Конкурс знатоков русского языка «Знатоки. ru»

Цель – воспитание интереса и уважительного отношения к русскому языку, формирование положительной мотивации изучения предмета,закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, активизация мыслительной деятельности обучающихся.   Оформление: плакаты с высказываниями о русском языке,                      выставка книг о русском языке.   Ход мероприятия. Участвуют две команды- 8  и 9 классов. Первый раунд   -В каком предложении нужно употребить слово «финиш», а в каком – «финал» ?   По драматически...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс знатоков русского языка «Знатоки. ru»

Цель - воспитание интереса и уважительного отношения к русскому языку, формирование положительной мотивации изучения предмета, расширение кругозора, любознательности, закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, активизация мыслительной деятельности обучающихся.

Оформление: плакаты с высказываниями о русском языке,

выставка книг о русском языке.

Ход мероприятия.

Учитель:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех на интеллектуальном конкурсе «Знатоки. ru».

Русский язык - один из древнейших и красивейших языков мира. Вам, наверное, известно, что он является языком межнационального общения. За пределами России проживают около тридцати миллионов человек, для которых русский язык является родным, а ещё сто восемьдесят миллионов человек его изучают. Прочитайте высказывания на плакатах и убедитесь в правоте слов И. С. Тургенева, сказавшего, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

( Звучит в записи стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык» )

Итак, у нас сегодня две команды- 8 и 9 классов.

Первый раунд

-В каком предложении нужно употребить слово «финиш», а в каком - «финал» ?

По драматическим событиям, описанным в повести, можно было предугадать его… (финал).

От старта до … в пути за спортсменами следовала группа сопровождения (финиша).

- Восстановите порядок букв и назовите слово :

Д А В Т Ь Е Л П О Р А Е (преподаватель)

- Допишите окончания имён прилагательных и причастий (ед. ч. ) в словосочетаниях :

сочн… фейхоа (ая)

грозн… цунами (ое)

взбит… суфле (ое)

выигранн… пари (ое)

хохлат… какаду (ый)

спел… кольраби (ая)

свеж… салями (ая)

-Поставьте ударение в следующих словах :

жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт.

-Назовите 2 - 3 глагола, корень которых состоит из одной буквы.

(Шла, согнуть, обуть)

-Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов ?

( Ты к вы = тыквы)

-Напишите 10 слов с удвоенными согласными.

(Аллея, баллада, вилла, гамма, грамматика, коралл , доллар, колледж, сессия, теннис, шоссе, фонограмма, хоккей, хобби, эффект и др. )

-Какое наречие «предлагает» кусок ткани на пальто или костюм?

(Наотрез)

- Почему в слове "юный" одна Н, а слове "юннат" - НН? (Юннат - сложное слово: юный натуралист)

- Как пишется слово "сп..ртакиада": с О или с А? (с А: г. Спарта)

- Нужен ли мягкий знак в слове "плач(ь)"? (Да, если это глагол; нет, если это существительное)

- Выбрать правильный вариант написания слова (все выполняют по карточке задание): военачальник, военоначальник, военноначальник. (Военачальник)

Второй раунд.

-Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня ?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

-В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское выражение, означающее «бездельничать, праздно проводить время». Что это за выражение ?

( Гонять лодыря. )

-Название славянской азбуки, созданной учёными - монахами Кириллом и Мефодием.

(Кириллица)

-Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке).

-Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор - химический элемент).

-Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).

-В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной).

-Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман).

-Найти объяснение каждому фразеологическому обороту.

Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трех соснах.

Творческое задание.

Показать мимикой, жестами фразеологизм своей команде, чтобы команда угадала.

Как с Луны свалился. Кашу маслом не испортишь (можно взять любые другие).

Третий раунд .

-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (День)

- Являются ли родственными слова: фонетика и телефон? (Этимологически - да: греч. "фоно" - звук)

- С каким языковым явлением сталкиваемся при подборе однокоренных слов к слову "друг"? (Чередование г//ж//з)

- С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? (ы)

Четвёртый раунд.

- Привести пример нераспространённого простого предложения. (Идёт дождь.)

- Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. (1 - назывное, 2 - безличное)

- Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц! (Нет подлежащего)

- Предикативность - это 1 из главных признаков предложения. Подберите синоним к слову "предикативная" основа.

(Грамматическая основа)

Буриме. По данной рифме написать стихотворение: поют-ждут, тишину-.войну.

Подведение итогов.



© 2010-2022