Чивилихин В. А. -великий сын земли мариинской

Данный урок в системе уроков внеклассного чтения в 6 классе – последний, целесообразно его посвятить реализации регионального компонента образования. Урок построен на сопоставительном анализе рассказа Джека лондона «Любовь к жизни» и повести мариинского писателя Владимира Алексеевича Чивилихина «Серебряные рельсы», одна из глав которой называется «Не бывал Джек Лондон в Сибири». Это наблюдение становится отправной точкой для исследовательской и проектной деятельности учащихся. Обсуждение получен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Мариинского района.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»






«Владимир Чивилихин - великий сын земли Мариинской».

Урок внеклассного чтения в 6 классе.




Автор:

Руденко Мария Александровна,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории










Мариинск 2012



Аннотация

Данный урок в системе уроков внеклассного чтения в 6 классе - последний, целесообразно его посвятить реализации регионального компонента образования. Урок построен на сопоставительном анализе рассказа Джека лондона «Любовь к жизни» и повести мариинского писателя Владимира Алексеевича Чивилихина «Серебряные рельсы», одна из глав которой называется «Не бывал Джек Лондон в Сибири». Это наблюдение становится отправной точкой для исследовательской и проектной деятельности учащихся. Обсуждение полученных результатов проходит в виде презентаций продуктов своей деятельности по группам. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ №1 » г.Мариинска

Руденко Марии Александровны

Предмет: литература

Класс: 6

Форма организации учебной деятельности: групповая

Форма урока: внеклассное чтение

Предварительная работа: Чтение программного рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» и внеклассное чтение повести «Серебряные рельсы» В.А. Чивилихина.

Тема урока: «Владимир Чивилихин - великий сын земли Мариинской».

Цель:

Выявить художественное своеобразие творчества В.А. Чивилихина в процессе сопоставительного анализа документальной повести «Серебряные рельсы» и рассказа «Любовь к жизни» Д.Лондона

Задачи:

  • обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;

  • развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;

  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету.

Исходя из конкретных задач, класс делится на 4 группы, которые должны представить следующие «продукты» своей совместной работы:

  • биографическая справка о В.А.Чивилихине, точки соприкосновения с биографией Д.Лондона;

  • таблица сравнения авторских позиций по отношению к героям, к родине, к жизни;

  • сообщение о смысле названий произведений;

  • рассказ об особенностях жанра документальной повести.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1. Обсуждение подготовленных

ответов на вопросы домашнего задания.








2. Выступление 1 творческой группы.



3. Выступление 2 творческой группы. Проект учеников «Сравнительная характеристика героев Чивилихина и Лондона»

4.Выступление 3 группы учащихся













5.Выступление 4 группы.





















6.Подведение итогов:











Домашнее задание:

7.Итоги урока.












8.Рефлексия

-Понравилась ли форма работы в группах?

-С какими трудностями столкнулись?

-Какие «открытия» совершили?

-Какой вид работы был наиболее интересен? Какой полезен?

1. Постановка проблемных вопросов:

Почему В.А.Чивилихин одну из глав повести называет «Не бывал Джек Лондон в Сибири»?







2.Учитель является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.

3.Учитель является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Помогает в заполнении таблицы.


4. рассуждение о смысле названий произведений:

«Любовь к жизни» Жажда жизни в человеке настолько сильна, что превыше всех остальных инстинктов, заставляет превозмогать себя, бороться даже в бессознательном состоянии. Подвиг человека заключается в преодолении самого себя.

«Серебряные рельсы» «Построена и дорога Абакан- Тайшет, на изысканиях которой погибли Александр Кошурников и его друзья. Молодые строители окрасили последние, венчающие дело рельсы суриком , торжественно состыковали их и пришили такими же белыми, «»серебряными», костылями» «Подвиг его, перед которым каждый человек должен склонить голову, заключается в великом труде. А ведь самые великие люди на земле -это самые великие труженики. И молодёжи надо учиться жить на таких примерах» Ценность человеческой жизни в выполненном долге перед людьми.

Учитель помогает учащимся осмыслить нравственные основы


5. Учитель является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.




















6.Задаёт вопросы по уроку:

  • Как вы поняли основную идею повести «Серебряные рельсы»?

  • Почему героем повести является реальный человек, существующий в реальном историческом времени?

  • Чем чивилихинские герои отличаются от героев Джека Лондона?

  • В чём видит смысл жизни, предназначение человека В.А.Чивилихин?

  • Чем обусловлен выбор жанра его произведения?

  • Какое художественное своеобразие творчества В.А. Чивилихина нам удалось увидеть?


  • Документальность, публицистичность;

  • «Негромкий героизм» персонажей;

Особый взгляд на предназначение человека- выполнение гражданского долга.

