- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Эпистолярное творчество. Урок развития речи в 5 классе
Эпистолярное творчество. Урок развития речи в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловей С.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Эпистолярное творчество. Урок развития речи в 5 классе.
Цели:
-
обучающие: формировать умения и навыки организационной речи в эпистолярном жанре (письмо); ознакомить учащихся со структурой письма и его этикетными особенностями;
-
развивающие: развивать память, мышление, речь, познавательную активность учащихся;
-
воспитательные: формировать эстетический вкус к слову, содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.
Оборудование: раздаточный материал; отрывки из писем А.С.Пушкина; копии старых писем.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Я.Аким.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
-
Слово учителя:
- Ребята, у вас на партах лежат листочки. Вы можете их рассмотреть. Кто может мне сказать: что это такое?
- Правильно. Мы сегодня будем говорить о письмах. Вот-вот и позабудется некогда процветавшее в России эпистолярное искусство. Иными словами - умение писать письма. Взамен нередко слышится: «Не умею я писать… Позвоню при случае…» И уж совсем не придёт в голову нашему современнику, что признаться в этом почти так же неприлично, как сказать, что не обучен грамоте. Между тем, россияне не просто умели - любили писать друг другу. В почтовых посланиях жила человеческая натура, душа. В Ульяновском областном госархиве среди тысяч документов хранятся те, что называются «личным фондом». Послушайте, как душевно, проникновенно звучат строчки из писем (учитель зачитывает отрывки из старых писем).
-
Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф написан на доске).
- Прочитайте эпиграф выразительно вслух.
- Назовите основную мысль эпиграфа.
-
Знакомство с планом урока
План (на доске).
1. Исторический экскурс.
2. Словарная работа.
3. Виды писем.
4. Правила написания письма.
5. Практическая работа:
а) написание текста письма;
б) оформление конверта по образцу.
3. Работа над темой урока.
-
Исторический экскурс
Учитель:
- Зачем люди пишут друг другу письма?
(Предполагаемые ответы:
- чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями;
- в письмах люди утешают друг друга, советуют, спорят, рассказывают о своих делах и т.п.)
- А как же всё началось?
(Выступления учащихся с сообщениями: происхождение и развитие письма; история возникновения почтовой службы.)
-
Словарная работа
письмо Эпистола (греч.) - устное письмо, послание.
писать
письменный
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Эпистолярный - написанный в форме писем.
Адресат (нем.) - получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление.
Адресант (нем.) - отправитель, лицо, посылающее почтовое отправление.
-
Слово учителя об эпистолярном жанре
- Эпистолярная литература - это изданные письма частного характера; совокупность произведений, использующих форму письменного обращения друг к другу.
К эпистолярному жанру относят письма знаменитостей. Например, переписка А.С.Пушкина с Н.Гончаровой. До нас дошло 847 писем Пушкина. Черновики свидетельствуют об огромной работе над письмом. Часто одно и то же место исправляется несколько раз (например, в черновом письме к Вяземской имеется 15 вариантов одной фразы).
-
Виды писем
- Какие вы знаете виды писем по назначению?
(Поздравительное, благодарственное, деловое, официальное, приглашение, любовное и др.)
-
Ознакомление со структурой письма
Как правило, письмо состоит из трёх частей:
1. Зачин;
2. Информационная часть;
3. Концовка.
- Что является неотъемлемой частью письма? (Обращение.)
- Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт? (Этикетные слова: здравствуйте и т.д.)
Очень часто авторы различных книг включают письма в свои произведения для характеристики героев.
4. Закрепление изученного материала.
-
Практическая работа.
Перед вами письмо литературного героя. Какие этикетные особенности нарушены в этом письме?
Вминстерство.Учительница меня мучеит за каждую ашипку ставит пару. Прашу принят меру и асвабадит меня по здоровю атучёбы спасибо. Хачу палучит пеньсию. За это квам опять спасибо и привет.
(Л.Давыдов «Трудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова - второклассника и второгодника».)
-
Оформление конверта по образцу
Куда: 432044 г. Ульяновск,
ул. Кольцевая, д.17, кв.37.
Кому: Никулину Петру Ивановичу.
Откуда:440233 г. Пенза,
ул. Суворова, д.65, кв.54.
От кого: Петрова Сергея Петровича.
5. Итоги урока
Саморефлексия.
Задание: напишите письмо учителю на тему «Что нового я узнал на уроке».
6. Домашнее задание
Выучить словарные слова, написать письмо ветерану.