Урок русского языка в 6 классе «Правописание гласных Е И в суффиксах существительных ЕК ИК»

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Зовут меня Ольга Владимировна. Мне очень приятно сегодня пообщаться с вами. Я вижу ваши глазки, и уже практически не волнуюсь. Ведь вы сегодня будете моими помощниками. Итак, мы начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа Обратите внимание на то, что в течение всего занятия я буду вывешивать сигнальные плакаты. Они подскажут нам, чем мы будем заниматься на уроке, это наш маршрут урока. 1. Актуализация знаний по теме «Имя существительное» Сигнал Вспоминаем! -Какую часть речи вы сейчас изучаете на уроках русского языка? -Приведите примеры существительных. -Из каких морфем может состоять существительное? -Что мы называем суффиксом? -Для чего он нужен в русском языке? ( часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов) - Приведите примеры существит, образованного с помощью суффикса. -С какими суффиксами вы познакомились на прошлом занятии. (чик, щик). Приведите примеры таких слов. 2. Изучение нового материала Сигнал Ищем! А сегодня мы узнаем, какие еще бывают суффиксы существительных. Попробуем их найти в мультфильме «В стране невыученных уроков», отрывок из которого мы посмотрим. Главный герой Витя Перестукин пытается преодолеть трудности в этой волшебной стране. Просмотр Внимание! Какие два слова заставили задуматься Витю? Слайд 1 ( ключик, замочек) Выпишем их в тетрадь вместе со мной. Посмотрите на эти слова. С какими суффиксами мы будем сегодня работать. (ек ик). Выделите их в наших словах. -Какая проблема встала перед нашим героем? Чего он не знает( е или и). Подчеркните эти буквы в суффиксах. -Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. Как будет звучать тема урока? Ваши гипотезы… Запись темы в тетради : Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик (слайд 2) -Ребят, а вы знаете, как помочь Вите? Наша задача сегодня узнать это правило, учиться делать правильный выбор гласной в этих суффиксах, понять, от чего зависит выбор гласной, уметь отличать эти суффиксы от других в слове и увидеть их значение в слове.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

Цели урока:

  • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных - ек и -ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах -ек и -ик; различать суффиксы - чик, щик, -ек, -ик;

  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с текстом, сигнальные плакаты

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Зовут меня Ольга Владимировна. Мне очень приятно сегодня пообщаться с вами. Я вижу ваши глазки, и уже практически не волнуюсь. Ведь вы сегодня будете моими помощниками.

Итак, мы начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

Обратите внимание на то, что в течение всего занятия я буду вывешивать сигнальные плакаты. Они подскажут нам, чем мы будем заниматься на уроке, это наш маршрут урока.



  1. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

Сигнал Вспоминаем!

-Какую часть речи вы сейчас изучаете на уроках русского языка?

-Приведите примеры существительных.

-Из каких морфем может состоять существительное?

-Что мы называем суффиксом?

-Для чего он нужен в русском языке?

( часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов) - Приведите примеры существит, образованного с помощью суффикса.

-С какими суффиксами вы познакомились на прошлом занятии.

(чик, щик). Приведите примеры таких слов.



  1. Изучение нового материала

Сигнал Ищем!

А сегодня мы узнаем, какие еще бывают суффиксы существительных. Попробуем их найти в мультфильме «В стране невыученных уроков», отрывок из которого мы посмотрим. Главный герой Витя Перестукин пытается преодолеть трудности в этой волшебной стране.

Просмотр

Внимание! Какие два слова заставили задуматься Витю? Слайд 1

( ключик, замочек) Выпишем их в тетрадь вместе со мной.

Посмотрите на эти слова.

С какими суффиксами мы будем сегодня работать. (ек ик). Выделите их в наших словах.

-Какая проблема встала перед нашим героем? Чего он не знает( е или и). Подчеркните эти буквы в суффиксах.

-Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. Как будет звучать тема урока? Ваши гипотезы…

Запись темы в тетради : Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик (слайд 2)

-Ребят, а вы знаете, как помочь Вите?

Наша задача сегодня узнать это правило, учиться делать правильный выбор гласной в этих суффиксах, понять, от чего зависит выбор гласной, уметь отличать эти суффиксы от других в слове и увидеть их значение в слове.

Попробуйте сами вывести правило.

Мы экспериментаторы. Сигнал - Наблюдаем!

Рассмотрите запись на слайде.(слайд 3) Перед вами два столбика со словами.

И. п.Замочек И.п. ключик

Р.п. замочка Р.п. ключика

Д.п. замочку Д.п. ключику

П.п. о замочке П.п. о ключике

Что мы сделали с этими словами?

