Конспект урока по рус. яз. Обобщение обособленных членов предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

09.03.2016год Урок русского языка в 8-а классе

Учитель: Джаппарова С.К.

Тема: «Обобщение обособленных и уточняющих членов предложения»

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

1. Образовательные:

Обобщить, систематизировать сведения учащихся об обособленных членах предложения;

- уметь находить в предложении обособленные члены и определять;

- уметь правильно ставить знаки препинания при уточняющих членах и при

приложении; исправлять пунктуационные ошибки в предложениях с

обособленными членами;

- знать и точно понимать термины по теме;

- знать алгоритм рассуждения при определении обособления;

- использовать в устной и письменной речи обособленные и уточняющие

члены предложения как средство выразительности.

2. Развивающие:

- систематизировать, обобщать знания, выделять главное, развивать способности самоконтроля;

- продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему.

- содействовать развитию у детей умения общаться.

- развивать монологическую и диалогическую речь.

3. Воспитательные:

- воспитание интереса к русскому языку;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации,

готовности к сотрудничеству

План урока:

1.Мотивация учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Основное содержание работы.

4.Подведение итогов.

5.Домашнее задание.

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор

Ход урока

Март опять на улице,

Первые сосульки.

И на всех сугробах

Тоненькие корки.

Уличная серость

Солнышком согрета,

Свежестью залита
Ярким мартовским светом,

Щебет не смолкает,

Пятнышком веселым
Уж скворец мелькает.

- Этой лирической нотой мы начинаем наш урок, всем яркого весеннего настроения. Пожелайте себе и своим одноклассникам удачи. Приступаем к работе.

1. Мотивация учебной деятельности.

«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.

- Как вы понимаете это высказывание?

(знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

2. Актуализация опорных знаний.

- А чтобы ещё раз убедиться в этом, мы с вами обратимся к теме в русском языке, которая непосредственно связана со знаками препинания и их расстановкой. Правда, эта тема не новая для вас, мы её уже начали повторять на предыдущем уроке, а сегодня закрепим и обобщим полученные знания. У вас лежат сигнальные карточки, кто уверен в своих знаниях по теме, поднимите зеленую, у кого есть трудности - желтую.

(на доске приклеить такие же и подписать, указать количество тех и других)

3. Основное содержание работы.

Лингвистическая разминка:

Задание №1: определите части речи (называют с места)

слепить, слепленный, наблюдать, наблюдая, наблюдавший, оставаться, оставаясь, оставшийся, деревянный, итальянский

Задание № 2: причастные обороты пометьте - п/о (1 вариант), деепричастные - д/о (2 вариант)

слепленные воском, наблюдая за полётом, оставаясь невредимым, оставшийся неизвестным, не отыскав в бумагах, желая извлечь выгоду, подъезжая к лесу, не успевший замёрзнуть

Задание № 3 Карточка №1

Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Льды медленно ра..таявшие становя..ся синью в реке.4

2. На ручей рябой и пестрый за листком летит листок.

3. Яблонька цветущая красавица глядела в распахнутое настежь окно.

Выполни синтаксический анализ предложения.

Фронтальный опрос (со всеми остальными)

На этом этапе проверяется знание теоретического материала и практических навыков.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными)

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

(обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, дополнения, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены)

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное)

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(деепричастный оборот, одиночное деепричастие, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами)

5. Что такое уточняющие члены предложения?

(служат для конкретизации значений других членов предложения)

- А теперь мы займёмся отработкой ваших знаний по этой теме на практике. Иными словами всё, что указано в таблице, мы должны отработать на практике, а чтобы вы не запутались, мы будем делать это постепенно.

Обособленные определения и приложения.

А начнём наше повторение с обособленных определений и приложений.

Проверка работы ученика, работающего у доски.

Вывод

Обособленные определения и приложения выделяются на письме:

  • относятся к личному местоимению

  • стоящие после определяемого слова

  • перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Обособленные обстоятельства

Упражнение №1 Работа по карточкам (в парах). Устно проверяем.

- Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, если правильно

нарисуйте улыбающуюся рожицу Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения , если неправильно - грустную Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения .

1. Он работал на поле, спустя рукава. Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения (запятая не нужна; фразеологизм)

2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения

Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения

3. Данко бросился вперёд; высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (точка запятой не нужна, нужна запятая)

4. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения

5. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения

6. На другое утро несмотря на упрашивание хозяев Дарья Александровна

собралась ехать. Конспект урока по рус.яз. Обобщение обособленных членов предложения

(не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к перед нами существительные с предлогом несмотря на)

Вывод

Обособленные обстоятельства выделяются на письме:

  • одиночные деепричастия и деепричастные обороты

  • обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.

Уточняющие члены предложения

Задание 3. На месте многоточия сначала вставьте уточняющее обстоятельство,

потом однородное по обстоятельство (без союзов), затем обстоятельство другого вида.

(запись в тетрадях)

Над лугом …... поднялся туман. Над лугом, в низине, поднялся туман.

Над лугом, над полем поднялся туман. Над лугом к вечеру поднялся

туман.

1. На нашем берегу …...... горело врассыпную несколько ярко-красных

огней.

2. По субботам ……. проходят занятия драматического кружка.

Вывод

Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.

4. Подведение итогов.

- Итак, ребята, мы с вами повторили все обособленные члены предложения.

Мы сделали упражнения на каждую тему. А теперь я хотела бы проверить, как вы сможете объединить всё повторенное в одно целое.

1. Выборочный диктант.

Выписать номера предложений

1 вариант: обособленные определения и приложения;

2 вариант: обособленные обстоятельства;

3 вариант: обособленные уточняющие члены предложения.

Проверка!!!

2.Творческая работа

- Как вы думаете, какую тему я для этого выбрала.(весна)

Кто кроме писателей ещё обращается к природе? (художники)

Существует огромное количество художников, посвятивших своё творчество этой теме.

Я выбрала вам одного такого и это Исаак Ильич Левитан.

Почему именно он, спросите вы? Потому что у него есть репродукции, посвящённые весне.

Перед вами картина «Март», 1895г..

(Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники варьировали его в своих работах.)

Задание: Рассмотрите репродукцию. Составьте небольшое описание (3-4 предложения), с обязательным использованием обособленных членов предложений.

Проверка!!!

- А теперь давайте вспомним, с чего начался наш урок?

«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.

А прав ли был писатель? (обособляя, то есть выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст).

- Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?

(выделяют и уточняют часть высказывания)

- По окончании урока вновь просигнальте зеленой карточкой те, у кого прочные знания по теме, а оранжевой те, у кого есть еще трудности, на доске написать, сделать выводы

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Аукцион: «3» - упр.

«4» - выписать из текста худ. произведения 5 предложений с обособленными

членами предложения

«5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с

обособленными членами предложения

- Но прежде, чем вы выберете задание, послушайте притчу.

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!

ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОЦЕНОК.

СПАСИБО ЗА УРОК!




5

© 2010-2022