Написать творческий отзыв «Негромкий героизм В.А.Чивилихина»

7. Какие ваши гипотезы нашли подтверждение?

  • Почему Чивилихин назвал одну из глав «Не бывал Джек Лондон в Сибири»?

  • Чья точка зрения на человека и смысл жизни вам ближе?

  • Что означает выражение «негромкий героизм»?

  • Символом чего являются серебряные рельсы?

  • Применимо ли выражение «через тернии к звёздам» к лондоновским героям?

  • В чём художественное своебразие творчества Чивилихина?

Почему необходимо знакомиться с творчеством писателей родного края?





8.Учитель выявляет уровень освоения темы, степень заинтересованности учащихся, возможности продолжения работы над анализом текстов.

1. Обсуждение, участие в диалоге ,выдвижение ряда гипотез:

-Чивилихин таким образом намекает, что его повесть связана с творчеством Джека Лондона (рассказ «Любовь к жизни»)

- Возможно, В.А.Чивилихин имеет разные взгляды с Джеком Лондоном на схожие ситуации.(Частица «не» в его высказывании).

- В.А.Чивилихин желает показать, что в Сибири самые суровые условия жизни, выжить в тайге намного тяжелее, чем на просторах Аляски.

-В.А.Чивилихин не принимает творчество Джека Лондона, отрицает героизм его персонажей.

- В.А.Чивилихин как писатель сравнивает себя с Джеком Лондоном.

2. Первая группа обучающихся, поработав с документами, представляет краткую биографическую справку о В.А.Чивилихине.


3.Ученики должны заранее выписать из текстов ключевые слова, описывающие душевное состояние героев.


4.Ответы, обсуждение.

Поиск информации в учебнике. Участие в диалоге

.












5. поработав со словарями литературоведческих терминов, рассказывают о жанровых особенностях рассказа и документальной повести.

Для рассказа характерны следующие черты:

  • небольшой объем;

  • в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

  • малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

  • автору интересна какая-то определенная тема;

  • решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

Повесть - прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишённый интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Для документальной повести характерна реалистичность и публицистичность.

В основе повести «Серебряные рельсы» лежит подлинный документ - дневник Александра Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, осуществлявших изыскательские работы для трассы будущей железной дороги. В 1942 все члены экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в авторское повествование, 2 начала - документальное и художественное - составили единство.

6.Заполнение учащимися оценочных листов, в которых они оценивают свою деятельность.










7. В нашем городе родился замечательный человек - Владимир Алексеевич Чивилихин. Он обладал редким даром «деятельной» любви к своей Родине, к соотечественникам. Его подлинно интересовала история страны, настоящие герои, оставляющие добрую память о себе на все времена. Истинный героизм он видит в служении своему народу. Он и сам жил по этому принципу, не жалея себя, боролся за свои убеждения.

Творчество писателей родного края всегда понятнее и ближе читателю, оно заставляет испытывать гордость за свою Родину.

Повесть В.А.Чивилихина «Серебряные рельсы» открывает широкий простор для размышлений, затронуты многие животрепещущие темы: духовно-нравственные, патриотические, социальные. Приобщаясь к творениям великого мастера, всегда становишься духовно богаче.

8.Высказывают своё отношение к уроку.

1. Общение и взаимодействие по обмену информацией.








2. Познавательные.

Смысловое развитие.

Решение проблемных вопросов.Умение работать с источниками дополнительной информации.


3.Логическое мышление

Формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу.

Развитие речи.

4. Развитие творчества.

Привитие интереса к предмету

Воспитание нравственных ценностей.

Формирование чувства ответственности.












5.Сопоставление литературоведчес

ких терминов.

Осмысление. Выводы

Коммуникация.

Осмысление позиции автора.





















6.Совместное обсуждение работ учащихся.

Повторение основных понятий и их опре-

делений.










7.Логическое мышление, коммуникативные способности, умение подводить итог рассуждению.










8.Развитие критического мышления. Анализ.Синтез.

Ход урока:

1.Орг.момент.Постановка проблемы.

- Почему В.А.Чивилихин одну из глав повести называет «Не бывал Джек Лондон в Сибири»?

Отвечая на проблемный вопрос, обучающиеся выдвигают ряд гипотез:

-Чивилихин таким образом намекает, что его повесть связана с творчеством Джека Лондона (рассказ «Любовь к жизни»)

- Возможно, В.А.Чивилихин имеет разные взгляды с Джеком Лондоном на схожие ситуации.(Частица «не» в его высказывании).

- В.А.Чивилихин желает показать, что в Сибири самые суровые условия жизни, выжить в тайге намного тяжелее, чем на просторах Аляски.

-В.А.Чивилихин не принимает творчество Джека Лондона, отрицает героизм его персонажей.

- В.А.Чивилихин как писатель сравнивает себя с Джеком Лондоном.