Сравите эти два столбика и придите к выводу, когда пишется е, когда и.? Ваши гипотезы….Какой суффикс изменяется?

Что произошло с гласной? Как в русском языке называем такую гласную, которая выпадает при изменении слова?

-Формулируйте правило: когда пишется е, когда и. Что нужно сделать со словом, чтобы понять какой суффикс выбрать ек или ик.

Сигнал Работаем с учебником!

Проверим себя по учебнику. Зачитаем наше правило. Мы справились? Перед нами орфограмма 34. Выделим ее в нашей записи в тетради. Слайд 4

Смотрим мультфильм. Слайд 5

4.Закрепление:

Немножко отдохнули…а теперь решаем задачи по этой теме. Решая их, вы будете повторять правило и открывать новые знания.

1 Упр. 251 выполняют первые 5 слов 1 ряд и тд.. Запишите проверочные слова (У ДОСКИ)- 3 человека. Выделите орфограммы.

2. Посмотрите на слова. Слайд 6.

Попробуйте сами сформулировать задание. Что нужно сделать со словами, чтобы прозвучала наша тема урока?

От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов ек и ик. Запишите полученные слова в два столбика. Выделите нашу орфограмму. ПРИДУМАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ИЗ СЛОВ.

Проверка. Слайд 7. Проговариваем правило.

Дождь, комок, клубок, звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток, перец

Ребят, вы не заметили ничего необычного? Что происходит с выделенными согласными, если к ним прибавляются наши суффиксы?

Чередование: выпишем их: к/ч, г/ж, ц/ч

  1. (слайд 8) Спишите. Найдите четвертое лишнее слово и подчеркните его. Задание обсуждаем в парах. Ответ свой аргументируйте. Поясните свой выбор.

1)Перчик, пальчик, огурчик, помидорчик

2)Ящик, мостик, коврик, карандашик

- Чему учит это задание?



  1. Творческое задание

Работа с текстом. На слайде 9 набор предложений. Задание. Составить текст. Слайд с текстом.

1)Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка.

2)Через овражек был перекинут мостик .

3)В нем плескался полосатый мячик.

4)Из фонтана била тоненькая струйка воды.

5)В саду цвёл душистый горошек.

6)Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.

Слайд 10. Раздаю листочки.

Почему это текст? Озаглавьте его.

Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Из фонтана била тоненькая струйка воды. В нем плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.

Выпишите слова с нашей орфограммой. Выделите орфограмму. Объясните, почему так пишется слово.

Слайд 11. Проверка.

- О ГЕРОЯХ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТОТ ТЕКСТ? Как вы думаете, для чего в этом тексте слова с нашими суффиксами? Какое значение придают эти суффиксы словам?

Буратино, Мальвина - это куклы, в куклы играют дети. Игрушки для малышей имеют всегда ласковые названия.

Суффиксы ек ик- уменьшительно-ласкательные. Предмет приобретает значение маленький и звучит ласково.

  1. Работа с художественным словом. Слайд 12

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Узнали эти строчки..откуда они. Кто и кому их говорит. Кто автор этой басни?

Какое слово нас интересует? Какое значение придает суффикс в слове светик? Можно ли сказать, что в этом суффиксе выражается отношение автора к хитрой лисе. Она подлиза. ЛЬСТИТ ВОРОНЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК.

В русской литературе множество интересных примеров, когда уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают выразить автору свое отношение к героям, событиям.

Итог: -Интересные суффиксы мы сегодня изучили?

Все ли мы сделали на уроке..посмотрите наш маршрут. - Все ли этапы мы прошли?

5.Проверим себя.

Тест. Слайд 13.

1.В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

2В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

3В каком слове нет суффикса -ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

4В каком слове есть суффикс -ИК 1)огурчик 2) диванчик 3)карманчик 4)грузчик

Проверка. Выставление оценок.



  1. Подведем итог: с какими суффиксами мы познакомились? - Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -ИК-, как правильно выбрать суффикс? С чем нельзя путать суффикс ик?

7. Ваше домашнее задание будет связано с творчеством: запишите себе. Сочинение миниатюра на тему «Планета крошечных человечков»Используя слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами опишите Что вы встретили на планете крошечных человечков.













