Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Самарский машиностроительный колледж»








Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине «Русский язык»










Дата введения

«____» ________20__г.





Пояснительная записка


Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельные работы по дисциплине предусмотрены Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, учебным планом, рабочей программой и календарным планом.

Организация самостоятельных работ имеет теоретическую и практическую ценность, так как с одной стороны расширяет круг знаний студентов, а с другой стороны учит будущих специалистов самостоятельно работать с документами и другой литературой в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Самостоятельные работы способствуют развитию у студентов усидчивости, аналитики, логического мышления, приучают к самостоятельному принятию решений.

Темы самостоятельных работ предусматриваются рабочей программой учебной дисциплины и призваны расширить знания студентов по вопросам, которые необходимы им в будущей практической деятельности.

Методические рекомендации содержат перечень тем для самостоятельных работ, цели изучения, список литературы, которая понадобится студентам в поиске ответов по теме, вопросы для контроля, а также формы контроля.

Данные методические рекомендации рекомендованы для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений.


Введение

В современном российском образовании система получения знаний основана на организационной роли преподавателя и большой доли самостоятельности студентов.

В учебных планах самостоятельная работа стала обязательной частью максимальной учебной нагрузки. По дисциплине «Русский язык» она соответствует 28 часам.

Цель данных методических рекомендаций - организация и управление самостоятельной работой студентов в процессе изучения данной дисциплины, обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в получении навыков грамотной устной и письменной речи.

Задачи методических рекомендаций:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развитию творческого отношения к искусству грамотной речи;

- расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;

- выработка навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку;

- расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного общения;

- обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» могут быть:

- работа с текстом;

- составление таблиц;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка сообщений;

- создание мультимедийных презентаций.

Перечень самостоятельных работ соответствует тематическому плану по дисциплине «Русский язык».

Основная часть

1 Тема: Русский язык в современном мире

Цели:

- составить представление о распространении и развитии русского языка;

- определить роль и место русского языка в современном обществе;

- выработать умение составления тезисного плана по заданной теме доклада, реферата, и т. д.

Порядок выполнения работы:

1. Подобрать и записать в тетрадь (3-5 шт.) афоризмы о языке или высказывания русских писателей на вопросы языка и культуры речи.

2. Составить в тетради тезисный план текста упражнения №270 (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Стили речи. - М., 2003г).

3. В тетради составить связный рассказ (сочинение-миниатюру) на тему: «Русский язык в современном мире»; «Вклад М.В.Ломоносова (Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова и др.) в изучение русского языка» (на выбор студента).

Форма контроля:

- проверка тетрадей;

- заслушивание сообщений (рассказов, сочинений-миниатюр).

2 Тема: Функциональные стили речи

Цели:

- повторение и закрепление знаний о стилях речи и их особенностях;

- учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль;

- уметь проводить анализ текстов различных функциональных стилей;

- самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Порядок выполнения работы:

1 Подберите примеры текстов разных стилей.

2 Определите, к какому стилю принадлежат тексты, докажите это, используя следующую схему характеристики функционального стиля.

1) Сфера общения.

2) Основные функции.

3) Стилеобразующие черты.

4) Языковые особенности:

-лексические (примеры из текста)

-морфологические (примеры из текста)

- синтаксические (примеры из текста)

3 Ответьте на контрольные вопросы:

Дайте определение функциональному стилю.

Какие вы знаете функциональные стили.

Назовите особенности разговорного стиля.

Назовите особенности научного стиля.

Назовите особенности официально-делового стиля.

Назовите особенности публицистического стиля.

Назовите особенности художественного стиля.

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

- заслушивание ответов на контрольные вопросы.

3 Тема: Лингвостилистический анализ текста.

Цели:

- провести лингвостилистический анализ текста;

- закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста.

Порядок выполнения работы:

1 Подберите пример текста

2. Проанализируйте текст, согласно плану

План лингвостилистического анализа

I. Тема.

II. Идея.

III. Форма:

  1. стиль текста;

  2. тип текста;

  3. композиция;

  4. лексические средства выразительности;

  5. стилистические фигуры речи;

  6. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

Формы контроля:

- проверка тетрадей.

4 Тема: Слово в лексической системе языка

Цели:

- закреплять и расширять знания об основных группах лексики;

- показать их роль в речи.

Порядок выполнения работы:

Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план):

«Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза», «Контекстуальные синонимы и антонимы»,

«Типы омонимов».(Приложение 1)

Форма контроля:

- заслушивание сообщений.

5 Тема: Фразеологизмы

Цели:

- получить навык работы с фразеологическим словарем русского языка.

Порядок выполнения работы:

1. Во Фразеологическом словаре русского языка найти фразеологизмы:

1) связанные с историей нашего народа.

2).имеющие отношение к вашей будущей профессии.

2. Определить и записать их значение.

Формы контроля:

- проверка тетрадей.

6 Тема: Фонетические единицы

Цели:

- овладеть фонетическими средствами речевой выразительности; уметь использовать их в устной и письменной речи.

Порядок выполнения работы:

1. Выписать отрывок из любого стихотворения, указать в нём средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерацию.

2. Сделать фонетический разбор 3 слов из этого отрывка.

Формы контроля:

- проверка тетрадей.

7 Тема: Орфоэпические нормы

Цели:

- познакомиться с особенностями русского ударения и произношения;

- получить навык работы с орфоэпическим словарем русского языка;

- изучить орфоэпические нормы; уметь находить орфоэпические ошибки в своей речи.

Порядок выполнения работы:

1. Выписать из Орфоэпического словаря русского языка под ред. Р. И. Аванесова. 10-15 слов с вариантным ударением.

