Рабочая программа кружка Юный корреспондент

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чудиновская основная общеобразовательная школа» Вязниковского района
















ПРОГРАММА КРУЖКА



«Юный корреспондент»










Составитель программы

и руководитель кружка:

Шилова Марина Борисовна












Информационная карта к дополнительной образовательной программе «Юный журналист»

ФИО педагога Шилова Марина Борисовна

По типу создания: типовая, адаптированная, авторская

По образовательной области: профильная, многопрофильная

(естествознание, искусство, духовная,

антропология, социальная практика,

словесность, технология)

По способам реализации: эвристическая, алгоритмическая,

исследовательская, творческая

По направлениям деятельности: техническое, спортивно-техническое,

физкультурно-оздоровительное,

туристско-краеведческий, эколого-

биологическое, культурологическое,

социально-педагогическая

профориентация,

художественно-эстетическое, военно-

патриотическое, естественно-научное

По формам реализации: групповые, индивидуальные,

индивидуально-групповые

По продолжительности

реализации: одногодичная, двухгодичная, трехгодичная

По полу: смешанное, для мальчиков, для девочек

По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной

школы, основной школы, средней школы



Образовательная программа «Юный корреспондент»

Раздел 1. Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе.

Школьная газета - мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, совершенствованию и развитию навыков литературного творчества, повышению грамотности, приобретению первого журналистского опыта.

Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество, спорт и др.

Настоящая программа рассчитана на 2 года: 136 часов по 2 часа в неделю. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-17 лет.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.

Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, раскрывает творческие способности учащихся при освещении школьных событий, идет освоение новых информационных технологий (освоение программ, которые не рассматриваются в рамках школьной программы по информатике и информационным технологиям), создает живую, активно работающую информационную среду.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Оздоровительные:

- создание условий для эмоционального, благополучия, психического и физического здоровья детей

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Ожидаемый результат:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода

Концептуальные основы программы:

  1. Педагогические технологии:

    • Педагогика сотрудничества

    • Личностно-ориентированная педагогика

    • Метод проектов

  2. Принципы обучения:

    • Доступность

    • Последовательность

    • Коллективность

    • Индивидуализация воспитания

    • Вариативности

    • Связь с жизнью

    • Гуманистической направленности

  3. Методы обучения:

    • Словесный

    • Эвристический

    • Игровой

    • Практический

  4. Формы обучения:

    • Индивидуальная

    • Групповая

    • Беседа

    • Лекция

    • Практическое занятие

    • Экскурсии в редакцию «Маяк»

К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • Основные жанры журналистики

  • Основные жанры публицистики

  • Уметь создавать тексты в различных жанрах публицистики

  • Уметь верстать газету

  • Уметь редактировать тексты

При составлении данной программы педагог опирался на историю журналистики, теоретические знания.

Набор учащихся проводится по принципу свободного выбора, при наличии у ребенка желания заниматься данным видом деятельности.

Продолжительность реализации программы 2 года. Занятия проходят 2раз а в неделю. Продолжительность занятия 40 минут

Годы обучения

Количество обучающихся в группе

Количество часов неделю

Количество часов в день

1

12-15

2

68

2

10-12

2

68

Материально-техническое обеспечение выполнения программы:

  • компьютер

  • сканер

  • копировальная техника

  • мини-типография

  • фотоаппарат

Раздел II

Содержание программы

Тема 1

Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики.

Тема 2

Основные жанры журналистики. Общая характеристика.

Информационные жанры. Заметка. Отчет. Интервью. Репортаж. Особенности жанров.

Аналитические жанры. Аналитический отчет, интервью, опрос, беседа, комментарий, резюме, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья

Художественно-публицистические жанры. Зарисовка. Очерк. Фельетон. Заметка. Репортаж. Дневник. Путешествие. Отзыв. Портретный очерк. Языковые и композиционные особенности художественно-публицистических жанров.

Тема 3

Основные методы сбора информации. Изучаем документы, наблюдаем, работаем с людьми.

