleksandrpushkin.net.ru

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

saltykov.net.ru

Толстой Лев Николаевич

levtolstoy.org.ru

Тургенев Иван Сергеевич

turgenev.org.ru

Чехов Антон Павлович

antonchehov.org.ru



Рабочая программа по русской литературе для 6 класса


© 2010-2022