2. Выписать 5-10 слов, относящихся к будущей профессиональной деятельности. Расставить ударения, запомнить место ударения в этих словах.

3. Записать по 10 заимствованных слов, в которых:

·- согласные перед «е» произносится твердо;

·- согласные перед «е» произносятся мягко.

Форма контроля:

- проверка тетрадей.

8 Тема: Способы словообразования

Цели:

- повторить способы образования слов в русском языке;

- познакомиться с выразительными средствами словообразования.

Порядок выполнения работы:

1. Подобрать по 3-4 примера, демонстрирующих все способы словообразования.

2. Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.

3. Составить и записать текст разговорного стиля, используя слова образованные с помощью эмоционально-экспрессивных приставок и суффиксов.

4. Привести примеры сложносокращенных слов (аббревиатур), свойственных вашей профессии.

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

- опрос.

9 Тема: Части речи

Цели:

- изучение особенностей грамматических признаков знаменательных и служебных частей речи.

Порядок выполнения работы:

Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план): «Части речи в русском языке», «Принципы распределения слов по частям речи».

Форма контроля:

- заслушивание сообщений.

10 Тема: Морфологический разбор разных частей речи

Цели:

- совершенствовать навыки морфологического разбора.

Порядок выполнения работы:

1. Составить таблицу грамматических признаков частей речи русского языка:

Грамматические признаки

существительное

прилагательное

глагол

наречие

местоимение

2. Сделать морфологический разбор разных частей речи.

Форма контроля:

- проверка тетрадей.

11 Тема: Основные единицы синтаксиса. Основные выразительные средства синтаксиса.

Цели:

- формировать представление о синтаксических средствах выразительности;

- формировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте;

Порядок выполнения работы:

1. Подготовить сообщения на тему: «Основные выразительные средства синтаксиса».

2. Для студентов, владеющих достаточными знаниями в области компьютерных технологий, дополнительное задание - составить мультимедийную презентацию на тему: «Основные выразительные средства синтаксиса».

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

- заслушивание сообщений;

- просмотр презентации.

12 Тема: Простое предложение. Порядок слов в предложении.

Цели:

- определить синтаксическое и стилистическое значение порядка слов.

Порядок выполнения работы:

Подготовить сообщения на тему: «Стилистические функции и роль порядка слов в предложении».

Формы контроля:

- проверка тетрадей;

- заслушивание сообщений.

13 Тема: Осложненное простое предложение

Цели:

- закреплять и расширять знания о простом осложненном предложении;

- отрабатывать умения отличать простое предложение от сложного;

- совершенствовать навыки постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.

Порядок выполнения работы:

Выполнить упражнения №232, 235 (Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М., 2003г).

Формы контроля:

- проверка тетрадей.

14 Тема: Сложное предложение

Цели:

- закреплять и расширять знания об основных видах сложных предложений и способах связи простых предложений в составе сложного;

- отрабатывать умения отличать простое предложение от сложного;

- различать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные предложения.

Порядок выполнения работы:

Выполнить упражнения №415, 425 (Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М., 2003г).

Формы контроля:

- проверка тетрадей.





Литература

Основные источники:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2006.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2005.

3.Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М: Просвещение, 2004г. - 286с.

Дополнительные источники:

1.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2004.

2.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

4. Словари.

Интернет-ресурсы

1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

2. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. ege.edu.ru

3. Филологический портал Philology.ru

4. pomochnik-vsem.ru

5. gramma.ru/







Заключение

Понимая задачу образования в том, чтобы научить человека умению и потребности учиться, автор предлагает задания для самостоятельных работ студентов, определяя тематику, цели и порядок выполнения заданий и форм контроля по каждой теме.

При выполнении самостоятельной работы определяются механизмы саморазвития личности студента, включение его в активную самостоятельную познавательную деятельность.

Кроме тем на самостоятельную работу студент систематически должен прорабатывать конспекты занятий, учебную литературы.





















Приложение 1

Реферат

Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

  • Титульный лист.

  • Оглавление.

  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор

темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи

реферата, даётся характеристика используемой литературы).

  • Основная часть (состоит из глав и подглав, которые

раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически

являются продолжением друг друга).

  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

  • Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений.

Примерные этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы, его обоснование, формулирование темы.

2. Отбор основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.

5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.

6. Определение основных понятий.

7. Разработка логики исследования, составление плана.

8. Реализация плана, написание реферата.

9. Самоанализ, предполагающий новизну текста, степень раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников.

10. Проверка правильности оформления списка литературы.

11. Редакторская правка.

12. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики.

Сообщения и доклады оцениваются по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность информации для раскрытия темы;
- умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе;
- способность учащегося понять суть задаваемых ему вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Приложение 2

Требования к выполнению домашней работы

  • Записи должны вестись чётким аккуратным почерком, используя пасту синего и фиолетового цветов.

  • Для выполнения разбора слова по составу и других обозначений используется простой карандаш.

  • Запись даты делается прописью, а не цифрами.

  • Все подчёркивания слов производятся строго с использованием линейки и простым карандашом.

  • Из тетради запрещается вырывать листы.

  • Все виды контрольных и проверочных работ делаются в специальных контрольных тетрадях,

  • Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускается две линейки

  • В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует писать на новой странице с самой верхней строки, также дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

  • Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.



Приложение 3

Использование словарей

В целях достижения более высоких результатов по предмету "Русский язык" рекомендуется использовать:

- для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;

- для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;

- для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;

- для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;

- для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;

- для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;

- для развития речевой выразительности, языкового чутья и "чувства слова" - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;

- для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов.



© 2010-2022