Медиаурок -дискуссия. Философская трактовка евангельского сюжета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

                                                                                             За страшный грех,                                                                                За то, что в Боге усомнились,                                                                                Он наказал любовью всех,                                                                                Чтоб в муках верить научились…           При изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Раздел: Преподавание литературы. Уроки литературы.

Свистула Т.Н., учитель русского языка и литературы, зам. директора по УВР .

За страшный грех,

За то, что в Боге усомнились,

Он наказал любовью всех,

Чтоб в муках верить научились…

При изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» ребята

изъявили желание прочувствовать внутреннее духовное состояние

персонажей романа и участвовать в инсценировании отрывка по его

мотивам.

Инсценировка состоялась. Каждый актёр смог перевоплотиться в своего героя и аргументированно представить характер личности, которую играет.

На сцене жили чувствами своих героев.

С целью формирования медиатворческого потенциала обучаемых, расширения лексикона, зрительского опыта материалы были использованы мною при изучении темы « Философская трактовка евангельского сюжета в романе М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита». На уроке учащиеся просмотре-ли спектакль по мотивам романа в постановке ребят класса.

Медиаурок- дискуссия по литературе . 11-А класс

Тема. Философская трактовка евангельского сюжета в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Цели : формировать медиатворческий потенциал;

развивать и повышать креативность личности учащихся;

развивать навыки анализа художественного текста;

развивать представление о добре и зле, верности и предательстве ;

расширять лексикон, зрительский опыт учащихся;

воспитывать интерес к творчеству Булгакова, нравственную чуткость.

Оборудование: текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», запись спектакля по мотивам романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке ребят класса, компьютер, проектор, мультимедийная доска, карточки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I . Мобилизирующий этап

Сегодня мы начнём урок с разговора Иоанна и прокуратора об истине и власти одного человека над другим.

( чтение учителем отрывка разговора из главы Евангелия от Иоанна )

II. «Вход» - «Постановка проблемы»

Нам сегодня предстоит найти ключ к словам «истина», «власть». Как вы понимаете значение этих слов? ( Ответы учащихся). А вот как даётся толкование этих слов в словаре.

( На доске значение слов

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова

ИСТИНА, -ы, ж. 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине. 2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине.

3.Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением). * На путь истины направить(наставить) кого - на правильный путь, к правильным действиям. Святая истина(книжн.) - непререкаемое положение, утверждение.

Власть - 1. Лица, облеченные правительственными, административными полномочиями.

2 Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств- воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов )

- В какой сюжетной линии романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» вы встречались с этими словами?

- Как вы полагаете, какая тема нашего урока?

III. Целеполагание

- О чём вы бы хотели сегодня поговорить?

- Заинтересовало ли вас своеобразное преломление евангельского сюжета в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» ?

( формулировка целей урока)

- Итак, мы выяснили, что предметом исследования на уроке является философская трактовка евангельского сюжета в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

IY. Блок «Контроль»

- Дома вы читали роман. Каким вы представляете себе П.Пилата и Иешуа?

Вам необходимо было составить словесный портрет персонажей.

( ответы учащихся)

- А теперь давайте посмотрим , какими их изобразил М.Булгакови соответствует ли авторская трактовка персонажей вашему видению героев?

Y. Блок «Теория»

- Какие последние слова произносит перед смертью Иешуа?

(Слово «Игемон», т.е. титул того, с кем последним говорил, кем был предан)

- На какие две части распадается диалог прокуратора и Га-Ноцри?

- Как понимаете слова текста: «Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль»?

( Столб света- раздел второй части диалога. Возникает альтернатива: либо прокуратор спасёт Иешуа, нарушив закон, либо казнит невинного мечтателя).

- Пилат сделал свой выбор. В дискуссии вы скажите, какой …

- Слово учителя. Задание. Сейчас посмотрим спектакль по мотивам романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке ребят нашего класса и подумаем над вопросами, которые станут основой нашей с вами дискуссии.

Просмотр спектакля по мотивам романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке учащихся 11-А класса

У каждого учащегося на парте карточка с вопросами для дискуссии, эти же вопросы на мультимедийной доске

1.Что происходит в душе Пилата в процессе диалога? Как он попадает под влияние Иешуа ?

( Пилат показан в противоборстве: должность и человек.Диалог между человеком - Пилатом и человеком-Иешуа возможен, а между государственным чиновником и возмутителем спокойствия - нет)

2.Как Пилат ищет способ спасти философа без риска для себя?

3.Что вынудило Пилата согласиться с Каифой, предателем Иешуа?

(Трусость и чувство страха)

4. Как игра «актёров» помогает нам понять душевное состояние героев? Удалось ли им воплотить те чувства, которые вы, зрители, от них ожидали? Каким образом?

(Диалоги, жесты, мимика, движения в сценическом пространстве)

5. Что означает символика в спектакле? Оправдано ли её использование?

Физкультминутка для глаз

Дискуссия на основе предложенных вопросов

YI. Блок «Рефлексия»

- Почему Понтий Пилат терзается сейчас, когда уже ничего нельзя изменить? Неужели и правда «трусость - самый страшный порок» ?

- Кого предаёт Пилат, отправляя на казнь Иешуа?

( Свою человеческую сущность. Оттого и мучается, не спит: бунтует в нём совесть. Оттого и хочет продолжить диалог и поверить в то, что казни не было. Мука Пилата заканчивается после заверения Иешуа, что казни не было. Милосердное прощение осуществляется сверхчеловеческой силой любви Га-Ноцри. Поднявшись со своего каменного кресла, Понтий Пилат уходит вместе со своим собеседником по лунной дороге)

Домашнее задание( по выбору учащихся)

1. Написать сочинение-рассуждение «О чём будут говорить Понтий Пилат и Га-Ноцри, когда будут идти вместе по лунной дороге? »

2.Составить синквейн:к образу П.Пилата (1 вариант), к образу Иешуа(2 вариант)

3. Составить план ершалаимских глав романа.

Самооценка работы на уроке учащимися ( лист самооценки у каждого на парте)

Ф.И. учащегося____________________________

№ п/п

Оценка учащимися собственного участия

2 б.

1б.

0б.

Примечание ( замечания, пожелания если есть)

1

Я отвечал на вопросы, давал объяснения, когда нужно было


2

Я хорошо сотрудничал со своими товарищами


3

Я принимал участие в обсуждении задания


4

Я высказывал новые идеи и вносил предложения


5

Я помогал другим


6

Я давал возможность товарищам принять участие

в обсуждении



© 2010-2022