Тема 4

Язык журналистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Тема 5

Номер газеты. Редакционный коллектив. Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Создание макета газеты в Microsoft Word. Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Размещаем фотографии и иллюстрации.

Раздел III

Учебный план

Первый год обучения

Тема

Общее количество часов

Теория
(количество часов)

Практика
(количество часов)

1

Вводное занятие. Организация редколлегии. Инструктаж по технике безопасности

2

2

1

1

2

Журналистика как профессия. Функции журналистики.

Разработка основных разделов школьной газеты

2

1

1

3

Введение в систему основных жанров журналистики.

2

1

1

4

Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя.

2

1

1

5

Основные методы сбора информации

2

1

1

6

Информационные жанры журналистики.

2

1

1

7

Аналитические жанры

Разнообразие аналитических жанров

2

1

1

8

Создание макета газеты в Microsoft Word

Подготовка новогоднего выпуска газеты. Отбор материала

4


4

9

Художественно-публицистические жанры

4

2

2

10

Очерк. Разновидности очерка как портретный очерк и проблемный очерк.

4

2

2

11

Портретный очерк. Особенности портретного очерка.

2

1

1

12

Заметка. Разновидности заметки

2

1

1

13

Письмо в газету. Языковое оформление письма.

2

1

1

14

Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт.

Редактирование и выпуск номера газеты

6

2

4

15

Статья. Языковые и композиционные особенности статьи.

4

2

2

16

Путешествие. Черты жанра.

4

2

2

17

Язык журналистики. Профессиональная лексика

4

2

2

18

Жанровые особенности журналистики

4

2

2

19

Размещаем фотографии и иллюстрации.

Подготовка и выпуск номера газеты

6


6

20

Стилистические фигуры речи

3

3


21

Стилистические фигуры в тексте газетных статей

6

2

4

22

Итоговое занятие. Экскурсия в редакцию газеты «Маяк»

3


3

Итого

72

29

43

Всего

72

Второй год обучения

Тема

Общее количество часов

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

4


--4C

2

Роль и значение прессы в современном мире

4

2

2

3

Композиция материала.

Выпуск поздравительного номера ко Дню учителя. Редактирование номера


6

2

4

4

Основные типы построения текста.

Выпуск номера по итогам 1-й четверти.


6

2

4

5

Анализ газетных и журнальных публикаций

6

2

4

6

Различные виды сбора информации. Выпуск новогоднего номера

6

2

4

7

Малые жанры журналистики

6

2

4

8

Интервью - особенности жанра. Выпуск номера по итогам 3-й четверти


6

2

4

9

Роль статьи в публицистике

4

2

2

10

Виды репортажа. Экскурсия в редакцию «Маяк»

6

2

4

11

Очерк - близость к малым формам художественной литературы


6

2

4

12

Сатирические жанры публицистики

6

2

4

13

Особенности работы журналиста в печатных изданиях. Экскурсия в типографию. Выпуск итогового номера газеты.



6

2

4


Итого

72

26

46

Раздел IV

Календарно - тематическое планирование (1-ый год)

Тематика занятий

Форма занятия

Дата (план - факт_

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Беседа

2

Распределение ролей

Анализ газет прошлых лет

Беседа, анализ рубрик школьной газеты прошлых лет

3

Журналистика как профессия. Функции журналистики

лекция

4

Разработка основных разделов школьной газеты

Круглый стол

5- 6

Основные жанры журналистики

Лекция, практикум

7

Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Публицистический стиль речи

Презентация «Основные понятия стилистики. Публицистический стиль» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1195-osnovnye-ponyatiya-stilistiki-publicisticheskiy-stil-rechi.html

8

Основные методы сбора информации. Работа с документами и людьми

Беседа

9

Работа на школьном сайте. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя.

Презентация «Виды тропов и стилистических фигур» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/2485-vidy-tropov-i-stilisticheskih-figur.html

10

Выпуск праздничного номера ко Дню учителя.

