Литературные чтения на тему Проблема бережного отношения к окружающей среде в современной литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий литературных чтений по теме:

«Проблема бережного отношения к окружающей среде

в современной литературе»


«Всё меньше - окружающей природы.

Всё больше - окружающей среды»

Р.Рождественский

На фоне музыки студент читает стихотворение

Боль Земли

Человек…Ты - велик.

Ты - венец мирозданья,

Повелитель стихий, полубог -

Гений знанья!

Ты возник из любви,

Из морской чистой пены,

Ты был слаб на заре

Перед оком Вселенной.

Ты к земле припадал,

Ты черпал свою силу -

Щедрым соком своим

Мать ребенка вспоила.

Ты окреп. Ты прозрел.

Ты осилил науки.

Но опора ли ей

Твои сильные руки?

Так торопишься жить ты,

Который не вечен

И в сыновней любви

Так жесток и беспечен.

У природы взаймы

Ты берешь без отдачи.

Та - прощает долги,

Беззащитная, плачет.

Плачет грязным дождем

Над истерзанным полем,

Плачет мутным ручьем,

Что искрился дотоле…

Вздулись в русле реки

Сбросов черные вены.

Что безжизненность рыб?

Серебро в черном иле.

Праздник жизни погиб

В вязкой водной могиле…

Праздник жизни твоей

Лик природы калечит.

Груз безумной любви

Лег на хрупкие плечи…

Ты смеешься, поешь,

Вдохновенно играя…

Ты не слышишь Земли,

А она умирает…

Ведущий 1.

«Земля умирает»… Какой емкий и какой печальный образ создан в стихотворении Виктории Купомовой. Поэтические строчки ярко отражают беспокойство и боль за природу, богатствами которой человек привычно пользуется.

Ведущий 2.

Когда в 1866 году ученый Геккель впервые употребил слово «экология», обозначив им науку о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, он, конечно, даже не подозревал, что через полтора столетия это слово станет символом времени.

Ведущий 1.

Защита, сохранение природного пространства - глобальная проблема современной цивилизации. Человечество уже пришло к пониманию необходимости принятии совместных усилий по решению экологической катастрофы планеты Земля. Свидетельство тому - объединение всех заинтересованных организаций, ученых, отдельных лиц, в том числе и на международном уровне, в деле сохранения цивилизации, спасения ее природы. Очень правильно, что 2013 год стал Годом охраны окружающей среды.

Ведущий 2.

Наша страна долгое время жила в стремлении к грандиозным свершениям: строились заводы и фабрики, возводились плотины электростанций, разрабатывались месторождения руд, нефти, газа. Научно-техническая революция стремительно врывалась в жизнь простых граждан. Казалось, что человек может поработить природу, заставив её работать исключительно на себя: он мог вырубать леса, осушать моря, поворачивать вспять реки. В русской литературе советского периода, взаимоотношение человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник." Долгое время каждый с гордостью произносил: "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек... ".

Чтец 1

Кромсаем лед,

меняем рек теченье,

твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем -

просить прощенья

у этих рек,

барханов

и болот,

у самого гигантского

восхода,

у самого мельчайшего

малька…

Пока об этом

думать неохота.

Сейчас нам не до этого

пока.

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц,

и земли без воды…

Все меньше -

окружающей природы.

Все больше -

окружающей среды.

Роберт Рождественский

Ведущий 1.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относиться ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Чтец 2

Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб...

Живая природа - уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Всё дальше на север уходят олени...

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.

(А. Усачёв)

Ведущий 2.

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема.

Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, зараженный радиацией Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя.

Чтец 3

Будь милосерден, человек!

У всех людей - одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он - щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей.

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.

Уходит нежный запах лип.

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

И.И.Ландо

Студент 1.

Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость сразу после войны, когда все было подчинено одному - восстановлению жизни, обратился к своим читателям, ко всему народу с призывом - бережно, рачительно относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне, не губить то, что служит верную службу многим поколениям. Роман «Русский лес» по праву считается одним из лучших в послевоенной русской литературе. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества.

Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую экологическую проблему, которая получила дальнейшее развитие в литературе. Вслед за ним многие писатели: О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев, Ч. Айтматов - с особой силой выразили тот художественный взгляд на мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное, все время взаимодействующее и взаимопроникающее, доказали, что экологическая проблема составляет единое с нравственной проблемой. Это такие произведения, как «Прощание с Матерой» В. Распутина, « Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова.

(выразительное чтение отрывка из романа Л.Леонова «Русский лес»)

Студент 2.

Другой важной современной книгой является роман В.П.Астафьева «Царь-рыба». Читая книгу, мы видим сибирскую природу с ее неземными богатствами, со всей щедростью, однако подчас и жестокостью тайги. Не уходят из души и памяти открытые нам писателем населяющие тайгу, сформированные ею характеры, и прежде всего «сельдюк» Аким, бесспорно, главный герой книги, его бессчастная, беззаботная, непутевая и такая счастливая девочка - мать, охотники и рыбаки с берегов Енисея.