Самоанализ урока русского языка в 6 классе

Тема: Гласные в суффиксах существительных ек ик

1.Характеристика класса:

В классе присутствовало человек. В целом класс функционирует на

уровне сформированности учебной деятельности. Ребята показали себя активными /неактивными, умеют/ недостаточно умеют работать в коллективе, слушать друг друга и фронтально взаимодействовать. Школьники имеют опорные знания по предмету, владеют навыками самостоятельной работы. Легко/нелегко идут на контакт с учителем, вступают в диалог на уроке, наблюдается эмоциональный настрой. Однако, не все учащиеся имеют поисковый уровень самостоятельной деятельности, некоторым ученикам трудно оперировать умственными действиями (анализ, синтез, сравнение), им необходима помощь учителя, ( к проблемной ситуации подводит «наводящий» вопрос).

Урок представлен в системе изучения имени существительного и является уроком усвоения новых знаний. Ученики уже имеют основные знания по теме Словообразование, Морфемика, Имя существительное, владеют умением анализировать, сопоставлять языковые явления, находить между ними связь, Особенностью занятия является то, что оно представляет собой частично-поисковый проблемный урок. В течение всего занятия ребята делают открытия на основе уже известного материала-такой урок эффективен, он позволяет в ситуации знакомого выходить на более усложнённый уровень поисковой деятельности. Урок даёт возможность углубить свои знания по теме: увидеть трудности различения суффиксов, а также определить роль суффиксов в речи.

3. Характеристика общей цели и задач урока:

Цель урока была поставлена чётко, она конкретна, настраивает ребят не только на умение отрабатывать орфограмму, но и на поисковую деятельность. Несмотря на то, что основой урока была отработка орфограммы, каждое закрепление дополнялось новым знанием по теме. При постановке цели учитывала следующие факторы:

  • Возраст учащихся (12). Дети в этом возрасте более открыты, вступают в диалог

  • специфика темы урока - это урок -знакомство с новым правилом, поэтому прежде всего основной задачей было узнавание орфограммы и умение делать правильный выбор гласной в суффиксах, в то же время объективная содержательная сложность урока заключается в том, что на протяжении всего занятия активизируется познавательная деятельность учащихся, ведётся постоянный поиск решения проблемной ситуации.).

  • свои собственные возможности педагога, имеющего опыт в профессиональной педагогической деятельности

При постановке задач на уроке я учитывала особенности формирования универсальных учебных действий учащихся: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных через: организацию пространства поиска, диалога; обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

Планируемые результаты урока были реализованы/ не реализованы

  • С учётом личностно -ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников :а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов - иметь представление о суффиксах ек ик, уметь делать правильный выбор гласной в суффиксах, уметь отличать эти суффиксы от других и определять их значение б) опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умения анализировать, сопоставлять языковые явления, находить между ними связь и делать выводы

в) опыта творческой деятельности - в форме умений принимать решения в проблемных ситуациях, умений сотрудничества в паре.

г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме проявления мотивации к предмету

Опираясь на ведущие характеристики возраста подростков в ходе урока формирование познавательных и творческих умений школьников (умение отвечать на вопросы, анализировать, связано излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию,) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения материала (проблемная ситуация, проблемные вопросы) и частично-поискового метода (эвристическая беседа), методы творческого обучения (работа с текстом).

4.Характеристика плана урока:

Форма урока интересна как для ученика, так и для меня. Ребята сами формулируют тему урока, правило. Решают задания по пути от простого к сложному. Такой частично-поисковый метод на уроке раскрепощает детей. Они не боятся ошибиться.

Структура урока соединила в себе традиционность и нестандартность : занятие построено в соответствии с технологией проблемного обучения. В течение всех этапов урока осуществлялась актуализация учебных действий (создавались проблемные ситуации), происходил поиск решений. Методы проблемного обучения (поисковый, частично-поисковый) создали условия для активной мыслительной деятельности.

5. Структурный аспект самоанализа урока:

Первый этап урока традиционен : организационный момент, настраивающий детей на серьёзную большую работу

Второй этап - Актуализация опорных знаний . (фронтальный опрос)

Третий этап - Активизация учебной деятельности и мотивация учебной деятельности , где озвучены тема , и задачи урока. Важным моментом является то, что «настраивается» доброжелательная обстановка в классе. Особенность этапа- вхождение в проблемную ситуацию. Происходит активизация мыслительной деятельности учащихся.

Четвертый этап- Закрепление нового материала. Это ряд заданий, выполняемых детьми, но с помощью проблемных вопросов учителя. Путь от простого к сложному. Каждый раз открывались новые знания.

Этап пятый -контроль первичных знаний (тест)

Этап шестой: подведение итогов, рефлексия.

Последний этап: домашнее задание

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми: индивидуальная, фронтальная, парная.

6. Функциональный аспект:

Урок прошёл в темпоритме,

7. Оценка конечного результата:











-



© 2010-2022