Урок развития речи Подготовка к сочинению-репортажу по картине А. В. Сайкиной Детская спортивная школа

Урок развития речи в 7 классе "Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа". УМК - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса. Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа. Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая бес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лебедева Татьяна Владимировна

МБОУ «Лянторская СОШ № 1»

Учитель русского языка первой квалификационной категории


Конспект урока русского языка в 7 классе по теме:

«Подготовка к сочинению-репортажу

по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Лебедева Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

Стаж работы: 21 год

УМК - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса. - М.: Просвещение, 2014 год.






Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока - урок развития речи с применением ИКТ.

Цели урока

Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.

Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды репортажа.

Воспитательная: фомирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Ход урока:

Этапы урока

Содержание

1.Организационный момент.

2. Постановка темы урока. Знакомство с особенностями профессии журналист.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на хорошую работу.


  • Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать загадку:

Почерком быстрым исписан весь лист -

Очерк в газету строчит ...

(Журналист.)

Тема сегодняшнего урока - подготовка к сочинению-репортажу.. Я предлагаю вам, как настоящим журналистам, написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак, стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе.

  • Что вы знаете об этой профессии?

  • Словенский писатель Жарко Петан сказал однажды замечательные слова о людях этой профессии: «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты»

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны ,то всё равно не найдете страны Журналистики. Но тем не менее она существует. Стоит нам включить радио, или телевизор, взять в руки журнал или газету, зайти в Интернет, как мы без особых усилий попадем в это удивительное государство. Но, чтобы узнать все его законы и секреты, нужно пройти долгий путь по дорогам этой страны.

  • А знаете ли вы что обозначает аббревиатура СМИ?

  • Радиовещание, телевидение и газеты, Интернет - всё вместе составляют средства массовой информации, или сокращённо СМИ. Со всеми этими СМИ связана профессия журналист. Сегодняшние репортеры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами или журналистами. Все чаще вместо ручек и блокнотов они используют диктофоны и ноутбуки. Но помимо этого им по-прежнему приходится много говорить по телефону, следовать за машинами «скорой помощи» и пожарными машинами, лихорадочно писать репортажи.


  • Журналист (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит к лат. diurna - ежедневный) - сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию.

  • В обязанности журналиста входит донести до обывателя полезную информацию, предостеречь читателя с помощью своих работ от неприятностей. Журналист должен быть честным с аудиторией, так как он несет большую ответственность перед людьми. Он должен быть мужественным, смелым, энергичным, быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Но, несмотря на все сложности, журналистика - очень интересная профессия и многие школьники, мечтают стать журналистом.

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта.

Наша главная задача - поработать творчески и подготовиться к написанию сочинения в жанре репортаж.

Словарная работа

(мини исследования учащихся).

Начинаем наш урок со словарной работы. В учебнике даны словарные слова, и дома вы должны были подготовить небольшие исследования (лексическое значение, происхождение, подбор однокоренных слов).

(Сообщения о словах ГИМНАСТИКА, ОСАНКА, ЧЕМПИОН, ТРЕНЕР, ТРЕНИРОВАТЬ (СЯ).

- Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт).

Проверка домашнего задания.

- А сейчас проверим домашнее задание, зачитайте свои словарные статьи ( толкование слов : репортаж, репортёр).

(Сообщение обучающихся). РЕПОРТАЖ - (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент … Большой Энциклопедический словарь.

Репортаж - информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист.

А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМ. РЕПОРТЕР - (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона).

Актуализация знаний.

- К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?

(Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи.)

- Каково назначение публицистического стиля?

(Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении).

- В чем сила его воздействия?

(В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует)

- Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция).

- Какова цель репортажа?

(Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами).

- Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается?

(В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства - в этом проявляется авторское «Я»)

- Какие виды репортажа вы знаете?

(Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)).

Работа над сочинением.

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему.

Спорт - это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время в России большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.

- А мы с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе.

Главное - воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации - точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы

Слово о художнице.

Художница Александра Васильевна Сайкина (Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию - поступила в Пензенское художественное училище.

Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику-ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления.

С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного нижегородского края, лица простых людей, живущих на этой земле.

За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.).

Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт».

Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Беседа по картине.

  • Перед вами картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». Давайте внимательно рассмотрим картину.

  • Что на ней изображено?

(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).

  • Где происходит событие? (В спортивном зале).

  • Как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).

  • Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра: позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья - на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)

  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую - с обручем- вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.)

  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед: Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.).

  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. На верное, эта женщина - помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят).



  • Какой момент занятий отразила художница? (Занятие в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)

  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с-обручами.)

  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)

  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный. В самом зале видим все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах.)

  • Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.)

  • Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)

  • Как вы думаете, какое это время дня? Почему вы так решили? (Утро или полдень, так как на полу видны тени от девочек).

Словарно-стилистическая работа.


  • образовать от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи;


  • подобрать синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение);


  • назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток (тренируются, занимаются, разминаются, стоят, поднимаются, нагибаются, выполняют упражнения, держат обруч, отдыхают, наблюдают, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки);


  • назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, песочный, бурый, ярко-красный, желто-коричневый, желтоватый, кирпичный).

Подготовка к написанию репортажа.

Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.

  1. Вы - репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.

  2. «Оживите» картину. Представьте себя участником события. Приведу пример. Вы - репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши подруги, знакомые. Можете обратиться к тренеру, узнать у нее об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.

План работы над сочинением-репортажем.

Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!» или «Спортивная школа».

  • Первая часть вашего репортажа - вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: день посещения вами спортивной школы, место ее расположения, причины посещения (например, подготовка к соревнованиям). Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным. Объем вступления не может превышать объема основной части работы. Начать можно примерно так: «Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я немедленно решил посетить картинную галерею. Зайдя туда, я увидел...» или второй вариант: «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы».

  • Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действия, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками.

  • В заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание (например: «ПожеУрок развития речи Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной Детская спортивная школаУрок развития речи Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной Детская спортивная школаУрок развития речи Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной Детская спортивная школаУрок развития речи Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной Детская спортивная школаУрок развития речи Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной Детская спортивная школаУрок развития речи Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной Детская спортивная школалаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)

Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое репортаж?

-Каковы требования к репортажу?

-С творчеством какой художницы мы познакомились?

Задание на дом.

Написать сочинение- репортаж.

- Лучшие репортажи мы оформим и поместим в классном уголоке.

Итог урока.

- Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята!



13



© 2010-2022