Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

Проект "Правила русского языка в картинках" включает в себя творческие работы учащихся 5-6 классов, созданные при изучении той или иной темы на уроках русского языка.Учащиеся собрали иллюстрированный материал в альбом и создали проект.Проект является своеобразным пособием при изучении тем на уроках русского языка . Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся во всех сферах деятельности.Цель: составить илюстрированное пособие для повторения правил русского язык...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Средняя образовательная школа» пст. Мадмас








ПРОЕКТ


«Правила

русского языка

в картинках»


Исполнитель:

учащиеся 5-6 класса.







Мадмас 2013


Проект «Правила русского языка картинках»

Проект выполнен под руководством О.В.Дмитриевой, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст. Мадмас.

1.Название проекта: «Правила русского языка в картинках»

2.Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: русский язык.

3.Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

4.Цель проекта: составить иллюстрированное пособие для повторения правил русского языка в игровой форме.

5.Задачи проекта:

1. Изучить правила русского языка по учебнику.

2. Создать кластеры по изученным темам.

3.Подготовить иллюстрированное пособие.

6.Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы - Дмитриева О.В.

7.Возраст участников проекта: учащиеся 5-6 классов.

8.Аннотация проекта:

В проекте планируется представить наши творческие работы, которые выполнялись нами по мере прохождения той или иной темы на уроках русского языка в 5, 6 классах. Мы собрали в альбом иллюстрированный материал по правилам русского языка, который часто используем сами и которым советуем пользоваться другим учащимся для изучения предмета.

Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах.


Этапы работы над проектом.

Рекомендации для учащихся.

1.Планирование.

˃Изучите правила русского языка.

˃Разбейтесь на группы.

˃Распределите обязанности в группах.

˃Подготовьте план работы над проектом. (Используйте лист планирования).

2.Реализация проекта.

˃Работайте в группах по плану.

˃Совместно решайте возникающие проблемы.

˃При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей.

˃К назначенному сроку, отберите и объедините подготовленный материал.

3.Представление проекта.

˃К намеченному сроку подготовьте выпуск учебного пособия.

˃Подготовьте выступающих, которые расскажут о работе каждой группы.

˃Проведите презентацию. Ответьте на вопросы слушателей.

4.Осмысление и оценка проекта.

˃Обсудите, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.

˃Подумайте, почему получилось не всё, что было задумано? Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?

˃Оцените результат работы.




Лист планирования.

Тема проекта: «Правила русского языка в картинках».

Актуальность темы.

Многие учащиеся плохо запоминают теоретический материал учебника. Необходимо помочь учащимся с помощью иллюстраций усвоить правила русского языка. Ведь знания, усвоенные без интереса, не дают положительных результатов.

Цель: составить иллюстрированное пособие для повторения правил русского языка в игровой форме.

Задачи проекта:

1. Изучить правила русского языка по учебнику.

2. Создать кластеры по изученным темам.

3.Подготовить иллюстрированное пособие.

Что можно использовать: учебник русского языка Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., справочники по правилам русского языка, интернет ресурсы.

Координатор в группе: Минина Светлана.

Распределение обязанностей: организовать 3 группы:

техническую, творческую, информационную.

˃Техническая группа занимается набором текста на компьютере, сканированием творческих работ учащихся.

˃Творческая группа подготавливает иллюстрации и оформляет презентацию проекта.

˃Информационная группа занимается поиском и представлением необходимой информации.

План работы:

˃Изучить правила русского языка по учебнику, справочникам.

˃Создать кластеры по изученным правилам.

˃Отобрать работы, которые наиболее полно отражают понимание темы.

˃Подготовить материал к конечному результату.

˃Подготовить презентацию проекта.

Срок выполнения: учебный год.

ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках
























Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет.

Существительные принадлежат к одному из родов - мужскому, женскому, среднему; склоняются (изменяются по падежам).

Все существительные принимают форму единственного или множественного числа, обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахКАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.


Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

ВПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках русском языке 6 падежей. Все падежи, кроме именительного называются косвенными.

Форма именительного падежа является начальной формой слова.

В этом падеже существительное отвечает на вопрос «кто?», «что?», употребляется без предлога и служит для обозначения предмета, лица, явления.

Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кого?», «чего?», употребляются с предлогами и без них и обозначают объект действия (заготовка дров), признак предмета (пиджак отца), лицо, производящее действие (заседание комиссии) и т.д.

Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?», употребляются с предлогами и без них и чаще всего обозначают предмет, на который направлено действие (сказать сестре).

Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы

«кого?», «что?», употребляются с предлогами и без них и обозначают объект, на который направлено действие (читать книгу), признак предмета (шарф в клетку), расстояние, время (пройти километр).

Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы

«кем?», «чем?», употребляются с предлогами и без них и обозначают орудие действия (писать ручкой), объект действия (увлекаться рисованием), производителя действия (создана художником), обстоятельства, при которых совершается действие (находиться за забором), признак предмета (бородка клином).

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы «о ком?», «о чём?» и употребляется только с предлогами (о, об, обо, в, во, на, при). Существительные в предложном падеже чаще всего обозначают предмет мысли, речи, (думать о бабушке), указывают на обстоятельства, при которых совершаются действия (жить в городе).

