Правописание одного -Н-и двух -НН-в наречиях (7 класс якутской школы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок и презентация по русскому языку по теме:

"Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е"

Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е.

Цель: Правописание одного -Н- и двух -НН- в наречиях (7 класс якутской школы)

  • формирование навыка написания Н и НН в наречиях на -О и -Е,

  • повторить изученные орфограммы в написании других частей речи;

  • развивать речь: конструирование предложений по схемам;

  • повторить знания по грамматике - лингвистические разборы.

Оборудование: тетради, доска, проектор с компьютером, доска, перфокарты.

Ход урока.

1.Организационный момент. Доброго дня, уважаемые коллеги, учащиеся!

Меня зовут Виктория Викторовна. Я приехала из Ленского района с.Орто-Нахара, чтобы принять участие в конкурсе. До этого года 18 лет проработала директором школы, с этого года - преподаю уроки русского языка и литературы. Школа наша якутская, детей мало. Поэтому я сегодня очень волнуюсь.

Но я очень на вас рассчитываю, т.к. ваш класс, наверное, выбрали не просто так. Наверное, выбрали самых воспитанных, умных, коммуникабельных детей. После болезни я плохо слышу, поэтому прошу вас говорить громко, четко. Мои ребятишки уже привыкли к моему недостатку и без напоминания стараются.

3.Объявление темы урока, запись в тетрадях и на доске.

А теперь откройте тетради, запишите дату. Пишите наклонно, безотрывно, одинаковыми, круглыми буквами. Тему узнаете, если выполните это задание:

4.Объявление цели урока.

5.Словарная работа со словами в «рамочке» из учебника. 3 слайд.

А) Раскройте скобки, правильно выберите НЕ или НИ, укажите, к какой части речи относятся слова с НЕ и НИ. 3 слайд.

(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не) откуда не получал писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, шагу (ни, не)где ступить.

Б) Проверим работы. На экране 4 слайд.

В) Сделаем вывод: как пишутся приставки НЕ и НИ с наречиями на -О и -Е?

(Под ударением НЕ, без ударения - НИ).

6.Орфографическая работа. Вспомним слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

А) Объяснительный диктант.

Неглубокое озеро; небезынтересно; не вежливо, а грубо; невежливый; невкусный; невзлюбить; не дочитана; недобрый; не мог; не высоко, а низко; неестественно; не считая; недоверие; не приветливость, а грубость; невыученные; ничуть не примечательная; вовсе не смешно.

Б) Взаимопроверка. На экране 5 слайд.

7. Вспомним написание Н и НН у прилагательных и причастий. (Ребята устно объясняют условия выбора данных орфограмм).

А) А теперь напишем распределительный диктант ( в 2 столбика: 1 - слова с Н, 2 - слова с НН).

Песчаный берег, желанный друг, раненый боец, местность пустынна, вовремя организовано собрание, смышленый малыш, тренированный спортсмен, соломенная шляпа, гусиное перо, внимательный ученик, уверенный ответ, мороженая рыба, тушенное в печке мясо.

Б) Проверка. На экране 6 слайд.

8. Объяснение новой темы. Слайд 8.

Объяснение новой темы с целью познакомить учащихся с написанием Н и НН в наречиях на -О и -Е; формирование представления о Н и НН в наречиях на -О и -Е.

1).Чтение и наблюдение записанных на доске пар слов:

Обдуманный - обдуманно;

Восторженный - восторженно;

Искусный - искусно

Интересный - интересно.

2.) Беседа:

- Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?

- Каким способом образованы данные наречия?

- Чем обусловлено употребление одной и двух букв Н в наречиях на -О и -Е?

(Если не можем сходу ответить, давайте посмотрим следующий слайд.)

Слайд 9.

( Прилагательное + суффикс О(Е) = наречие.

Причастие + суффикс О(Е) = наречие). У наречия столько Н, сколько у прилагательного или причастия, от которого оно образовано.).

3). Чтение материала учебника с последующим ответом на вопрос:

- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречиях Н и НН?

- Как наречие на -О(Е) отличить от краткого прилагательного и краткого причастия ?

Запись на доске:


Зрители слушали удивлённо. Собрание удивлено сообщением.

- На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложениях?

- Какими членами предложения являются эти слова?

- От каких частей речи зависят?

Вывод: в первом предложении удивленно - наречие образа действия, вопрос (как?) задаётся от глагола, является обстоятельством;

- во втором предложении удивлено - краткое причастие, является сказуемым.

ВЫВОД: (По вопросу и синтаксической роли в предложении. Примеры в 9 слайде.).Показать!!!

Правописание одного -Н- и двух -НН- в наречиях (7 класс якутской школы)

9. Закрепление. А) Выборочный диктант. Выпишите только наречия с Н и НН.

1) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 2) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 3) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. 4) Войско противника рассеяно, победа за нами! 5) Сегодня она рассеянна и невнимательна. 6) Поведение ее было странно. 7) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. 8) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги.

Б) Проверка. На экране 10 слайд.

Физкультминутка

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)



10. Составьте предложения с прямой речью по схемам, используя наречия на -О(Е).

(посоветовал командир разведчикам).

(Девушка … произнесла)

11. Лингвистическая разминка.

А) Запишите предложение «Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги» и произведите синтаксический разбор. (Простое, осложненное)

Б) Произведите морфемный и словообразовательный разборы слова «выклеенные». (Суффиксальный)

В) Произведите морфологический разбор слова « искусно». (Наречие)

(Работа выполняется на доске и в тетрадях).

12. Проверочная работа с перфокартой ( Правописание Н -НН).(Учитель диктует, учащиеся на доске и в тетрадях в 2 столбика проставляют только буквы: "Н" или "НН", затем сверяют по слайду)

1. Газированная вода, листва озарена, испуганно вскрикнул;

2. Странно посмотрел, местность пустынна, проблема изучена;

3. Оборудованный кабинет, квашеная капуста, рассказывает замечательно;

4. Небо облачно, исследование закончено, огорченно вздохнуть;

5. Ответить сдержанно, организованный отряд, жеваный лист;

6. Недостатки выявлены, насыщенный влагой, буйно разрастаться;

7. Бешеный зверь, ветреный день, раненый враг;

8. Обдуманное предложение, улыбался восторженно, решение продумано;

9. Девушка воспитанна, мальчик воспитан бабушкой, воспитанные дети.

13. Самопроверка. На экране 10 слайд.

14. Комментирование и выставление оценок.

15. Вывод, подведение итогов работы.

  • Как определить, одну Н или две НН писать в наречии? ( Определить, сколько Н в том слове, от которого наречие образовано)

  • На какие вопросы отвечают наречия на -О(Е)? (Как?)

  • Каким членом предложения являются наречия? (Обстоятельством).

16. Запишите домашнее задание. Параграф 38, у. 236, словарь.


© 2010-2022