2. Работа в творческих группах.

-Что нужно сделать, чтобы проверить ваши предположения?

Обучающиеся предлагают проанализировать содержание повести «Серебряные рельсы» и

рассказа «Любовь к жизни».

-Что в данном рассказе станет объектом нашего анализа, исходя из выдвинутых гипотез?

Обучающиеся с помощью учителя устанавливают, что для ответа на возникшие вопросы необходимо рассмотреть

  • биографические сведения о писателях, найти точки соприкосновения;

  • авторскую позицию по отношению к героям, к родине, к жизни;

  • смысл названия;

  • жанровую принадлежность произведений.

Исходя из конкретных задач, класс делится на 4 группы, которые должны представить следующие «продукты» своей совместной работы:

  • биографическая справка о В.А.Чивилихине, точки соприкосновения с биографией Д.Лондона;

  • таблица сравнения авторских позиций по отношению к героям, к родине, к жизни;

  • сообщение о смысле названий произведений;

  • рассказ об особенностях жанра документальной повести.

Презентация «продуктов» (сопровождается презентацией на экране) :

Первая группа обучающихся, поработав с документами, представляет краткую биографическую справку о В.А.Чивилихине:

Чивилихин Владимир Алексеевич (7.03.1928-9.06.1984), писатель. Родился в г. Мариинск Кемеровской обл. Отец Чивилихина работал главным кондуктором на товарных поездах, погиб на производстве в 1937. Военное детство Чивилихина прошло на станции Тайга. В 13 лет Чивилихин начал трудовую жизнь в железнодорожном депо. Окончил железнодорожный техникум на станции Тайга. Семья Чивилихина перебирается из Сибири в разрушенный войной Чернигов. В 1954 Чивилихин заканчивает факультет журналистики Московского государственного университета.

3 поездки Чивилихина 50-х (1954 - Печора, Воркута, 1957 - на строительство железной дороги в Сибири, 1957 - в Ленинград к студентам Лесотехнической академии, которые работали над проблемой сибирского кедра) дали материал для его произведений. Его книги пронизаны чувством патриотизма, духовности, любви к природе.

Обучающиеся отмечают также общие моменты, роднящие Чивилихина и Лондона (Слайд 2):

  • трудное детство, раннее начало трудовой деятельности;

  • страсть к путешествиям; интерес к обычным людям в сложных жизненных ситуациях;

  • реалистичность изображения;

  • принадлежность к социалистической партии.

Вторая группа заполняет таблицу :

Сравнительная характеристика героев Чивилихина и Лондона.(Слайд 3)

«Любовь к жизни»

«Серебряные рельсы»

Главный герой

Герой не имеет имени.

Александр Кошурников - изыскатель. (Слайд 4)

Цель путешествия

Личная выгода, «золотая лихорадка»

Общественная задача, «изыскания» для строительства новой железной дороги.

Взаимоотношения друзей

Предательство Билла.

«Да, Билл его бросил, но он не возьмёт золота и не станет сосать кости Билла. А Билл стал бы, будь Билл на его месте»

Взаимовыручка.

«Не возьму я ваши пимы» «А ведь вам невмоготу огонь всю ночь поддерживать» «Алёша к чему-то затевал совсем посторонние разговоры» «А вчера Кошурников передал ему непромокаемый мешочек со спичками, чтобы Костя чувствовал себя более нужным товарищам» «Вот насколько необходимой была наша экспедиция, ребята»

Отношение к жизни

Инстинкты превыше мысли.

«Жизнь, ещё теплившаяся в нём, гнала его вперёд» «Жизнь не хотела гибнуть»

Человек существует, пока мыслит.

«Не могу я погибнуть, у меня слишком большая жажда жизни» «И пусть туже двери, пусть крутые лестницы! Как раз в эти минуты, когда летит сердце и цветёт душа, он ценил жизнь…»

«Мысль- драгоценное цветение материи. Нет мысли- и человек становится скотом» «Через тернии к звёздам» «Жизнь никогда не кончается, однако…» «Он шёл всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям»

Поведение перед верной гибелью

«Живое существо, но вряд ли его можно было назвать человеком. Оно ничего не понимало и корчилось на песке, словно гигантский червяк»

«Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный,

мокрый, без огня и без пищи. Вероятно,

сегодня замёрзну» «Меня же весной снесёт, записки пропадут. Пойду назад»

Окружающая природа

«Тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний»

«Бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием»

«Казыр - единственный свидетель и недобрый участник трагедии» «Нигде я не встречал у Лондона,- продолжал Алёша,- чтоб его героев жрали комары, гнус, мухи-глазобойки либо мурыжила река вроде Казыра. И леса в Америке будто другие- колодника в них нету.» «Эх, Казыр,Казыр - злая, непутёвая река» (Слайд 5,6)

Третья группа представляет рассуждение о смысле названий произведений:

«Любовь к жизни» Жажда жизни в человеке настолько сильна, что превыше всех остальных инстинктов, заставляет превозмогать себя, бороться даже в бессознательном состоянии. Подвиг человека заключается в преодолении самого себя.