Практикум

11

Информационные жанры

Лекция

12

Написание заметки, репортажа, интервью

Практическая работа в группах

13

Аналитические жанры

Лекция

14

Аналитические жанры.

Практическая работа

Работа на сайте

Практическая работа в группах

15

Создание макета газеты в Microsoft Word

ИКТ

16

Классификация ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение

Презентация «Коммуникативные качества речи» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1051-kommunikativnye-kachestva-rechi.html

17

Художественно-публицистические жанры (Зарисовка, очерк, заметка, репортаж)

Работа на сайте

Лекция

Презентация «Выразительные средства языка» powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1598-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

18

Художественно-публицистические жанры (Дневник, путешествие, очерк)

Презентация «Художественный стиль речи» powerpt.ru/prezentacii-po-literature/4342-hudozhestvennyy-stil-rechi.html

19-20

Практическая работа над газетным номером

Групповая и индивидуальная работа

21-23

Очерк. Разновидности очерка

Работа на сайте

Презентация «Культура речи и языковая норма» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/674-kultura-rechi-i-yazykovaya-norma.html

23-24

Практическая работа. Языковые особенности очерка

Презентация «Выразительные средства языка» powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1598-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

25

Работаем над очерком

Групповая работа

26

Виды заметок

Лекция

27

Заметка информационного характера. Заметка-благодарность

Практическая работа

Презентация «Наша книга» powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1349-nasha-kniga.html

28-29

Письмо в газету. Языковое оформление письма.

Учимся работать со словарёмpowerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4082-slovari-nashi-druzya-i-pomoschniki.html

30-31

Работа над новогодним номером и на сайте

Инд. и групповая работа

32-33

Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Новогодняя сказка

Презентация «Морфологические нормы» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3738-morfologicheskie-normy.html Инд. и групповая работа

34

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции),

Групповая работа с газетным материалом

35

Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт.

Практическая работа

«Слова-помощники» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3817-slova-pomoschniki.html Инд. и групповая работа

36-37

Статья. Языковые и композиционные особенности статьи.

Лекция

Презентация «Морфологические нормы» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3738-morfologicheskie-normy.html

«Синтаксические нормы» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3685-sintaksicheskie-normy.html

38-41

Практическое занятие. Написание статьи. Анализ работ

«Текст» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3581-tekst.html

Инд. и групповая работа

42-43

Путешествие. Черты жанра.

Лекция

44-45

Путевые заметки. Практическая работа

Инд. работа

46-47

Язык журналистики. Профессиональная лексика

«Диалектные слова и их роль в тексте» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1186-dialektnye-slova.html

«Заимствованные слова и их роль в тексте» powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4222-zaimstvovannye-slova-i-ih-poyavlenie.html

48-49

Заметка на дискуссионную тему

Работа на сайте

Практическая работа

50-53

Работа над газетным номером

Практическая работа

54

Роль фотографа в журналистике

Конкурс «Полиглот» powerpt.ru/prezentacii-po-angliyskomu/3691-konkurs-poliglot.html

55

Конкурс фотографий «Весенние каникулы»

Конкурс

56-58

Стилистические фигуры речи

Лекция, презентация

59

Стилистические фигуры в тексте газетных статей

Лекция, презентация

60

Практическая работа. Анализируем газетную статью

Практикум

61-62

Творческая работа «Всё в лесу поёт»

Практикум

63-64

Экскурсия в редакцию газеты «Маяк»

экскурсия

65-66

Встреча с ветеранами ВОВ. Интервью

Круглый стол

67-68

Работа над газетным номером.

Работа на сайте

Практикум

69

Смотр лингвистических газет «Из истории языка»

Смотр-конкурс

70-71

Моя газета. «Если бы я был редактором…»

Круглый стол

72

Заключительное занятие

Круглый стол

Список литературы:

  1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2006

  2. Гринина-Земскова А.М. сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006

  3. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Пособие для учителей. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

  4. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2007


© 2010-2022