ТИПЫ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках





3 типа склонения.


I склонение: существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа: кукла, яблоня, юноша, мужчина.

II склонение: существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончаниями -о,-е в именительном падеже единственного числа, а также существительные среднего рода с окончаниями -о,-е: грунт, городишко, небо, солнце.

III склонение: существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Прорубь, рожь, дочь, степь.

На конце данных существительных всегда пишется Ь.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

I.Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, ед.число).

II.Морфологические признаки:

1.Постоянные:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

в) род;

г) склонение.

2. Непостоянные:

а) число;

б) падеж.

III.Синтаксическая роль в предложении.


РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

Большинство несклоняемых неодушевлённых существительных относится к среднему роду: пальто, кашне, такси, кино.

Род несклоняемых одушевлённых существительных, обозначающих лицо, соотносится с полом данного лица: пани(ж.р.),леди(ж.р.),денди(м.р.).
Несклоняемые существительные, обозначающие животных, птиц, насекомых и т.д., относятся к мужскому роду: пони, колибри, шимпанзе. Но, если речь идёт об особи женского пола, данные слова употребляются как существительные женского рода: Молодая шимпанзе заботилась о своём детёныше.
Род неизменяемых географических наименований определяется по роду того нарицательного существительного, с которым соотносится данное название: Тбилиси(город)- м.р., Капри(остров)-м.р., Эри(озеро)-ср.р., Миссисипи(река)-ж.р.
Род неизменяемых аббревиатур, как правило, определяется по роду опорного слова: БГУ(Белорусский государственный университет)-м.р., АТС(автоматическая телефонная станция)-ж.р.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ВПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахторостепенные члены предложения - это такие члены предложения, которые не входят в грамматическую основу и находятся в подчинительной связи с главными членами предложения или между собой, служат для пояснения, уточнения, дополнения главных членов.

Второстепенные члены подразделяются на определения, дополнения и обстоятельства.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.




Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках



















Определение-это второстепенный член предложения, который относится к слову с предметным значением, характеризует признак называемого предмета и обычно отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?»



ДПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахОПОЛНЕНИЕ.



Дополнение-это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, по отношению к которому совершается действие, и отвечающий на вопросы косвенных падежей.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках


Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? Зачем? Как? Сколько?


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, свойства, количества, состояния, действия или указывают на них; имеют полное лексическое значение, в предложении являются главными или второстепенными членами.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках




ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

Глагол - самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечающая на вопросы «что делать?», «что сделать?»:писать, хотеть, улыбнуться.

Глагол имеет форму настоящего, будущего и прошедшего времени. В форме прошедшего времени у глагола можно определить род. Глагол может изменяться по лицам и числам.






СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках























Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!




РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ.



Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках


Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.







АЛФАВИТ.

ВПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках современном русском алфавите 33 буквы.

Перечень букв в определённом порядке называется алфавитом.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках




СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.



Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках














Согласные звуки состоят из шума или шума и голоса. При образовании согласных звуков струя воздуха преодолевает различные препятствия в полости рта.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках




Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.







ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках


Гласные звуки состоят только из голоса.

При образовании гласных звуков струя воздуха не встречает преград в полости рта.

В русском языке 6 основных гласных звуков.

Гласные: ударные и безударные.


СПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ.






Суффиксальный - суффикс присоединяется к основе производящего слова:
Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках
Приставочный - приставка присоединяется к целому производящему слову:
Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках
Приставочно-суффиксальный - приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова:
Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

Бессуффиксный - этим способом образуются имена существительные:

• от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,
либо окончание и суффикс:
Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках
от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания:
Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью
соединительных гласных или без них:

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

Сложением целых слов: кресло-кровать, плащ-палатка.

Переходом одной части речи в другую:
1. Мне купили новое платье. 2. Я люблю всё новое.





НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.

НПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахЕ пишем слитно:

˃Не употребляются без НЕ:

невежда
небылицы

˃При образовании слова противоположного значения:

Недруг
неприятель

НЕ пишем раздельно:

Если есть или подразумевается противопоставление:

Не правда, а ложь.

НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ.

Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинкахПроект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках





НЕ пишем слитно:

Не употребляются без НЕ:

ненастный
ненавидимый

При образовании слова противоположного значения:

Небольшой -маленький.

При наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:

Крайне неосторожный.

НЕ пишем раздельно:

˃Если есть или подразумевается противопоставление.

Не большой, а маленький.

˃Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями или наречиями.

Отнюдь не верное.

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЧИК, -ЩИК.Проект по русскому языку на тему Правила русского языка в картинках

В существительных после согласных Д, Т, З, С, Ж пишется суффикс -ЧИК, после иных согласных пишем суффикс -ЩИК.



Заключение.

Каждый человек - это творческая личность.

Мы - ученики, изучая великий русский язык, пробуем себя в творчестве. Свой проект хотим завершить стихотворением Сергея Острового:



ПЕРВОРОДСТВО.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Извини меня! -

это значит:

-Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Своё первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!-

Это значит:

-Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова есть норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.



© 2010-2022