- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 10-м классе по теме: Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных
Урок русского языка в 10-м классе по теме: Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гимадиева Г.Л. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Автономная некоммерческая организация основная общеобразовательная авторская школа «Источник»»
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных"
29.03.14
Учитель
русского языка и литературы
НОУ «Авторская школа «Источник»,
студентка гр.МПР-13
Гимадиева Г.Л.
Цели:
-
обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
-
развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
-
развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Задачи:
образовательная - обучить правописанию суффиксов прилагательных
развивающая - развивать умения применять знания на практике, развивать психические процессы: память, речь, внимание, мышление; развивать языковое чутьё, навыки беглого чтения, умение работать в парах, умение сотрудничать.
воспитательная - способствовать воспитанию внимательности, воспитанию чувства ответственности.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.
Метод урока: частично-поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, самоконтроль, диалогический, эврестический, творческий.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оформление доски:
Записано:
-
обобщить, систематизировать…
-
закрепить умение….
-
развивать…
Словарные слова:
-
толерантность
-
иммиграция
-
эмиграция
Ход урока
Предупреждающее домашнее задание: параграф 40, упражнение 247 (по заданию).
I. Организационный момент.
Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися
II. Опрос.
Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:
1. Рассказать о правописании н в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 1
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется НН?
-
Дикови…ое происшествие
-
Багря…ые закаты
-
Дровя…ой склад
-
Беше...ый ритм
-
Ветре...ая девушка
2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 2
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется Н?
-
Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
-
В своих делах она была безукоризнен..а.
-
В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
-
В центре города находится гостин..ца "Советская Гавань".
III. Работа учащихся с новыми словарными словами.
Определение лексического значения слов по "Словарю русского языка" С.И.Ожегова. Слова указаны наслайде 2.
Толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Иммиграция - въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.
Эмиграция - переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).
Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)
Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).
Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова "ЕГЭ по русскому языку 2012"):
Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова "терпимость" нужно употребить слова "терпение"?
-
Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
-
В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
-
Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
-
Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.
(ответ: №4)
IV. Работа по орфоэпии.
На слайде 4 записаны слова:
-
ОксюмОрон
-
НедопонЯвший
-
ЗасОрит
-
ИспОднизу
Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)
V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон(стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например "Оптимистическая трагедия", "Живой труп")
VI. Ответы учащихся, работающих у доски.
Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.
Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала "Русский язык и литература для школьников") Приложение 1.
VII. Закрепление.
1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.
Тест
А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. коноплян..ый
4. торжествен..ый
2. курин..ый
5. румян..ый
3. оловян..ый
Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. стеклян..ый
4. серебрян..ый
2. деревян..ый
5. ветрен..ый
3. прян..ый
В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. безветрен..ый
4. полотнян..ый
2. багрян.ый
5. овчин..ый
3. времен..ый
(Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина "Единый Государственный экзамен. Русский язык" М.: Русское слово, 2006)
2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложеноиндивидуальное задание.
Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:
-
Смотрел рассеян..о.
-
Облака рассеян..ы.
-
Девочка рассеян..а.
-
Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
-
Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
-
Работа комиссии хорошо организован..а.
-
Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.
3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5. Ответы на тест: А - 3,4;Б - 1,2; В - 1,3,5.
4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6).
-
Смотрел рассеянно (наречие).
-
Облака рассеяны (краткое причастие).
-
Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
-
Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
-
Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
-
Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
-
Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)
Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.
VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.
Приложение 2 Текст В. Лакшина "Весь в письмах".
Ответы. Приложение 3.
Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).
IX. Итоги урока.
-
Достиг ли урок цели?
-
Какие знания и умения закрепили на уроке?
X. Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237(по заданию), индивидуальное задание - отредактировать написанное сочинение.
Приложение 1.
Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи. Имена прилагательные, образованные от имен существительных.
-нн-
-н-
-онн-,-енн-,-ённ-,
.н + н
-ин-, -ан-
(-ЯН-).
Исключения:
Ветреный день/ ветреный человек
Стеклянный, оловянный, деревянный.
Обратите внимание на слова:
Старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный.
Запомните: румяный, юный, единый, свиной, зеленый, багряный, пряный.
Различайте: масляная краска - масленый блин
Ветреный день - ветряная мельница
Имейте в виду: в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в
полных.
Даль туманна. Листы зелены.
Приложение 2.
Весь в письмах.
(1) Все мы порой пишем письма.
(2) А.П.Чехов всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.
(3) Смолоду Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим… (4) Как прекрасно он умел это делать!
(5) Знаете ли вы, что разрушение общепринятой чин…ости письма начинается с обращения? (6) В эпистолярной форме Чехов давал совет брату, как общаться с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искрен..ости и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».
(7)..Мы можем представить себе фигуру Чехова по воспоминаниям , рассказам современ..иков. (8) Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам?
(9) Он рано осознал, что стержень характера - чувство собствен..ого достоинства, и другим пытался внушить это.
(10) Сознавать свое достоинство - значит, по Чехову, уважать чужую личность: не оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. (11) Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу - вот, что входило в понятие достоинства Чехова. (12) Работать на совесть, выполнять свой внутрен..ий долг, совершать не афишируя добро, не ожидая воздаяний и наград. (13) Чехов - это образец самовоспитания. (14) Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. (15) И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. (16) Легко обращая иронию на себя, Чехов и другим людям , как и событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.
(17)…Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать и оскорблять. (18) И самым щадящим оружием , и самым надежным лекарством против заносчивости , грубости , глупости служит чеховский юмор. (19) О, как он великолепен!
(20) Хотите выбрать образец жизни? (21) Читайте письма Чехова!
В. Лакшин.
1.Подготовиться к выразительному чтению текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажите.
Самостоятельная работа.
-
Вставьте пропущенные буквы.
-
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
-
Назовите тип связи, который используется в словосочетании РАНО ОСОЗНАЛ (предложение 8)
-
Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
-
Из предложения 16 выпишите местоимения.
ОТВЕТЫ.
Весь в письмах.
(1) Все мы порой пишем письма.
(2) А.П.Чехов всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.
(3) Смолоду Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим… (4) Как прекрасно он умел это делать!
(5) Знаете ли вы, что разрушение общепринятой чинности письма начинается с обращения? (6) В эпистолярной форме Чехов давал совет брату, как общаться с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искренности и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».
(7)..Мы можем представить себе фигуру Чехова по воспоминаниям , рассказам современников. (8) Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам?
(9) Он рано осознал, что стержень характера - чувство собственного достоинства, и другим пытался внушить это.
(10) Сознавать свое достоинство - значит, по Чехову, уважать чужую личность: не оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. (11) Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу - вот, что входило в понятие достоинства Чехова. (12) Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать не афишируя добро, не ожидая воздаяний и наград. (13) Чехов - это образец самовоспитания. (14) Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. (15) И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. (16) Легко обращая иронию на себя, Чехов и другим людям, как и событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.
(17)…Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать и оскорблять. (18) И самым щадящим оружием , и самым надежным лекарством против заносчивости , грубости , глупости служит чеховский юмор. (19) О, как он великолепен!
(20) Хотите выбрать образец жизни? (21) Читайте письма Чехова!
В. Лакшин.
1.Подготовиться к выразительному чтению текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажите.
Самостоятельная работа.
-
Вставьте пропущенные буквы.
-
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(вдохновенно)
-
Назовите тип связи, который используется в словосочетании РАНО ОСОЗНАЛ (предложение 8) (ПРИМЫКАНИЕ)
-
Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (16)
-
Из предложения 17 выпишите местоимения. (ЧЕМУ-ЛИБО, ЕГО).
10