Урок по литературе для 11 класса «Сталинизм как народная трагедия», по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Данный материал разработан для 11 класса, рассчитан на два спаренных урока и представляет собой педагогическую мастерскую по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Развивающее пространство урока-мастерской позволяет ученикам самостоятельно подойти к знаниям о трагедии сталинизма, о взглядах Солженицына на происходившее. В ходе урока осуществляется межпредметная связь с историей. Урок предполагает разные виды деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, самостоятельную, тво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый…Таких дней в его сроке было три тысячи шестьсот пятьдесят три…» (А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы народа в условиях несвободы. Сталинизм как народная трагедия)



Цели урока. 1) в ходе мастерской раскрыть трагедию сталинизма, осветить

взгляды А. И. Солженицына на происходившее;

формировать у учащихся навыки поисково-

исследовательского (индивидуального и коллективного)

подхода к добыванию, открытию знаний;

2) совершенствовать навыки анализа литературного

произведения как художественного единства;

развитие речи учащихся, повышение уровня

коммуникативной культуры, (в атмосфере сотрудничества и

сотворчества);

развивать творческое, ассоциативное и образное

мышление школьников;

3) побуждать учащихся к высказыванию собственных

суждений относительно эпохи, нравственной позиции

героев;

развитие у учащихся внимания к слову, мыслям и чувствам

(как к своим, так и одноклассников).

Тип урока. Комбинированный.

Форма. Урок-мастерская.

Использованная технология. Технология педагогических мастерских.

Оборудование: портрет А. Солженицына, выставка книг, посвященных

теме сталинизма «Чтобы помнили», эпиграфы, афоризмы

(см. Приложение), музыкальное сопровождение (Vangelis).







Сталинщина - это не только произвол,

но прежде всего - бесчеловечность.

(Анатолий Краснов)

Убийство одного человека - трагедия.

Убийство миллионов - статистика.

(Эрих Мария Ремарк)

Самый верный и едва ли не единственный

способ стать счастливым - это вообразить

себя таким. (Василий Ключевский)

Ход урока


  1. «Индукция».

Слово Мастера:

Октябрьская революция одной из своих конечных целей ставила ликвидацию насилия. Как писал В.И.Ленин «... в нашем идеале нет места насилию над людьми...», «...Все развитие ведет к уничтожению насильственного господства одной части общества над другой». Однако теория сразу же стала расходиться с практикой. Уже в 1918 г. террор объявляется, по сути, государственной политикой. 5 сентября 1918 г. был издан декрет СНК о красном терроре, подписанный Петровским, Курским и Бонч-Бруевичем. В нем разрешалось расстреливать «всех лиц, сопричастных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Кроме указаний о массовых расстрелах, в частности, говорилось: «очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях». Кровопролитная гражданская война, сопровождающаяся массовым террором и насилием с обеих сторон, наложила глубокий отпечаток на психологию масс, особенно руководителей низового звена, уверовавших в насилие как универсальное средство разрешения всех проблем.

Позднее в концепции построения социализма, которой придерживался Сталин и часть большевиков, насилие занимало все большее место. По данной концепции, «ликвидации» подлежали нэпман и кулак, а сделать это без прямого насилия было невозможно, как невозможно было изъять средства накопления у этой части населения, переместить массу населения из деревни в город, объединить крестьян в колхозы, наладить дисциплину труда среди крестьян, пришедших на фабрики и заводы…

По разным данным в 30-50-е годы репрессиям подверглось от 3 до 20 миллионов человек. Я не буду оспаривать эти цифры - это задача историков. Литература призвана осмыслить и отразить происходящее с помощью художественного слова.

Запишите тему Мастерской и эпиграфы.

Объясните слова, которые мы взяли за эпиграф.

Какие проблемы мы будем обсуждать?

2. «Самоконструкция». Создание учащимися индивидуальной гипотезы.

Какие ассоциации у вас вызывают словосочетание «сталинские времена»?

Запишите ассоциативный ряд.

Выслушивается мнение каждого, понравившиеся определения можно

записать. В каждом столбике подчеркивают наиболее значимое.

3. «Социоконструкция». Учащиеся работают в группах, выдвигают гипотезу.


