Рабочая программа по русскому языку в 10 классе

Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы по русскому языку для 10-11 классов  к учебникам «Русский язык. 10-11 классы: для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/Г.А.Богданова, Е.М.Виноградова.  М.: ООО Русское слово – учебник, 2011г..      Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:  -рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Аван

Вяземского муниципального района Хабаровского края.

«Согласовано». «Утверждаю. Замдиректора по УВР Директор МБОУ СОШ

____Горянская А.О. ____Лазебная Т,А,

От__________2014г. От__________2014г



Рабочая программа по русскому языку

в 10-м классе

на 2014 - 2015 учебный год.

Составитель Суслова Раиса Павловна.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы по русскому языку для 10-11 классов к учебникам «Русский язык. 10-11 классы: для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/Г.А.Богданова, Е.М.Виноградова.

М.: ООО Русское слово - учебник, 2011г..

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку,

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Учебным планом школы предусмотрено на изучение:

всего -102 ч,3 часа в неделю ,развитие речи -10 ч. к/р -6 ч..

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы

задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи;

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять её).

Ожидаемые результаты:

в результате изучения русского языка ученик должен

знать / понимать:

- связь языка и истории, культуры русского народа;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы языка, их признаки;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения;

- использовать основные, а также приобретённые приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 классе.

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ

( 4 часа)

Русский язык как общественное явление. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык России и язык межнационального общения. Основные функции языка. Языковая норма; основные виды норм. Русский язык как язык художественной литературы. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и их использование в речи.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

( 15 +2 час.)

Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы и паронимы. Синонимы. Антонимы. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса и сфер употребления. Русская фразеология. Лексические нормы речи. Лексические средства выразительности речи. Перифраз. Эвфемизм. Градация.Антитеза.Окказионализмы. Лексический повтор.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

( 14+2 час.)

Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки.Русская графика. Орфография как наука. Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание Ъ и Ь знаков. Правописание прописной буквы.

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАТИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

( 8 час. )

Морфемика и словобразование как разделы науки о языке. Морфема как единица языка. Словообразование в русском языке. Способы словообразования в русском языке. Словообразовательные нормы.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ

( 49 +4 час.)

Морфология как раздел науки о языке. Система частей русского языка. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Образование и изменение существительных. Правописание существительных. Имя прилагательное как часть речи.Грамматические признаки прилагательного. Склонение имён прилагательных. Правописание имён прилагательных. Имя числительное. Грамматические признаки числительного. Правописание имён числительных. Местоимение как часть речи. Грамматические признаки местоимений. Правописание местоимений. Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Причастие. Образование и правописание причастий. Деепричастие. Образование и правописание причастий. Наречие. Разряды наречий по значению. Образование и правописание наречий. Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы. Употребление в речи. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Междометия. Звукоподражания.

Междометие 1 ч.

Обобщение и повторение (2 +2часа).

Тематическое планирование.

№ п\п

Название раздела.

Кол-во

часов.

Развитие

речи.

Контрольные

работы.

1.

Введение в науку о языке.

4 ч.



2.

Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи.

!5 ч.

2 ч.



Комплексный анализ текста 1

3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.Культура речи.

14 ч.

2 ч.

Диктант 1 ч.

4.

Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.

8 ч.


Контрольная

работа 1 ч.

5.

Морфология. Орфография. Культура речи:

49ч.

4 ч.



-система частей речи в русском языке.

1




-имя существительное.

4




-имя прилагательное

6

1



-имя числительное

3




-местоимение

3




-глагол

8

1

Тест по теме. 1ч


-причастие

3




-деепричастие

3

1



-наречие

8

1



-служебные части речи

9




Междометие

1



6.

Обобщение и повторение

2

2

Диктант 1 ч.

Изложение 1ч.


Итого

92

10

6

2 часа выделено на повторение и обобщение материала из тем: «Введение в науку о языке» и «Морфология».

Календарно - тематическое планирование.

№ п\п.

Название темы урока

Кол-во

Часов.

Даты.

Дополнит.

Материалы.

1.

Введение в науку о языке

4


-русский язык как общественное явление.

1


-язык как особая знаковая система.

1


-русский язык как объект изучения русистики.

1


-языковая норма.

1

2.

