Урок чтения в 5 классе. Г. Скребицкий Первый снег

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

№ 33 города Ставрополя



Г. Скребицкий

«Первый снег»



(Урок чтения в 5 классе)

Урок чтения в 5 классе. Г. Скребицкий Первый снег

Учитель русского языка и чтения

Лучкина О.Н.

Ноябрь , 2015 г.

Тема. Г. Скребицкий «Первый снег» (Слайд 1)

Цели: (Слайд 2)

  1. Образовательные:

  • Познакомить с рассказом Г. Скребицкого «Первый снег».

  • Совершенствовать навыки чтения: беглость, правильность, осознанность и выразительность;

  • Учить умению работать с текстом произведения: выбирать фрагменты описания.

  • Закреплять умение иллюстрировать текст.

  1. Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное.

  2. Коррекционно-развивающие:

  • Коррегировать мыслительную деятельность учащихся через анализ, синтез, обобщение, сравнение;

  • Развивать связную речь через ответы на вопросы;

  • Развивать внимание, память.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, работа в парах, самооценка.

Методическое обеспечение: учебник чтения для учащихся 5 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Г. М. Гусевой и Т. И. Островской, презентация, карточки с кроссвордом для работы в парах, Ф.Шопен. Ноктюрн 20. Первый снег., раскраска «Первый снег», выставка книг Г. Скребицкого, загадки, скороговорки.

Ход урока


I . Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Психологический настрой. Звучит музыка Ф.Шопена. Ноктюрн 20. Первый снег. (Слайд 3)

II. Речевая разминка

1. Ребята!

- С чего мы начинаем урок? (С речевой разминки)

- С какой целью проводим речевую разминку? (Развиваем дикцию, правильность, точность, выразительность речи)

2. Речевая разминка (Слайд 4)

- Повторим скороговорку «Грачи»

Грачиха говорит грачу:

-Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера! (М.Бородинская)

III. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа:

- Ребята! Ответьте!

- Какое сейчас время года сейчас! (Поздняя осень)

- А о каком времени года мы с вами говорили на прошлых уроках? (О зиме)

- Давайте вспомним зимние месяцы.

- Какой месяц год замыкает, а зиму начинает? (Слайд 5)

(Декабрь)

- Начинает календарь месяц с именем ... (Слайд 6)

(Январь)

- Последний зимний месяц жаль, (Слайд 7)

Короткий самый он - ...

(Февраль)

2. Проверка домашнего задания

Ребята! На прошлом уроке «Зимняя мозаика» мы с вами познакомились с отрывками стихотворений о зиме?

Назовите мне авторов стихотворений? (Суриков, Некрасов, Пушкин, Бунин)

Какое было задание на дом? (Выучить одно из стихотворений наизусть)

IV. Изучение нового материала.

  1. Стихотворение. Подведение к теме урока. (Слайд 8)

- Посмотрите - ка, ребята,

Все вокруг покрыла вата!

А в ответ раздался смех:

Это выпал … первый снег!

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Георгия Алексеевича Скребицкого «Первый снег». (Слайд 9)


  1. Краткий рассказ учителя об авторе. (Слайд 10, 11)

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля (2 августа) 1903 года в Москве.

В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику.

Георгий Скребицкий часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи: природоведение и художественная литература. Он заканчивает литературное отделение в Институте слова и Высший зоотехнический институт. Скребицкий занимался наукой, а летом выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении жизни животных. Ему удалось соединить эти две профессии - он стал писателем - натуралистом.

Словарная работа. (Слайд 12)

Натуралист - человек, изучающий природу, мир животных и растений.

(Слайд 13)

В памяти Георгия Алексеевича постоянно всплывали воспоминания о детстве, о самых первых встречах с родной природой.

Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа.

Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой к животным, птицам. Он написал очень много рассказов о природе для детей.

  1. Выставка книг: «Всяк по-своему», «Загадочная находка», «Лесной голосок», «На лесной полянке», «Барсучонок», «Белка», «Еж», «Галка, грач и сорока» и др. (Слайд 14, 15, 16, 17, 18)


  1. Первичное восприятие отрывка из рассказа «Первый снег» (читает учитель с. 72-73)


  1. Словарная работа. (Слайд 19)

Околица - окраина деревни, села.

V. Закрепление материала


  1. Беседа по первичному восприятию, работа с текстом.

- Прочитайте слова о том, как шел первый снег?

- Найдите в тексте описание тишины в снегопад.

- А как автор описывает зимний лес, найдите строки в тексте.

- А у нас был уже первый снег?

- Сравните, ребята, описание леса с тем, что вы видели у нас после первого снега.

- А как ведут себя птицы, после того как снег засыпал все вокруг.

2. Физминутка (Слайд 20)

3. Чтение по цепочке.


  1. Работа в парах. Кроссворд . (Кроссворд распечатан)

Ответить на вопросы и заполнить клетки кроссворда.

Слова нужно записать в именительном падеже.



С

К

Р

Е

Б

И

Ц

К

И

Й

С

И

Н

И

Ц

А



В

Е

Ч

Е

Р

С

Н

Е

Г

И

Р

Ь



1. Кто автор отрывка из рассказа «Первый снег»? (Скребицкий)

2. Кто хлопотал, перелетая с дерева на дерево? (синица)

3. Назовите время суток, когда падал снег? (Вечер)

4. У какой птицы корень слова связан с зимой? (Снегирь)

(Если на вопрос 4 учащиеся затрудняются ответить, дать подсказку на слайде: картинка снегиря) (Слайд 21)

- Какое слово у вас получилось в темных клетках? (Снег)

Подведение итогов работы в парах.


  1. Работа с раскраской «Первый снег».

Ребята, а сейчас попробуйте раскрасить зимний лес. Рассмотрите раскраски. Какого цвета карандаши вам понадобятся?

VI. Подведение итогов. Оценки.

- Как назывался рассказ, с которым мы познакомились на уроке?

(«Первый снег»)

- Кто автор рассказа? (Г. Скребицкий)

- О чем этот рассказ? (О первом снеге, о зимнем лесе)

VII. Рефлексия

Ребята! А теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке. Продолжите одно из предложений.

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось…

  • Я могу…

  • Мне было интересно…

VIII. Домашняя работа


  1. Прочитать текст с.72-73, ответить на вопросы

  2. Закончить работу с раскраской.


© 2010-2022