Эпистолярное творчество. Урок развития речи в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эпистолярное творчество. Урок развития речи в 5 классе.

Цели:

  • обучающие: формировать умения и навыки организационной речи в эпистолярном жанре (письмо); ознакомить учащихся со структурой письма и его этикетными особенностями;

  • развивающие: развивать память, мышление, речь, познавательную активность учащихся;

  • воспитательные: формировать эстетический вкус к слову, содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Оборудование: раздаточный материал; отрывки из писем А.С.Пушкина; копии старых писем.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Ты письмо моё получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Я.Аким.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.

  • Слово учителя:

- Ребята, у вас на партах лежат листочки. Вы можете их рассмотреть. Кто может мне сказать: что это такое?

- Правильно. Мы сегодня будем говорить о письмах. Вот-вот и позабудется некогда процветавшее в России эпистолярное искусство. Иными словами - умение писать письма. Взамен нередко слышится: «Не умею я писать… Позвоню при случае…» И уж совсем не придёт в голову нашему современнику, что признаться в этом почти так же неприлично, как сказать, что не обучен грамоте. Между тем, россияне не просто умели - любили писать друг другу. В почтовых посланиях жила человеческая натура, душа. В Ульяновском областном госархиве среди тысяч документов хранятся те, что называются «личным фондом». Послушайте, как душевно, проникновенно звучат строчки из писем (учитель зачитывает отрывки из старых писем).

  • Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф написан на доске).

- Прочитайте эпиграф выразительно вслух.

- Назовите основную мысль эпиграфа.

  • Знакомство с планом урока

План (на доске).

1. Исторический экскурс.

2. Словарная работа.

3. Виды писем.

4. Правила написания письма.

5. Практическая работа:

а) написание текста письма;

б) оформление конверта по образцу.

3. Работа над темой урока.

  • Исторический экскурс

Учитель:

- Зачем люди пишут друг другу письма?

(Предполагаемые ответы:

- чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями;

- в письмах люди утешают друг друга, советуют, спорят, рассказывают о своих делах и т.п.)

- А как же всё началось?

(Выступления учащихся с сообщениями: происхождение и развитие письма; история возникновения почтовой службы.)

  • Словарная работа

письмо Эпистола (греч.) - устное письмо, послание.

писать

письменный

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Эпистолярный - написанный в форме писем.

Адресат (нем.) - получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление.

Адресант (нем.) - отправитель, лицо, посылающее почтовое отправление.

  • Слово учителя об эпистолярном жанре

- Эпистолярная литература - это изданные письма частного характера; совокупность произведений, использующих форму письменного обращения друг к другу.

К эпистолярному жанру относят письма знаменитостей. Например, переписка А.С.Пушкина с Н.Гончаровой. До нас дошло 847 писем Пушкина. Черновики свидетельствуют об огромной работе над письмом. Часто одно и то же место исправляется несколько раз (например, в черновом письме к Вяземской имеется 15 вариантов одной фразы).

  • Виды писем

- Какие вы знаете виды писем по назначению?

(Поздравительное, благодарственное, деловое, официальное, приглашение, любовное и др.)

  • Ознакомление со структурой письма

Как правило, письмо состоит из трёх частей:

1. Зачин;

2. Информационная часть;

3. Концовка.

- Что является неотъемлемой частью письма? (Обращение.)

- Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт? (Этикетные слова: здравствуйте и т.д.)

Очень часто авторы различных книг включают письма в свои произведения для характеристики героев.

4. Закрепление изученного материала.

  • Практическая работа.

Перед вами письмо литературного героя. Какие этикетные особенности нарушены в этом письме?

Вминстерство.Учительница меня мучеит за каждую ашипку ставит пару. Прашу принят меру и асвабадит меня по здоровю атучёбы спасибо. Хачу палучит пеньсию. За это квам опять спасибо и привет.

(Л.Давыдов «Трудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова - второклассника и второгодника».)

  • Оформление конверта по образцу

Куда: 432044 г. Ульяновск,

ул. Кольцевая, д.17, кв.37.

Кому: Никулину Петру Ивановичу.

Откуда:440233 г. Пенза,

ул. Суворова, д.65, кв.54.

От кого: Петрова Сергея Петровича.

5. Итоги урока

Саморефлексия.

Задание: напишите письмо учителю на тему «Что нового я узнал на уроке».

6. Домашнее задание

Выучить словарные слова, написать письмо ветерану.






© 2010-2022