Рабочая программа элективного курса Учись писать грамотно 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Дурмин района имени Лазо Хабаровского края



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

_____________ С.Н.Курганова

Протокол № ___

«___» ______________ 2015 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Т.М.Сергеева

«___»________________ 2015 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________ Н.А.Колесник

«___» _____________ 2015 года




Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Учись писать грамотно»

для 9 класса


2015 - 2016 учебный год

Программы элективного курса для учащихся 9 класса «Учись писать грамотно» (трудные случаи правописания) Т.В. Потёминой

Учитель русского языка и литературы Курганова Светлана Николаевна, педстаж 15 лет.







Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Учись писать грамотно» (трудные случаи правописания) по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы элективного курса для учащихся 9 класса «Учись писать грамотно» (трудные случаи правописания) Т.В. Потёминой, образовательной программы и учебного плана МБОУ СОШ п. Дурмин.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Общие цели обучения русскому языку

Преподавание русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Задачи организации учебной деятельности

  • Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

  • Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цель курса: повышение уровня речевой и письменной грамотности, подготовка обучающихся к успешной сдаче ГИА по русскому языку.

Задачи курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии и пунктуации простого и сложного предложения за курс 5-8 классов;

  • формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

  • расширить навыки самостоятельной работы;

  • учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс для учащихся 9 класса посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии и пунктуации (5-8 кл). В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе, поэтому данный курс может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии учебного года. Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к ГИА недостаточно подготовленными в области орфографии и пунктуации простого предложения. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-8 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к ГИА, особенно при подготовке к ЕГЭ.

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ). Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более успешно сдать экзамен.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса «Учимся писать грамотно» (трудные случаи правописания) предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2 тренировочный (тестовые задания)

3. контролирующий (диктанты, тесты)

Требования к уровню подготовки учащихся IX класса

В ходе работы элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Формы организации учебного процесса:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • личностно ориентированное обучение.

Формы обучения:

  • комбинированный урок,

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок- исследование,

  • урок контроля,

  • урок - практикум.

Формы контроля: диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный), тестирование, изложение, комплексный анализ теста, устное высказывание на лингвистическую тему.

Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • письмо под диктовку;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

  • аудирование;

  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • участие в дискуссии;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Тематическое распределение часов

Количество часов в год, в неделю: 17 /1 (полугодие).

Кол-во часов

Разделы языкознания, темы

Орфография (10ч.)

1

Правописание приставок. Правописание частиц.

2

Правописание гласных и согласных в корне слов.

2

Употребление Ь и Ъ.

1

Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.

2

Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов.

2

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Пунктуация в простом и сложном предложении (6ч.)

1

Употребление тире в простом и сложном предложении.

1

Знаки препинания при однородных членах.

2

Обособление второстепенных членов предложения.

2

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения.

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Зачёт

17 часов: 16 + 1 зачёт

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

IX КЛАСС (17 ч)


Орфография (10ч.)

Правописание приставок. Правописание частиц (1ч.)

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з/-с. Приставки пре-/при-. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Правописание гласных и согласных в корне слов (2ч.)

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, И//Е в корне. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.

Употребление Ь и Ъ (2ч.)

Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ъ и Ь. Употребление Ь в числительных. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий(1ч.)

Дефисное написание сложных имён существительных, прилагательных и наречий.

Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (2ч.)

Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий, в суффиксах имён прилагательных, наречий и имён существительных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных прилагательных, личных окончаний глаголов.

Правописание предлогов, союзов, частиц (2ч.)

Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.

Пунктуация в простом и сложном предложении (6ч.)

Употребление тире в простом и сложном предложении (1ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.

Знаки препинания при однородных членах (1ч.)

Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные члены предложения.

Обособление второстепенных членов предложения (2ч.)

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК.

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения (2ч)

Предложения с обращениями и вводными словами, конструкциями.

Зачёт (1ч.)

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991г.

  2. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982г.

  3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001г.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация - М., 2002г.

  5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994г.





№урока

№урока в теме


Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану


Дата по факту

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды контроля

ИКТ

Домашнее задание

Примечание

Орфография 10ч.

1

1

Правописание приставок. Правописание частиц.

1

03.09.

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

Текущий: предупредительный диктант

2

2

Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне.

1

10.09.

Текущий: диктант «Проверяю себя»

«Репетитор 1С: Русский язык»

3

3

Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О//А, И//Е в корне. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.

1

17.09.

Текущий: объяснительный диктант

4

4

Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ъ и Ь.

1

24.09.

Текущий: объяснительный диктант

«Репетитор 1С: Русский язык»

5

5

Употребление Ь в числительных. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

1

08.10.

Текущий: объяснительный диктант

6

6

Дефисное написание сложных имён существительных, прилагательных и наречий.

1

15.10.

Текущий: объяснительный диктант

«Репетитор 1С: Русский язык»

7

7

Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий, в суффиксах имён прилагательных, наречий и имён существительных.

1

22.10.

Текущий: предупредительный диктант

«Репетитор 1С: Русский язык»

8

8

Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных прилагательных, личных окончаний глаголов.

1

29.10.

Текущий: «Проверяю себя»

9

9

Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи

1

12.11.

Текущий: объяснительный диктант

10

10

Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.

1

19.11.

Текущий: тестирование

«Репетитор 1С: Русский язык»

Пунктуация в простом и сложном предложении 6ч.+1ч.

11

1

Употребление тире в простом и сложном предложении.

1

26.11.


Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

Текущий: объяснительный диктант

«Репетитор 1С: Русский язык»

12

2

Знаки препинания при однородных членах.

1

03.12.


Текущий: предупредительный диктант

«Репетитор 1С: Русский язык»

13

3

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств.

1

10.12.


Текущий: «Проверяю себя»

«Репетитор 1С: Русский язык»

14

4

Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом КАК.

1

17.12.


Текущий: объяснительный диктант

«Репетитор 1С: Русский язык»

15

5

Предложения с обращениями.

1

24.12.


Текущий: объяснительный диктант

16

6

Предложения с вводными словами, конструкциями.

1


Текущий: тестирование

«Репетитор 1С: Русский язык»

17

7

Зачёт.

1


Текущий:



© 2010-2022