ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И С

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА З И СУрок русского языка в 5 классе . Учитель: Лукьяненко А.Н.

Тема: Правописание З и С на конце приставок.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: дать учащимся представление о правописании приставок, оканчивающихся на -з и -с.

Задачи:

  • формировать умение определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок;

  • формировать умение правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на -з и -с, графически обозначать условия выбора написания приставки;

  • развивать умения сравнивать, делать вывод, подводить под понятие

  • совершенствовать навыки работы в малых группах

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2012г..

Оборудование: доска, компьютер, экран и мультимедийный проектор, карточки с заданиями..

Ход урока


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Самоопределение к деятельност

.(Орг.момент)



Психологический настрой на работу на уроке.

Приветствие: «Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, всё достали,

Вспоминаем всё, что знали.

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Л. У учащихся создаётся положительный эмоциональный настрой на работу на уроке.

К. Они мобилизуют свои память и внимание.

Актуализация знаний.

Повторение пройденного





Повторить материал, пройденный на предыдущем уроке, выяснить проблемы, которые возникли у учащихся при изучении темы.

На предыдущем уроке мы познакомились с орфограммой «Правописание гласных и согласных в приставках».

Напомните мне, как звучит это правило. (Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з, -с и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения.) Приведите мне примеры слов с такими приставками:

сдать-смыть, сделать) Как можно проверить написание этих приставок? (Их можно проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные и согласные в которых находятся в сильной позиции.) Приведите примеры. (подписать-подпись; надписать-надпись) Чтобы проверить ваши знания, мы проведём буквенный диктант.

по_клеить, о_давать, на_кусить, з_брасывать, пр_пустить, под_брать, (д, т, д, а, о, о, ) Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения задания, Правильные ответы на доске. Количество верных ответов вписываем в оценочный лист

К. Дети отвечают на вопросы по уже пройденной орфограмме, приводят примеры, иллюстрирующие правило. Р. Записывают ту букву, которая должна стоять в слове под этим номером. После выполнения задания дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга ответы, затем оценивают работу соседа по парте.


Самоопределение деятельности. Погружение в проблему. Постановка цели и задач урока



Вызвать интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и постановке цели и задач урока.

Взгляните на экран.

На экране фраза с пропущенным словом

«____ - ложь, да в ней намёк…».(А.С.Пушкин)

Какое слово пропущено в предложении? (Сказка).

Давайте запишем это слово к себе в тетрадь, а рядом запишите его в транскрипции. [скаска].

Пример какого процесса мы наблюдаем в этом слове? (Оглушение).

Каким образом это происходит и почему? (Звонкий согласный звук заменяется глухим, потому что стоит перед глухим согласным звуком).

Все ли звонкие согласные подвергаются оглушению? (Нет, только те, которые имеют пару по глухости-звонкости).

Назовите мне эти согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

Кто вспомнит глухие непарные согласные? (ц, ч, х-х,).

Сегодня я познакомлю вас с новым для вас видом сказки, лингвистической сказкой. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь.

Слушайте внимательно.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери - Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться, что у неё очень много обязанностей. « И за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! А ещё постоянно меняются. Пусть Орфоэпия возьмет себе какие - нибудь обязанности».

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на -з и -с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Кто главные герои сказки? О чем говорится в сказке? Что изучает Орфография? А что изучает Орфоэпия? С кем не справилась Орфоэпия? Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание З и С на конце приставок)

.

Кто мне скажет, над чем мы будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать цель и задачи сегодняшнего урока. (Цель: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и -с и усвоить алгоритм написания приставок на з и с Задачи: научиться определять условия выбора букв -з, -с на конце приставок; научиться правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставки). , употреблять

П. Один ученик называет слово «сказка» затем записывает его в транскрипции.

Р.Л. .Вспоминают теоретические сведения из раздела «Фонетика»: оглушение, парные и непарные глухие звуки..

П. Под воздействием сказки проявляют интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Л.Р. Самостоятельно формулируют тему урока. С помощью наводящих вопросов учителя определяют цель и задачи урока. Выполняют записи в тетради.








П. Отвечают на вопросы учителя.

Р.Л. Формулируют цель урока




Введение нового материала



Обеспечение условий для успешного формулирования учащимися правила написания приставок на З и С.

Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на -з и -с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность». Взгляните на доску.

безграничный - бескрайний

разбросать - распустить

известить - испортить

вздыхать - вспомнить

возместить - восхождение

низвергать - ниспадать

От каких условий зависит написание -з, -с в приставках? Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на -з и -с? еред согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)

Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на -з и -с?

Чтобы приставки не путали нас также как Орфоэпию, давайте составим алгоритм действий при написании слов с приставками на -з и -с.

Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны, расположите их в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу.

  1. Выдели в слове приставку.

  2. Посмотри на букву согласного после приставки.

  3. Глухой согласный 3. Звонкий согласный

В приставке пиши букву С В приставке пиши букву З


Р. Учащиеся анализируют примеры и формулируют правило правописания приставок, оканчивающихся на -з и -с. Учащиеся чётко, грамотно и последовательно излагают порядок действий с изучаемой орфограммой. Учащиеся учатся работать в группе.


Первичное закрепление материала.

Работа над графическим обозначением изучаемой орфограммы



Научить рассуждать при написании слов с приставками на -з и -с.

Рассмотрите ещё раз орфограмму в учебнике и выполните задание, комментируя написание слов с приставками на -з и -с

Р. К. Учащиеся по очереди рассуждают вслух, объясняя написание слов с приставками.


.

Закрепление материала. Отработка умений и навыков



Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений.

Мы изучили с вами новую орфограмму, научились её выделять, и теперь вы готовы к самостоятельному выполнению упражнений. Вы будете работать в паре «исполнитель - контролёр». (Учитель раздаёт детям карточки с заданиями и ответами).

Задание повышенного уровня

Замените данные слова синонимами с приставками на з и с

Жестокий-(безжалостный, бессердечный)

Бесконечный-(безграничный, беспредельный)

Тихий-(безмолвный, бесшумный)

Слабый -(бессильный, беспомощный)

Задание высокого уровня

Карточка 1.

Спишите «зашифрованные» слова, объясните их правописание.

без/бес н ый -билет-, -корыст-, -сон-,

Карточка 2.

Спишите «зашифрованные» слова, объясните их правописание.

без/бес н ый -бреж-, -страш-, -грамот-

Задание базового уровня

Вставьте пропущенные буквы в слова бе.брежный, бе.страшный, бе.корыстный, бе.сонный, бе.облачный, безграмотный

К.Р.П. Учащиеся разбиваются на пары. Сначала один играет роль «исполнителя» (выполняет задание в тетради), другой работает «контролёром» (следит за выполнением задания исполнителем). Затем дети меняются ролями.

Домашнее задание



Дать учащимся свободу в выборе домашнего задания, чтобы дети выполнили домашнее задание по своим способностям и интересам.

  1. Составить словарный диктант из 20 слов с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».

  2. Выполнить упражнение учебнике

Учащиеся выбирают одно задание для выполнения его дома.

Рефлексия.



Оценить себя!

Подведение итогов.



Подвести итоги урока, выяснить степень усвоения учащимися материала.

Подведём итог нашего урока. Вспомним, какие цели мы перед собой ставили в начале изучения темы?. Достигли мы цели?

Чему вы научились на этом уроке?

Р. Какие цели ставили? Удалось ли достичь цели? Учащиеся соотносят результаты своей деятельности с поставленными целями .












© 2010-2022