Задания для групп


1-я группа.

«Враг - не важно, внутренний или внешний - является неотъемлемой частью тоталитаристского лидера». (Фридрих Хайек)


Восстановите прошлое Ивана Денисовича и его товарищей по несчастью.

Как они стали безликими номерами?


2-я группа.

«Человек, понимающий, какие несчастья могли бы обрушиться на него, тем самым уже до некоторой степени счастлив». (Франсуа де Ларошфуко)


1.Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?

2. Почему автор выбрал именно «счастливый» день?

3. Какие «счастливые события» происходят с героем?

4. Согласны ли вы с определением «счастливый»?

3-я группа.

«Нравственность - не что иное, как истинная, совершенно здоровая природа человека». (Людвиг Фейербах)

Что помогает герою устоять, остаться человеком?

4-я группа.

«Бог каждого человека - его совесть». (Менандр)

«В обществе, тяготеющем к тоталитаризму, больше шансов на успех имеют люди без моральных устоев и без совести». (Фридрих Хайек)

  1. О ком автор пишет с симпатией?

  2. Кого называет «дерьмом», «псами клятыми»?

5-я группа.

« Как это родилось? Просто такой лагерный день, тяжёлая работа, таскал я носилки с напарником и думал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днём. И будет всё. Эта мысль родилась у меня в 52 году. Семь лет она лежала так просто. Попробую - ка я написать один день одного зэка. Сел, и как полилось! Со страшным напряжением".

(Александр Солженицын)

Охарактеризуйте композицию и особенности языка повести.

4. «Социализация». Представление и защита каждой группой своего проекта. Учащиеся дополняют записанные ранее ряды слов, делают второй выбор.

5. «Разрыв».

«У тоталитарной модели есть свои преимущества - оперативность, дисциплина, безоговорочная исполнительность. Но во имя этого приходится жертвовать главным - человеческим достоинством», - сказал Сергей Довлатов. Вернемся к нашему первому эпиграфу.

-Кто же виноват в драматической судьбе Ивана Денисовича?

Обратимся ко второму эпиграфу.

-Что стоит за этим сухим канцеляризмом «статистика»?

Сделайте третий выбор.

Учащиеся делают третий выбор, добавив в ассоциативные ряды новые слова.

6. «Творчество». Сочинение-миниатюра «Сталинизм как народная трагедия».

Темой сочинения может стать последний выбор из ассоциативного ряда.

7. «Домашнее задание». Дома вы продолжите написание сочинения, начатого

в классе.

8. «Рефлексия».

Более полувека прошло со времен сталинских репрессий, выросло уже не одно поколение, мы живем в демократическом правовом государстве и далеки от понятия «тоталитаризм». Какие мысли и чувства вызвала наша Мастерская? Какое впечатление оставил этот урок?

Продолжите предложение:

Меня поразило…

Меня удивило…

Страшно…

Я понял(а)…

9. Заключительное слово Мастера

«История - это союз между умершими, живыми и еще не родившимися», - сказал Эдмунд Берк. И нашу Мастерскую я хочу закрыть словами Бориса Поволоцкого.

Люди, сквозь призму сегодняшних дней

Помните зверство кровавых вождей.

Их произвол мы не можем забыть.

Нужно его навсегда запретить.

Память замученных в пытках священна.

Память убитых в застенках нетленна.

Где их могилы? Никто нам не скажет.

Пусть на тела их земля пухом ляжет.

Жертвам репрессий с открытой душой.

Провозгласите всевечный покой.

Свечи поставьте, колени склоните

Память о них навсегда сохраните.



















Приложение


Враг - не важно, внутренний или внешний - является неотъемлемой частью тоталитаристского лидера. (Фридрих Хайек)


У тоталитарной модели есть свои преимущества - оперативность, дисциплина, безоговорочная исполнительность. Но во имя этого приходится жертвовать главным - человеческим достоинством. (Сергей Довлатов)

Палачи благочестивее тиранов: палачи убивают преступников, а тираны - невинных людей. (Антисфен)

Убийство одного человека - трагедия. Убийство миллионов - статистика.

