Разработка урока по теме Причастие 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие по теме «Причастие»

ЦЕЛИ УРОКА :

ОБУЧАЮЩАЯ: Систематизация знаний о причастии; отработка навыков нахождения изучаемых орфограмм.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Умение использовать причастие в устном ответе и при составлении связного текста.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Воспитывать любовь к языку, умение "видеть и слышать" красоту языка.

ТИП УРОКА: Урок-путешествие; повторение изученного материала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний Слово учителя:

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в сказочное государство «Причастие».Я сегодня буду капитаном. Чтобы наше путешествие началось, мы должны пройти контроль на таможне, ответить на некоторые вопросы.

  1. Что такое причастие?

  2. Какие причастия бывают?

  3. Как изменяются причастия?

  4. Этап повторения.

Учитель: Молодцы! Путешествие начинается. Но, увы, я спешу вас огорчить, баки нашего корабля пусты. Кто желает поучаствовать в заправке судна?

На доске написаны глаголы. От данных глаголов образуйте причастия, определите вид, время.

Бегать - бегающий (нес. вида, наст. вр.), бегавший (нес. вида, прош. вр.),

Смеяться - смеющийся ( нес. вида, наст. вр.), смеявшийся (нес. вида, прош. вр.)

Сделать - сделанный (сов. вида, прош. вр.),

Бросить - брошенный (сов. вида, прош. вр.),

Нарисовать - нарисованный (сов. вида, прош. вр.).

Учитель: Теперь наш корабль готов, и мы должны распределить обязанности на корабле. (Групповая работа)

Просклоняйте причастия, выделите окончания.

1-й ряд - матросы - Бушующее море

2-й ряд - механики - Набегающий прибой

3-й ряд - поворята - Сияющая лазурь

Учитель: Ребята! У нас несчастье. Начался шторм, судно попало на риф. Оно повреждено. Нужно срочно заделать пробоины.

На доске записаны словосочетания с пропущенными буквами, вы по очереди называете какое это причастие (действительное или страдательное), букву и объясняете орфограмму. (Для скорости учитель может сам записывать буквы )

Стел..щийся туман, рассе...нные тучи, слыш…щийся звук, рокоч…щий шум, грохоч…щий гром, движ…щиеся по лазури, маяч...щий на горизонте, пен…щиеся волны, поднима..мые ветром, бор..щийся со стихией, развеш…нные сети, завис…щие от нас обстоятельства, незабыва…мое событие.

Учитель: С какой орфограммой мы с вами встретились?

От чего зависит написание гласной в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов?

Учитель: Молодцы, ребята! Работа выполнена успешно. Ветер немного утих, но корабль основательно сел на мель. И чтобы сдвинуть его с места, вам нужно расставить недостающие знаки препинания в предложениях и составить их схемы .

(Работа с интерактивной доской)

Мачты, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Летящие над морем чайки были необычайно красивы.

Подожди юнга, сказал боцман, стоявший на палубе.

Учитель: Все хорошо, но мы попали в Бермудский треугольник. Навигационные приборы не работают. Как и куда плыть дальше не ясно. Но выход есть. Правильно написав не с причастиями, мы сможем продолжить путешествие.

(Не) дописанное письмо, письмо (не) дописано, (не)ослабевающая ни на минуту тревога, (не)сжатая, а скошенная рожь, телефон (не)отремонтирован, (не)отправленная бандероль, (не)законченный рассказ, (не)освященная солнцем комната,( не)прикрытая дверь, соболь (не) успевший взобраться на дерево.

Учитель:.(Комментированное письмо) Ребята, пришло время обеда. Шеф-повар приготовил сказочное меню. Записывайте его себе в тетрадь, с комментированием орфограммы.

Пицца с копчёной колбасой, резанный ломтиками сыр, консервированные грибы, квашеная капуста, суп из сушеных грибов, жареное мясо, фаршированный болгарский перец, запечённая форель, отваренные пельмени, жареный картофель, печённые в духовке пироги, сгущённое молоко, чищеные орехи, засахаренная клубника.

Учитель: Итак, какую орфограмму мы повторили? От чего же зависит написание н и нн у причастий и отглагольных прилагательных? (Ответы учеников)

Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Пока мы были заняты написанием меню, пираты украли причастные обороты из предложений, и нам нужно ликвидировать эту потерю, распространив каждое предложение причастным оборотом.

Струя пены………прошла белой чертой. Капитан…….поглядывал на ……паруса. ……море под солнцем великолепно.

Возможные варианты: Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла белой чертой. Капитан, обдуваемый ветром, поглядывал на надувшиеся пузырем паруса. Отдыхающее от шторма море под солнцем великолепно.

4. Обобщение.

Учитель: Итак, ребята! Давайте вместе попробуем подвести итог нашего урока.

/Ответы ребят /.

Оценки за урок.

Я надеюсь, что все испытания, которые вы преодолели, помогут вам успешно попасть в государство «Причастие»..

5. Домашнее задание.

А о своих дальнейших приключениях вы мне расскажете завтра, составив дома рассказ, в котором обязательно должны будете использовать предложения с причастными оборотами. А кто не сможет составить рассказ, напишите 7 предложений. Счастливого вам плавания.

Ильина Виктория.

Весь день мы плыли на корабле. Нас подстерегали разные опасности. Как только мы вышли в открытое море, на нас напали пираты. А ночью разбушевался шторм, взявшийся неизвестно откуда. Волны, нагоняемые ветром, так и бросались на палубу. Мачта, пронзительно скрипящая, кренилась. Но вот шторм постепенно утих, и в прояснившейся дали виднелись темные очертания берега, к которому ветер нес наш, потерявший управление корабль. Заметил это и капитан, тоже не спавший всю ночь, но справиться с управлением никак не мог. Но вдруг корабль, замедливший ход у самого берега, спокойно вошел в бухту и причалил к пристани. И мы увидели надпись, висевшую над воротами «Государство Причастие".

Я сошла на берег и побежала к воротам, не представляя, что меня ждет в этой сказочной стране, манящей меня.


© 2010-2022