Урок-размышление над судьбой сибирской деревни по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Зилаирский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сабырово»










Урок-размышление

над судьбой сибирской деревни по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой».



Провела: Атангулова Ляля Идрисовна

в 11 классе, учитель русского языка и

литературы МОБУ «СОШ с.

Сабырово».


Сабырово-2015 год

Тема урока: Урок-размышление над судьбой сибирской деревни по повести

Валентина Распутина «Прощание с Матерой».

Цель урока: довести до читателей главную мысль повести, пробудить

духовную память и духовный опыт человека, обратить на

разнообразие проблем, которые ставит писатель, формировать

неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство

ответственности за её судьбу.

Оборудование: Портрет писателя, компьютерные презентации, издание

произведений В. Распутина, проектор.

ХОД УРОКА

« Все прогрессы реакционны, если

рушится человек».

(А.Вознесенский).

Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.

1. Сообщение ученицы. Жизнь и творчество В. Распутина.

Презентация. Тулубаева Зульфия.

2. Слово учителя. Атангулова Ляля Идрисовна.

В 1976 году Валентин Распутин обладал достаточным жизненным и творческим опытом для того, чтобы создать произведение, которое воплотило бы в себе главные представления автора о бытии и человеческой жизни, вечности и современности. Таким произведением стала повесть «Прощание с Матерой».

В интервью к «Литературной газете», от 16 марта 1977 г. В. Распутин вспоминает:

«Моя последняя работа - повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый и дивный край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нем не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки.

К тому времени на Ангаре уже были построены мощные гидроэлектростанции, питающие током заводы и комбинаты-гиганты. Из Сибири везут лес, алюминий, нефть, машины. В Сибири остаются коренные сибиряки, предки которых расчищали в тайге пашни, растили хлеб, обустраивали суровый мир для достойной жизни своих семей и потомков. Остаются жить в наспех отстроенных новых домах в новых поселках, поставленных на таежных склонах над рукотворными морями.

Понимание масштабности экономических, социальных и следующих вслед за ними нравственных изменений в обществе соединяется в повести с глубоко личностным, сыновним отношением к происходящему.

Как один человек не похож на другого, несмотря на общность человеческих очертаний, так отношение одного человека к родной земле не похоже на отношение другого. Каждый обладает своей единственно ему предназначенной родиной, несмотря на наличие общенародного отношения, и прощание с ней всегда личностно и индивидуально.

Писатель создает свою «версию» прощания. Особенности этой «версии» впрямую связаны с целями, которые ставил перед собой автор, работая над повестью. Можно выделить несколько взаимосвязанных целей: прежде всего - выполнить свой долг перед родным краем и земляками (вспомним: автобиографический герой «Вниз по течению», уезжая из села, знал, что вернется на измененную родину, но «другим человеком») - показать суть происходящих перемен. Писателю важно было обозначить главные проблемы, порожденные процессом переустройства жизни; выразить свое понимание того, как надо прощаться с родной землей, показать то, с чем человек вынужден прощаться.

Распутин рассказывает о людях, живущих на острове в последние месяцы перед затоплением. Повествование основано на реальных впечатлениях, вынесенных из наблюдений за процессом переселения из родных мест и земель, затопляемых в результате строительства Усть-Илимской ГЭС.

В то же время автор включает в повествование условные образы (Хозяин), добивается символического звучания понятий (Матера, Листвень), связанных с изображением вполне реальных острова и дерева.

Сверхзадачей автора становится создание общественного мнения относительно цивилизационных изменений на «малой родине» и во всем мире, влияния этих перемен на мироощущение человека. В.Распутин стремится активно воздействовать на разум и чувство читателей, причем делает это оперативно, по горячим следам, поскольку решение поднимаемых проблем не терпит отлагательств. С этой целеустремленной работой связано публицистическое начало повести.

Название повести «Прощание с Матерой» как нельзя лучше отражает полноту жизни, изображенной писателем, и одновременно утверждает угол зрения автора на происходящее. Все в повести пронизано трагическим ощущением последнего срока жизни острова, все связано с переживанием трагедии прощания. Человек поставлен в обстоятельства, которые он не может преодолеть, его жизнь неподвластна его воле и желаниям. В этой ситуации персонажи повести выбирают собственные пути выхода: одни принимают изменения жизни за благо, другие мучаются непониманием происходящего, третьи считают недопустимым оставить остров.

3. Сообщение ученицы. Атангулова Тансулпан, ученица 11 класса

Привязчив человек, имевший свой дом

И родину, ох как привязчив! В. Распутин

В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие «матера». Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у В. Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость. Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа.

Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбища-все это уйдет под воду навечно. А это- смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. «Матера - это название деревни, и повесть - о тех изменениях, которые происходят в Сибири в связи со строительством ГЭС, созданием искусственных морей. Люди переезжают в поселок городского типа, жизнь их круто меняется, возникает масса проблем - и нравственных, и социальных. Для молодых такое переселение естественно, а для пожилых - зачастую ломка всей жизни. Обо всем этом я попытался написать, и в первую очередь о потерях - нравственных и этических, - которые происходят при прощании с деревней»- вспоминает Валентин Распутин о повести «Прощание с Матерой.

Аналитическая беседа.

Какие проблемы ставит В. Распутин в повести «Прощание с Матерой?» (Ответы учеников.)

1 ученик. Писатель говорит о проблемах духовных, связанных с совестью, с памятью, с верой. Остро ставит проблему самого существования народа, опасности утраты его самобытности, культуры.

2 ученик. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества- сохранить жизнь на земле.

3 ученик. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования.

4 ученик. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти.

Слово учителя по ответам учащихся.

Да, действительно, повесть дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»,- писал ещё Пушкин. Об этом твердит старуха Дарья. Об этом, подхватывая ее правду, не устает говорить автор. Всей уходящей деревенской жизнью Распутин напоминает нам, что мы- только звено в цепи существования Вселенского мира.

Размышляя об этом, автор показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает, о чем речь. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая. А когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

Беседа с учащимися по повести «Прощание с Матерой».

Примерные вопросы для беседы по повести.

1. Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?

2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.

3. Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?

4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это выражается?

5. Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?

6. Сформулируйте свое понимание идеи повести.

Заключительное слово учителя по повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

«Прощание с Матерой» - не столько повествование о некоем конкретном затоплении одного сибирского острова, сколько философская повесть, ставящая вопрос о границах и нравственных пределах прогресса.

Вот и потеря Матеры, как ее видит писатель, - тоже опыт, тоже необходимое нам разумение о том, откуда мы родом, и о том, - что мы, народ, испытали, какую лепту внесли во всеобщую историю человечества, о чем человечеству можем нынче поведать. \

Новый поселок, куда должны перебраться сельчане, сработан красиво: домик к домику. Но поставлен он как- то несуразно, не по-людски. Наверное, и прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой.

Да, Дарья видит, что уход деревни неизбежен. Но старуху тревожит, как легко прощаются с Матерой люди, как бесцеремонны с могилами, за которыми вековая жизнь и память. Академик Д. Лихачев писал на полях «Прощания»: «Во все века и во всех странах сознание собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по себе оставим».

Все оставшиеся до затопления дни Дарья собирает историю Матеры. Старуха торопится обдумать ее и воссоединить, чтобы, чтобы хоть в её сердце деревня дожила по- человечески, не уронив себя. Дарья хочет, чтобы весь опыт Матеры остался в памяти: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Знает это и Распутин, потому он показывает, что деревня

Валентин Распутин о повести «Прощание с Матерой»

1. «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле рубеж в писательской работе».

(«Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матерой»)

2. «Моя последняя работа - повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый и дивный край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нем не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки

Приложение 2

Валентин Распутин о героях произведений:

- Меня всегда привлекали - об этом я уже говорил - образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. В человеке многое зависит от его отношения к окружающим. Отчуждение - самое опасное, что может проявиться в человеческом характере, попавшем в определенные условия. Как часто приходится, увы, сталкиваться с тем, что один не слышит или не желает слышать другого…

Женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде, - об этом хотелось мне писать и рассказывать.

В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки. У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт. Перед их глазами проходили посевы и жатвы, зима сменялась весной, осень роняла листву…

(Вопросы литературы, 1976, № 9)

О Сибири

- Для меня Сибирь - не отвлеченное понятие. Есть вопросы, которыми я занимаюсь, и, наверное, всегда буду ими увлечен.

Кор.: Нельзя ли их перечислить?

- Назову главные и основные. Прежде всего, меня, как и всех, беспокоит судьба Байкала. Уже сейчас пресная вода - величайшая ценность. Байкал - мирового масштаба вместилище пресной воды. Сберечь эту воду - наша величайшая задача. Если мы не проявим хозяйской распорядительности, потомки нам не простят.

Сибирь невозможна без величайшей Ангары, - об этой реке мы должны заботиться постоянно. Сибирский лес также нуждается в тщательной охране и уходе, - многое в этом важнейшем деле оставляет желать лучшего. Словом, все это проблемы охраны окружающей среды, вопросы всенародной и государственной важности. Писатель не может равнодушно проходить мимо того, что волнует всех. Это его гражданственный и литературный долг.

(Вопросы литературы, 1976, № 9)

Домашнее задание:

Напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»; «Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»; «Дарья и Андрей - два звена одной цепи».


© 2010-2022