Сочинение на конкурс по теме: «Творчество В. М. Шукшина»

Данная работа представляет собой анализ творчества Шукшина. Основной упор делается на повесть «Калина красная», где прослеживается связь между просмотренным фильмом и тектом повести. Анализируется образ Егора Проскудина. Также цитируются высказывания о писателе и его произведениях работа адресована как учителям, так и ученикам. При изучении биографии писателя в 11 классе в программу входит изучение повести «Калина красная». В работе есть цитаты из текста произведения, высказаны мнения о главном ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Творчество Василия Макаровича Шукшина

(анализ повести «Калина красная»)

Подготовила Суханова Ираида Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шильнебашская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан







В 2014 году общественность отмечает юбилей великому писателю. Это Василий Макарович Шукшин. Неоднократно я смотрела фильмы с его участием, передача «Жди меня», которую вела дочь писателя, не оставляла равнодушной. Творчество данного писателя входит в программу школьного курса. Начиная с 6 класса мы изучали по одному произведению Шукшина, обзорно знакомились с его биографией и творчеством. Возникло желание глубже познакомиться с его творчеством и проанализировать одно из произведений, понять глубину его замысла, ведь сюжеты произведений писателя просты, а герои - деревенские чудоковатые люди, хорошо знакомы.

Василий Макарович прожил короткую и вместе с тем долгую жизнь. 1929 год, село Сростки Алтайского края - год и место рождения будущего писателя. Место, о котором он с любовью писал: «... Трудно понять, но как где скажут "Алтай", так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство... Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет».

Перед началом работы над сочинением я просмотрела архивные документы о писателе, фотографии, отрывки из кинофильмов и еще раз убедилась, насколько трудной была его жизнь. Раннее сиротство, болезни, бесприютная юность, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой…Это лишь часть того, что пришлось испытать Василию Макаровичу. Рожденный в сибирской деревне, воспитанный на русских традициях, писатель без труда постигал национальный характер. В заметках о себе он писал: «Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из них надо выиграть. Один, первый, уже проиграл».

Произведения В.М.Шукшина самобытны, неповторимы, непохожи одно на другое. Они проникнуты любовью к человеку-труженику и наполнены презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам. Правда, описанная в произведениях, проста, наверное, поэтому она стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

В одной из заметок о писателе я прочитала: «Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам, да и сам Шукшин признавался, что ему интереснее всего исследовать характер человека- не догматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа".

Очень жаль, что Василий Макарович прожил всего лишь сорок пять лет. Но и этого оказалось для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям.

Подробнее хотелось бы остановиться на фильме «Калина красная, созданном по мотивам повести самого автора. Именно просмотр побудил во мне желание прочитать повесть в полном объеме. Но вначале коротко о фильме. Ценность данного художественного фильма - не только талантливое изображение жизни, но и сама жизнь.

Лидия Федосеева-Шукшина, жена писателя, исполнительница главной роли, вспоминала: «После «Печек-лавочек» Василий слег в больницу, но и там он продолжал работать. Я догадывалась, что он пишет какую-то новую большую вещь, но что это будет, тогда еще не знала. Только замечала, когда приходила к нему, что он день ото дня становится все печальнее и печальнее. А однажды вышел, в глазах - прямо слезы стоят. И осунулся весь, побледнел, смотреть страшно. Я испугалась - подумала сразу, что это болезнь обострилась. А оказывается, он только что, перед самым моим приходом, закончил новую повесть. И когда писал конец, сам вот так страшно, до слез разволновался. Отдал мне рукопись. Сказал: «Это для кино. Если разрешат снимать, то тут и для тебя кое-что найдется…» Пришла домой. Кажется, даже и не разделась, и сразу села читать. Прочитала. И тоже не удержалась - заревела… Это была "Калина красная"».

За время подготовительного периода работы над картиной Василий Шукшин отсмотрел огромное количество архивных киноматериалов. Именно среди пленок с документальными лентами им были найдены кадры кинохроники, сделанные операторами для архивов МВД, с исполнением заключенным песни на стихи Сергея Есенина "Ты жива еще, моя старушка". Этот музыкальный номер так понравился Василию Макаровичу, что он решил вставить его в свою ленту. Съемки фильма проходили в городе Белозерске Вологодской области, а так же в окрестных деревнях - Садовой, Десятовской и Крохино.

В ноябре 1973 года, когда съемки были завершены, и Василий Шукшин был занят монтажом картины, у него случился сильный приступ язвенной болезни. Режиссер был госпитализирован, но, пробыв в больнице всего несколько дней, сбежал оттуда, чтобы продолжить работу над фильмом. В 1973 году Калина красная стала обладателем приза польских кинокритиков "Варшавская сирена" за лучший иностранный фильм в польском прокате. В 1974 году на Всесоюзном кинофестивале в Баку Василий Шукшин был удостоен Главной премии с формулировкой «За самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера». На Международном кинофестивале в Берлине в 1975 году фильм был отмечен Особом упоминанием Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI, Международной Католической организации в области кино и экуменического жюри. По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" лента Калина красная стала лучшим фильмом 1974 года, а Василий Шукшин за исполнение роли Егора Прокудина был назван лучшим актером года.