Лексикология. Лексикография. Фразеология. Орфография. Культура речи.

15 + 2


-слово как основная единица языка.Словари русского языка. Системные отношения в лексике.

2


-однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимия и паронимия.

1


-синонимия.

1


-антонимия.

1


- место русского языка срели языков. Словарный состав р.лит. языка с т.зрения происхождения. Исконно русская лексика.

1


-заимствованная лексика в русском языке.

2

Р.р.

Диспут на лингвистическую тему ( упр. 72).

1


-лексика р.яз. с т.зрения её активного и пассивного запаса и сферы употребления. Устаревшая лексика, новые слова, диалектные слова.

2


-стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Профессиональные слова и термины, жаргонизмы.

1

Р.р.

Сочинение - рассуждение с выражением отношения к проблеме, поднятой в тексте (упр. 93)

1


-русская фразеология. Пути возникновения фразеологизмов.

2


-повторение. К.р. Комплексный анализ текста.

2

3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

14 + 2


-фонетика как раздел языкознания. Классификация звуков русского языка.

1


-позиционные изменения звуков. Исторические чередования звуков и букв.

1


-особенности русского ударения. Орфоэпия. Графика.

1

Р.р.

Сжатое изложение. (упр.117).

1


-орфография как наука. Принципы русской орфографии.

1


-правописание гласных в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).

3

Р.р.

Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста с оценкой авторской аргументации.(упр. 137 ).

1


-правописание согласных в корне.

1


-буквы ы - и вначале корня после приставок.

1


-гласные и согласные в приставках.

1


-правописание Ъ и Ь знаков.

1


-правописание прописной буквы.

1


-изобразительно - выразительные средства фонетики русского языка.

1


-контрольный диктант.

1

4.

Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.

8


-морфема как единица языка.

1


-словообразование в русском языке. Способы словообразования.

3


-правописание сложных слов.

1


-морфемные и словообразовательные средства выразительности речи

1


-повторение темы.

1


-контрольная работа по теме «Морфемика».

1

5.

Морфология. Орфография. Культура речи.

49 + 4


-Система частей речи в русском языке. Грамматические омонимы.

1


Имя существительное

4


-имя сущ. как часть речи. Употребление сущ. в речи

2


-образование имён сущ.,правописание окончаний и суффиксов существительных.

2


Имя прилагательное

6 + 1


-имя прилагательное как часть речи.

2


-употребление прил. в речи.

2


-образование имён прил.,правописание окончаний и суффиксов имён прил.

2

Р.р.

Сочинение - описание внешности человека. (упр.259).

1


Имя числительное

3


-имя числительное как часть речи.

1


-образование и правописание числительных.

2


Местоимение

3


-местоимение как часть речи

1


-образование и правописание наречий

2


Глагол

8 +1


-глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи.

1


-грамматические категории глагола:

переходность, возвратность.

1


-наклонение и время

1


-спряжение глаголов.

2

Р.р.

Сочинение - повествование с использованием глаголов ( упр. 305).

1


-правописание суффиксов и окончаний глаголов

2


К.р. Тестирование по теме «Глагол».

1


Причастие

3


-причастие как особая форма глагола. Употребление причастий в речи.

1


-образование и правописание причастий.

2


Деепричастие.

3 +1


-деепричастие как особая форма глагола.

1


-образование и правописание деепричастий.

2

Р.р.

Сочинение на лингвистическую тему. (упр.385).

1


Наречие

6 +1


-наречие как часть речи, употребление наречий.

1


-разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий.

1


-образование наречий.

2


-правописание наречий.

2

Р.р.

Сочинение - описание с использованием наречий.

1


Правописание Н НН в разных частях речи.

2

6.

Служебные части речи

8

-Предлог. Типы предлогов. Правописание предлогов.

2

-Союз. Типы союзов. Правописание союзов.

2

-Частицы. Типы частиц. Правописание частиц.

2

-междометия. Звукоподражания.

2

Правописание НЕ с разными частями речи.

2

7.

Обобщение и повторение.

2 +2

-повторение.

1

Контрольный диктант по итогам года.

1

Р.р.

Сжатое изложение.

1

Р.р.

Сочинение - рассуждение на основе текста. (упр. 444).

1








© 2010-2022