(Эрих Мария Ремарк)

В обществе, тяготеющем к тоталитаризму, больше шансов на успех имеют люди без моральных устоев и без совести. (Фридрих Хайек)


Сталинщина - это не только произвол, но прежде всего - бесчеловечность.

(Анатолий Краснов)


Человек, понимающий, какие несчастья могли бы обрушиться на него, тем самым уже до некоторой степени счастлив. (Франсуа де Ларошфуко)


Благословен тот человек, который занят любимым делом, работой, в которую он может вложить всю свою душу и которая позволяет полностью воплотить в жизнь весь потенциал, заложенный в этом человеке. (Джон Бэрроуз)


Счастливец - это не тот человек, которого окружают удобные обстоятельства, но тот, кто выработал подходящее отношение к миру.

( Хью Даунз)

Наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий. (Александр Гумбольдт)

Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким. (Василий Ключевский)

Всякий счастлив в меру своей способности к счастью и своей потребности к счастью. (Василий Ключевский)

Обыкновенно нам недостает не самого счастья, а умения быть счастливыми.

(Морис Метерлинк)

Нравственность - не что иное, как истинная, совершенно здоровая природа человека. (Людвиг Фейербах)

Благодаря терпению и мужеству человечество несет непосильный груз несчастий и пороков. (Джордж Сантаяна)

Терпение - это надежда безнадежных. (Валентин Лукьянов)

Надо приспосабливаться к вещам, даже в том случае, если мы испытываем к ним отвращение. (Пьер Буаст)

Терпение - это единственный способ жить, по крайней мере, не хуже.

(Филип Честерфилд)

Бог каждого человека - его совесть. (Менандр)


В годы войны особую "популярность" приобретает пресловутая 58 статья. Она включала в себя следующие положения:

  • пункт 1 - измена Родине;

  • пункт 2-5, 11 - участие в антисоветском заговоре;

  • пункт 6 - шпионаж;

  • пункт 7 - вредительство;

  • пункт 9 - политический бандитизм и диверсии;

  • пункт 10 - антисоветская агитация;

  • пункт 14 - контрреволюционный саботаж, а также контрабанда, терроризм, незаконный переход границы и пр.

Как видно, размытые, смутные формулировки статьи позволяли расценить как "социально опасный" широкий диапазон поступков советских граждан. Доля осужденных по 58-й статье увеличилась в 1941-45 гг. с 29 до 41%. Приказ Л.П. Берии "О создании спецлагерей для бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену и в окружении противника" провел сквозь проверочно-фильтрационные пункты свыше 6 млн. советских граждан, освобожденных из фашистских концлагерей. Сколько их было расстреляно "освободителями" - неизвестно, более половины "возвращенцев" отсидели значительные сроки в советских застенках.


Задания для групп


1-я группа.

«Враг - не важно, внутренний или внешний - является неотъемлемой частью тоталитаристского лидера». (Фридрих Хайек)


Восстановите прошлое Ивана Денисовича и его товарищей по несчастью.

Как они стали безликими номерами?


2-я группа.

«Человек, понимающий, какие несчастья могли бы обрушиться на него, тем самым уже до некоторой степени счастлив». (Франсуа де Ларошфуко)


1.Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?

2. Почему автор выбрал именно «счастливый» день?

3. Какие «счастливые события» происходят с героем?

4. Согласны ли вы с определением «счастливый»?

3-я группа.

«Нравственность - не что иное, как истинная, совершенно здоровая природа человека». (Людвиг Фейербах)

Что помогает герою устоять, остаться человеком?

4-я группа.

«В обществе, тяготеющем к тоталитаризму, больше шансов на успех имеют люди без моральных устоев и без совести». (Фридрих Хайек)


«Бог каждого человека - его совесть». (Менандр)


  1. О ком автор пишет с симпатией?

  2. Кого называет «дерьмом», «псами клятыми»?

5-я группа.

« Как это родилось? Просто такой лагерный день, тяжёлая работа, таскал я носилки с напарником и думал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днём. И будет всё. Эта мысль родилась у меня в 52 году. Семь лет она лежала так просто. Попробую - ка я написать один день одного зэка. Сел, и как полилось! Со страшным напряжением". (Александр Солженицын)

Охарактеризуйте композицию и особенности языка повести.












































© 2010-2022