Второстепенные члены предложения. Определение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Второстепенные члены предложения. Определение"

Цели урока:

Познавательные: - совместно с учащимися открыть новые знания- признаки определения - одного из второстепенных членов предложения.

Практические: - разработать алгоритм нахождения определения в предложении;

- начать развитие умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы;

- начать развитие умения графически обозначать определения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс украшен рисунками детей на тему "Осень", осенними листьями.

II. Языковая разминка.

На доске текст.

Тихо я бреду одна по саду,
Под ногами желтый лист хрустит.
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит.

- О чем это стихотворение?

- А какое сейчас время года? (Осень).

Задания:1Сделать синтаксический разбор предложений..

2.Обозначить изученные орфограммы.

3.Разобрать по составу слово "предзимнюю"

4.Фонетический разбор слова "осень"

Проверка выполненной работы (несколько человек у доски.)

III. Введение в тему, запись темы.

Чтение и запись предложении

Задания:

- Распределите данные слова на группы по членам предложения.

- Сколько групп получилось?

- Зачитайте слова первой группы.

- На какой вопрос они отвечают?

- Каким членом предложения являются?

- Зачитайте слова второй группы.

- На какой вопрос отвечают?

- Каким членом предложения являются?

- Какое слово отнесли к третьей группе?

- Каким членом предложения является?

- А можем мы сказать, как называется этот второстепенный член?

- Так как вы думаете, какова тема нашего урока? (Второстепенные члены предложения).

Запишите в тетради.

IV. Введение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом. (Беседа по тексту.)

- Понравилось ли вам описание поля?

- Какие слова помогли так образно, ярко передать красоту поля?

- Есть ли в тексте еще описание каких-либо предметов? Каких?

- Какие слова помогают описать эти предметы?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Какой частью речи они выражены?

- Являются ли эти слова главными членами предложения? А какими?

Выборочное списывание.

Задание: выпишите слова, описывающие предметы, вместе со словами, обозначающими предметы по образцу. В небе (каком?) прозрачном.

Проверка выполненных работ.

(Подводящий диалог.)

- Как бы вы назвали слова, второстепенные члены предложения, которые обозначают признак предмета? Определяют этот признак? (Определение).

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.

Анализ определения по учебнику.

V. Развитие учебно-языковых умений.

Работа над материалами с целью выработки нахождения определения в предложении и обучение графическому обозначению определения.

(На доске плакат.)

- А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой- ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

- Так как мы будем подчеркивать определение?

Образец записан на плакате.

Работа в группах.

(Каждой группе выданы карточки с текстами).

Задания: 1.Прочтите выразительно тексты.

2. Целью вашей работы будет выработка алгоритма нахождения определения.

- Для того чтобы вывести алгоритм, вы должны последовательно выполнить задания, которые даны к тексту.

Найди в тексте определения .По каким признакам ты их будешь искать?

Выпиши определения со словами, к которым они присоединяются.

Какими частями речи выражены определения?

Графически обозначь связь определений.

Образец записи:

Проверка выполненных работ.

- Зачитайте определения вместе со словами, к которым они присоединяются.

- Как вы их находили?

- Каждой группе дается по осеннему листочку. Передавая друг другу, вы должны описать этот листочек, т.е. придумать определение.

VI . Углубление понимания материала.

Распространение предложений определениями.

- Вам даны предложения. Опираясь на алгоритм, распространите предложения так, чтобы получился связный текст. (Работа выполняется устно).

Проверка выполненных работ.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа по карточкам с грамматическим заданием. (Предложения даны одинаковые для всех.).

- Найти и графически обозначить определения, опираясь на алгоритм.

1.Поздней осенью птицы собираются в стаи.
2.Деревья теряют осенний наряд.
3.Скоро небо покроется темными облаками. Проверка выполненных работ. (Выходят по одному к доске, графически изображают).

Выполнение упражнений для закрепления материала (по учебнику)

Словарная работа.

- Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения.

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звука нет. (Колокольчики)

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шляпкой,
С бархатной подкладкой. (Грибы)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик)

(После каждой отгадки показывается иллюстрация)..

VII. Итог урока. Рефлексия.

Слайд № 13 по щелчку

- Какую новую информацию получили, работая на уроке?

- Чему научились?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Назовите ключевые слова темы.

VIII. Домашнее задание. - Составьте предложения или напишите сочинение-миниатюру на тему "Осень", включив определения.


© 2010-2022