Читая рассказ за рассказом, мы погружаемся в жизнь, ни на что не похожую. Жизнь в чем-то дикую, многотрудную и опасную, исполненную высокого и низкого, прекрасного и ужасного, ибо редко где человеку противостоит природа столь же суровая и неприступная, как в тех местах. Мы встречаемся со своеобразными человеческими характерами и чрезвычайными, исключительно жизненными обстоятельствами, требующими от человека немалого мужества и жизненной силы, умения выкладываться до конца. В этих характерах - того же Акимки, его матери, народившей в поселке Боганиде дюжину ребят от заезжих рыбаков, рыбоприемщика Киряги - деревяги, потерявшего на фронте не только ногу, но и возможность иметь детей, местных рыбаков - командора или его брата Игнатьича, едва не ушедшего ко дну вместе с царь-рыбой, огромным осетром, попавшим к нему на крюк, - есть что-то природно - библейское, мифологическое, идущее от глубиннейших первородных связей с матушкой - землей, с тяжким но благодетельным рыбацким, охотничьим, земледельческим трудом на ней. Простодушные северные люди здесь живут и существуют рядом с арестантами. Даже самые отпетые из них способны на сердечное высветление, приходящее к человеку, который делает добро...

Эта способность делать добро поднимает порой героев, как это случилось с охотником и рыбаком Акимкой, до подвига самопожертвования в тайге. Их человеческие качества и определяют ту нравственную стойкость, устойчивость, которая с такой силой проявилась в годы войны. Черно-белым контрастом рисует писатель характеры, утратившие эту нравственную стойкость в хищническом своем эгоизме, потерявшие связь с народом и землей.

(выразительное чтение отрывка из романа Виктора Астафьева «Царь-рыба»)

Студент 3.

"Прощание с Матерой" В.Распутина - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием, матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду на вечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорят старуха Дарья "Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Однуе бы только Матеру?!"

Другая жительница деревни - Анна, как и все старики знает только свою родную Матеру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете - это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует "Кто ж старое дерево пересаживает ?!"

Символична та весть, которая побудила героев активно действовать, принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: мертвых грабят, наверно многой старухи могли бы старухи снести молча, безропотно, но не это.

Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции "доканчивали свое дело стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем". Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище - нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, "задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: "А ты их тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит "." Её поддерживает вся деревня...

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки беря пример с нас. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" писал еще Пушкин.

Распутин, размышляя об этом, показывает несколько Поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительсво плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут созедать разрушая и когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскарее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созеданием: их устраивает: что за разрушение платят деньги. Своеобразным символом предупреждения нарисован новый поселок, куда должны передраться сельчане. Поселок, хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, но по людски. Наверное и прощаться, в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. А человек обязательно должен чувствовать себя хозяином земли. Иначе зачем жить? "Если земля - территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни пршлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?" Такие размышления вызывает талантливая повесть В.Распутина.

(выразительное чтение отрывка из повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»)

Студент 4.

Если о грозящей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние десять-пятнадцать лет, то Чингиз Айтматов ещё в 70-е годы в своей повести "После сказки" ("Белый пароход") заговорил об этой проблеме. Он показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. Она мстит вырождением, бездуховностью. Эту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведениях: "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок"), "Плаха", "Тавро Кассандры".

Особенно сильное ощущение производит роман "Плаха". На примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хозяйственной деятельности человека. И как страшно становится, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выглядят более гуманными и "человечными", чем "венец творения". Так ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей? Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова "Плаха". Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре "Плахи" конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары - ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы.

В повести "Плаха" волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции.

Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

(выразительное чтение отрывка из романа Чингиза Айтматова «Плаха»)

Студент 5.

Нельзя не отметить произведение Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей", в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе.

Главный герой Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Будучи человеком простым, незатейливым, всю красоту и богатство своей души он проявляет в своей работе. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Так, например, правила поведения для туристов Егор вместе с сыном Колей написали в стихах:

Стой турист, ты в лес вошел,

Не шути в лесу с огнем,

Лес - наш дом,

Если будет в нем беда,

Где мы будем жить тогда?

Как много мог бы сделать этот человек для своей земли, если бы не его трагическая гибель. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.

Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: "Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то... Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку."

Ведущий 1.

Р.Рождественский очень точно обрисовал экологическую ситуацию в мире.

До теперешней нашей Земли,

До ее дождей и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Это - личная их беда,

За нее никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь - направо и ветвь - налево.

Человек разумный сидит

На вершине этого древа.

Он - мыслитель. Он хмурит лоб.

Человека идея гложет:

Хочет что-то придумать, чтоб

Самого себя уничтожить.

Он подпер подбородок рукой -

Вождь прогресса, краса и гордость...

Он - придумает! Он - такой!

Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!

А над ним проносится век.

Повороты. Круговороты...

Да неужто и человек -

Тупиковая ветвь природы?!

Ведущий 2.

Мы рассказали далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Ведущий 1.

Закончить нашу литературную встречу мне хотелось бы словами английского писателя Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».


© 2010-2022