Урок Жемчужины русской речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор работы: Плюснина Анна Сергеевна

Урок русского языка в 5-6 классах

Данный урок проводится после изучения учащимися малых жанров фольклора(пословиц, загадок, скороговорк) и фразеологизмов.

Тема: Жемчужины народной речи.

Тип урока: урок- игра

Цели: образовательные: - повторить пословицы, загадки, скороговорки, фразеологизмы.

Развивающие: - развить умение работать в группе,

- развить творческие способности,

- развить устную речь,

- развить умение объяснять значение пословиц.

Воспитательные: -воспитать любовь к жемчужинам русской речи (пословицам, фразеологизмам, загадкам, скороговоркам)

Наглядность: рисунки с пословицами и фразеологизмами

Оборудование: шкатулка с бусинками- жемчужинами, иголки с ниткой, кружочки- жетончики.

I. Подготовка к новой теме

Цель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам принесла шкатулку, не простую, а волшебную. Волшебство ее в том, что она хранит жемчужины народной речи. Что же это такое? Мы узнаем на сегодняшнем уроке.

(Разделяем класс на 3 группы) Каждой группе даем по иголке с ниткой, куда они должны нанизывать заработанные бусинки- жемчужины.

II. Изучение новой темы.

1. Первую жемчужину народной речи вы должны угадать сами. В этом вам поможет этот рисунок.

Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой.

1-я жемчужина: пословица

2. Беседа: Что такое пословица? ( кто даст определение получит еще жемчужину).

Пословица - это поучающее краткое изречение, в котором содержится мудрость народа.

3. «Словесная дуэль»

м/ц Проверим как много вы знаете пословиц про учебу, книги. (Кто больше назовет, того и жемчужина). За каждую названную пословицу жетон.

4. «Угадай пословицу»

м/ц: Ученик показывает жестом, мимикой, пантомимой пословицу, его команда должна догадаться.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Не плюй в колодец - придётся напиться.

5. Беседа.

Объяснение значений пословиц: (жемчужина за правильное объяснение). Рисунки.

Яблоко от яблони недалеко падает, шишка от сосны недалеко откатится.

Сколько дерево не клони, оно все к верху тянется

Хочется есть, да не хочется лезть..

Море по колено. (фразеологизм)

6. Следующая жемчужина- это уже не пословица, а что? фразеологизм:

А что такое фразеологизм? - это устойчивое сочетание слов…

Мчаться на всех парусах.

Глаза на лоб полезли.

Прикусить язык. (объяснить)

7. Угадай фразеологизм по рисункам и картинкам. (жетоны)

8. 3-я жемчужина- загадка.

9. Отгадаем- ка загадки.

Рассыпался горох на четырнадцать дорог (звезды).

На дворе горой, а в избе водой (снег).

Дедушка без топора мост мостит (мороз).

Маленек, удаленек, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел(гриб).

Летит - воет, сядет - землю роет(жук).

Всякому мальчику по чуланчику(парчатки).

У двух матерей по пяти сыновей(руки).

Два брата глядятся, а вместе не сойдутся( пол и потолок)

10. Придумать загадку.

м/ц: Это русские народные загадки, а теперь вы сами попробуйте придумать загадки.

11. Следующую жемчужину вы должны угадать. Даю три подсказки:

- она тренирует речь,

- она бывает в рифму, также в ней преобладают отдельные звуки,

12. Скороговорка.

Кто быстрее и правильней всех прочитает скороговорку?

У попа папа кок, у кока папа поп.

III. Итог урока.

Итак, мы узнали все жемчужины народной речи. Как вы думаете, почему их так назвали?

Жемчужина- богатство, ценность, красота.

Заслуживают ли они это название?

( Подведение итогов игры) У кого бусы длиннее?

Изучайте, узнавайте и пользуйтесь ими.

Жемчужины народной речи делают нашу речь богатой и красивой

В непринужденной игровой форме ученикам легче усваивать материал, а командный дух и соревнования мотивируют к активной деятельности. Также можно заинтересовать учащихся какой-нибудь историей или сказкой, как на следующем уроке.



© 2010-2022