«Серебряные рельсы» «Построена и дорога Абакан- Тайшет, на изысканиях которой погибли Александр Кошурников и его друзья. Молодые строители окрасили последние, венчающие дело рельсы суриком , торжественно состыковали их и пришили такими же белыми, «»серебряными», костылями» «Подвиг его, перед которым каждый человек должен склонить голову, заключается в великом труде. А ведь самые великие люди на земле -это самые великие труженики. И молодёжи надо учиться жить на таких примерах» Ценность человеческой жизни в выполненном долге перед людьми. (Слайд 7)

Четвёртая группа, поработав со словарями литературоведческих терминов, рассказывает о жанровых особенностях рассказа и документальной повести.

Для рассказа характерны следующие черты:

  • небольшой объем;

  • в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

  • малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

  • автору интересна какая-то определенная тема;

  • решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

Повесть - прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишённый интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Для документальной повести характерна реалистичность и публицистичность.

В основе повести «Серебряные рельсы» лежит подлинный документ - дневник Александра Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, осуществлявших изыскательские работы для трассы будущей железной дороги. В 1942 все члены экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в авторское повествование, 2 начала - документальное и художественное - составили единство.

3. Итоги работы в группах.

  • Как вы поняли основную идею повести «Серебряные рельсы»?

  • Почему героем повести является реальный человек, существующий в реальном историческом времени?

  • Чем чивилихинские герои отличаются от героев Джека Лондона?

  • В чём видит смысл жизни, предназначение человека В.А.Чивилихин?

  • Чем обусловлен выбор жанра его произведения?

  • Какое художественное своеобразие творчества В.А. Чивилихина нам удалось увидеть?


  • Документальность, публицистичность;

  • «Негромкий героизм» персонажей;

  • Особый взгляд на предназначение человека- выполнение гражданского долга. (Слайд 8)

Домашнее задание: Написать творческий отзыв «Негромкий героизм В.А.Чивилихина»

4. Итог урока.

  • Какие ваши гипотезы нашли подтверждение?

  • Почему Чивилихин назвал одну из глав «Не бывал Джек Лондон в Сибири»?

  • Чья точка зрения на человека и смысл жизни вам ближе?

  • Что означает выражение «негромкий героизм»?

  • Символом чего являются серебряные рельсы?

  • Применимо ли выражение «через тернии к звёздам» к лондоновским героям?

  • В чём художественное своебразие творчества Чивилихина?

  • Почему необходимо знакомиться с творчеством писателей родного края? (Слайд 9)

В нашем городе родился замечательный человек - Владимир Алексеевич Чивилихин. Он обладал редким даром «деятельной» любви к своей Родине, к соотечественникам. Его подлинно интересовала история страны, настоящие герои, оставляющие добрую память о себе на все времена. Истинный героизм он видит в служении своему народу. Он и сам жил по этому принципу, не жалея себя, боролся за свои убеждения.

Творчество писателей родного края всегда понятнее и ближе читателю, оно заставляет испытывать гордость за свою Родину.

Повесть В.А.Чивилихина «Серебряные рельсы» открывает широкий простор для размышлений, затронуты многие животрепещущие темы: духовно-нравственные, патриотические, социальные. Приобщаясь к творениям великого мастера, всегда становишься духовно богаче.



Список литературы:

  1. Владимир Алексеевич Чивилихин - Великие писатели России.- URL: federacia.ru/encyclopaedia/writers_rus/vladimir_chivilihin/

  2. Джек Лондон: биография,произведения, фотографии.- URL: jlondon.ru/

  3. Иванова Л. Романтика верности// Чивилихин В. Серебряные рельсы: Повести.- М., 1972.- С.474-479

  4. Сибирские повести.- М.: Худож. литература, 1965.- 96 с..- (Роман-газета N8(322)

  5. Словарь литературоведческих терминов.- slovar.lib.ru/dict.htm

  6. Смокотина Л. Возвращенная память // Литературный Кузбасс : Журнал художественной литературы. 1998 - N1-2.- С. 209-214

  7. Собрание сочинений: В 4-х т./ Предисл. В. Горбачева.- М.: Современник, 1985

  8. Чивилихина Е. В. О Владимире Чивилихине: К 70-летию со дня рождения // Наш современник.- 1998.- N3.- С. 200-210

  9. Чивилихин В. А. Серебряные рельсы: Докум. Повесть/ - М.: Мол.гвардия, 1960.- 206 с.




© 2010-2022