Конечно же, просмотрев фильм, изучив историю его создания, заслуги, я наслаждалась чтением повести «Калина красная». Сюжет ее показался довольно прост и даже несколько банален. Егор Проскудин, отсидев срок в тюрьме, оказывается на свободе. Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Он уже уверен в том, что Байкалова Любовь Федоровна, женщина по перепске, станет его женой. Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Но Егор не желает больше такой жизни. И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она знакомит его со своими родителями, братом. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егор выполняет задания директора, но отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче. Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором…..Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери. Этим эпизодом повесть заканчивается.

Читая повесть, я видела образ Шукшина на экране, поэтому все эмоции усиливались. Я так же, как сам Василий Макарович, плакала и чувствовала, насколько силен писательский талант. Нет, в образе Егора Проскудина я не видела бандита-рецедивиста. «Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти. Идет, зная, к чему идет». Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо.

дин (воровская кличка - Горе) - главный герой повести, «сорокалетний, стриженый» уголовник, отсидев очередной (пять лет) срок, освобождается из заключения и по стечению обстоятельств вынужден поехать в деревню к девушке Любе, с которой познакомился по переписке. Едет он с намерением передохнуть после заключения. Всерьез к своей поездке и к тому, что говорил при расставании с начальником колонии («Сельским хозяйством займусь, женюсь»), Е. не относится. «Никем больше не могу быть на этой земле - только вором», - почти с гордостью говорит он о себе. О Любе же, к которой едет, думает так: «Ах ты, лапушка ты моя!.. Я хоть отъемся около тебя... Дорогуша ты моя сдобная!.. Задушу в объятиях!.. Разорву и сховаю! И запью самогонкой. Всё!» Но, оказавшись в знакомой по детству деревенской жизни, среди - чужих до того, но оказавшихся неожиданно родными - людей (Люба, ее родители, Петр), обнаружив неожиданную власть над собой самого уклада деревенской жизни и взаимоотношений, Е. вдруг почувствовал невыносимую боль оттого, что жизнь его прошла не так, как нужно. Он делает отчаянную попытку переломить судьбу - становится трактористом, живет в доме Любы как ее муж; но появляются его бывшие дружки-блатари, не простившие ему измены воровскому делу, и убивают Е. С образом Е. связана главная тема не только этой повести, но, может быть, и всего творчества Шукшина - драматизм людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни и среду обитания. Эмоциональный фон разработки этой темы: «обида» за русского мужика, и шире - «обида за человека вообще», за человека, сломанного обстоятельствами. («Шукшин 60-х болел душой за крестьянина. Шукшин 70-х болеет за человека» - Л. Аннинский.)

Сочинение на конкурс по теме: «Творчество В.М. Шукшина»

Замучил жир? Есть средство - пейте ... Легко скинуть 10-45 кг. Добавляем в воду>

Сочинение на конкурс по теме: «Творчество В.М. Шукшина»

В 40 выгляжу как девочка! Просто использую этот крем с 17 лет, делюсь...

Сочинение на конкурс по теме: «Творчество В.М. Шукшина»

Я курил 15 лет и бросил за 1 день, навсегда! Помогло народное средство! Делюсь...

Е. рос в деревне без отца, с матерью и пятью братьями и сестрами. В голодное для семьи время подростком Е. уезжает в город. Уезжает со страшной обидой на людей, на их бессмысленную жестокость. Однажды их единственная корова, кормилица Манька, пришла домой с пропоротым вилами боком. Кто-то просто так, по злобе лишил шестерых сирот кормилицы. Первым, кого встретил Е. в городе и у кого учился пробиваться к настоящей, красивой жизни, был вор Губошлеп. И вроде как пробился Е. «Иногда я бываю фантастически богат», - рассказывает он Любе. Праздника хочет душа Е., воли и красоты. «Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно». Постепенно Е. выясняет, что не того просила его душа. «Я эти деньги вонючие... вполне презираю». Плата за воровскую вольницу оказалась непомерной для Е. ощущение изгойства среди нормальных людей, необходимость врать. «Я бы не хотел врать Мне всю жизнь противно врать Я вру, конечно, но от этого только тяжелей жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить свою жизнь совсем, вдребезги, только бы веселей и желательно с водкой». Тяжелейшим испытанием оказалась встреча с брошенной им матерью, подслеповатой старушкой Куделихой. Е. не проронил ни слова, только поприсутствовал при разговоре Любы и матери. От всей его яркой, рисковой, временами богатой и вольной жизни ничего не осталось в душе, кроме тоски. В облике Е. постоянно подчеркивается его «запа-ленность» жизнью: «ты, как конь в гору только еще боками не проваливаешься. Да пена изо рта идет. Упадешь ведь. Запалишься и упадешь», - говорит ему Люба. Веселье, которому предается Е. на воровской малине, надрывное, истерическое. Попытка устроить в городке на свои деньги пьяный громкий загул кончается его ночным бегством в деревню, к Любе и ее брату Петру, - очень уж убог и противен для Е. вид собранных «для разврата» людей. В Е. борются его крестьянская закваска и искореженная воровской жизнью натура. Самое трудное для него -- обрести душевный покой: «Душа у меня... наскипидаренная какая-то». По словам Шукшина, Егор умер оттого, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет. Повесть должна была кончаться самоубийством Е., но у автора не хватило решимости на такую концовку.





© 2010-2022