Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»

"Описание материала: Урок по данной теме имеет, несомненно, современное звучание, и, как никогда, актуальна проблема культа личности в наши дни. Идеи, терзавшие умы и сердца героев русской литературы XIX , не «канули в лету». Неслучайно Достоевский в эпилоге романа « Преступление и наказание» сном Раскольникова предупредил нас, живущих в XX и XXI столетиях, о порочности идей наполеонизма. "Сбылись худшие опасения великого гуманиста: две мировые войны – тому подтверждение. И сейчас человечество...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - диалог

Цена идеи - жить по Наполеону

( Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова)

Цели: показать, какую роль играет образ Наполеона в судьбах главных героев Толстого и Достоевского; подчеркнуть современное звучание проблемы наполеонизма. Методические приемы: диалоговая технология

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и дух вселяются людей,

И каждый мнит, что нет его правей.

Максимилиан Волошин

«Трихины»

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»Урок начинается чтением монолога Андрея Болконского и Родиона Раскольникова (слайды 3,4,5)

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»


-Нельзя не сознаться. Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку…

-Нет, те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает разню в Париже, забывает армию в Египте , тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается

каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и всё разрешается…

Учитель : Прозвучали монологи двух самых ярких, значительных героев XX века.

- Кто это?

- В какие эпохи они живут?

1805-1812 года, 1860 годы.

Эпохи разные, но почему говорят они об одном человеке? Этот человек владеет их помыслами, свои поступки они соотносят с жизнью именно этого исторического деятеля. Цель нашего урока: поразмышлять о роли Наполеона в судьбах главных героев Толстого и Достоевского.

- Итак, перенесемся в эпоху Андрея Болконского (слайд 6).

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»


- Кратко охарактеризуйте её и постарайтесь увидеть в ней Наполеона, властителя дум многих современников Андрея Болконского.

Учащиеся: Время войны России с Францией, время возвышения Наполеона, его славы. Действительно, пример маленького капрала, который за одно сражение при Тулоне стал генералом, а затем возглавил революцию, показателен. Наполеон для начала XIX века был символом свободы, дерзаний, мужества.

Учитель: Совсем иную роль играет Наполеон в судьбах поколения 60-х. В начале 60-х в России появилась статья Наполеона III, внука великого императора, который писал об умении Бонапарта переступить через все препятствия, о его неимоверной силе воли и властности.

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»Эти мысли упали на благодатную почву. Что-то менялось в русском менталитете 60-х годов: уже не так прочны были семейные узы, рушились традиции, создавались новые кумиры. Именно в это время пришел Наполеон к Раскольникову (слайд 5).



Вернемся снова к толстовскому герою.

- Вспомним, как собирается строить свою жизнь по Наполеону Андрей Болконский.

Учащиеся говорят о решении Андрея Болконского идти на войну , о его желании бежать из этого общества ( света), о его стремлении совершить подвиг, мечте, о славе ( « Что же такое слава… Та же любовь к людям»).

Учитель: Расскажите о деятельности Андрея Болконского во время войны. (Коротко).

- Мысли накануне Аустерлица ( Зачитать).

- Андрей Болконский на Праценской горе (слайд 7).

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»

Момент прозрения, глубокого разочарования в Наполеоне, впервые видит небо.

- Зачитайте этот отрывок.

Учитель: Плата за страстное желание славы любой ценой, «торжества над всеми» огромна - смерть жены. Жены, которую он готов был полюбить. Прежде для земной любви просто не было места: все занимали мысли об избранности своего пути к славе.

Казалось бы, состоялся « Тулон» Андрея Болконского. Он совершил подвиг: со знаменем в руках бежал с батальоном. Он слышал над собою не перестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них. Он вглядывался только в то, что проходило впереди него- на батарее.

Но «Тулон» завершился крахом, глубоким душевным кризисом, поражением - Аустерлицем (слайд 8).

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»


Учитель: Герой Достоевского, в отличие от Андрея Болконского, «не страдает» от бессмысленной роскоши (слайд 5).

- О чем мы узнаем с первых станиц романа?

Ученики: О бедственном положении Раскольникова, о невозможности учиться, о необходимости Родиона принимать помощь сестры и матери.

Учитель: А что же его привлекает в Наполеоне?

Урок литературы «Цена идеи - жить по Наполеону»

Ученики говорят о теории Раскольникова, о его статье « О преступлении», в которой он доказывает, что все люди делятся на два разряда: « Обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон. Как образ «необыкновенной личности» Раскольников называет Наполеона.

Учитель: Давайте ещё раз обратимся к словам, звучащим в начале урока: «Нет, те люди не так сделаны…». Заметьте, что не Достоевский открыл проблему «бонапартистского» типа сознания. Ещё Пушкин писал в своем романе « Евгений Онегин»: Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Учитель: К чему приводит Раскольникова его решение поступить как «необыкновенный человек», т. е. во имя будущего блага переступить через жалкую старушонку?

Ученики говорят о тех муках наказания, которые свалились на Раскольникова после свершившегося. О его отчуждении от людей, о кошмарах.

Учитель: Раскольников снова и снова пытается найти подтверждение своей «теории», обращаясь к личности Наполеона. « Случился бы на его месте Наполеон, и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан. А была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей одна какая-нибудь старушонка, которую надо было бы убить, то это его не только не покоробило бы, но даже и в голову ему не пришло, что это не монументально… и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться»?

Учитель: Сравним Тулон Андрея Болконского и Раскольникова?

Учащиеся: В представлении Андрея Болконского Тулон связан с мечтой о спасении из безнадежного положения. У Родиона Раскольникова - это стремление к цели через жертвы, препятствия ( слайд 9).

И там, и здесь - необузданная гордыня, желание собственной исключительности. Если у Раскольникова цена Тулона - убийство старухи- процентщицы , то у Андрей Болконский готов заплатить такую цену, о которой не помышлял и Раскольников: « И как ни дороги, ни милы мне многие люди-отец, сестра, жена - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы…»

Таков «Тулон» героев Толстого и Достоевского. Путь нравственной катастрофы.

Учитель: Каков же путь к спасению?

Учащиеся говорят, что перед смертью, а ещё раньше перед Бородино Андрей Болконский осознает своё место не над людьми, а с ними. « Так думает Тимохин и вся армия». Неслучайно в полку его любовно называют «наш князь». После ранения Андрей впервые за всю жизнь испытывает всеобъемлющее чувство любви к людям и всепрощения. Он освобождается от искушений наполеонизма и преодолевает соблазны возвышения над всеми. Ещё ярче происходит воскресение Раскольникова. В эпилоге романа мы видим героя на пороге новой жизни. В его сердце, вместо мучительного сознания ничтожности человека (« а все-таки подлец человек»), появляется любовь к ближним. Прежде всего, к Соне, которую он обрёк когда - то на страдания своим признанием. Писатель так и скажет о Соне и Раскольникове: « Их воскресила любовь».

Учитель: Итак, мы проследили путь Андрея Болконского и Родиона Раскольникова к Наполеону, увидели цену их Тулона и их Аустерлиц. Если герой Толстого, найдя истину в единении с народом, в любви, уходит из жизни, то Родион Раскольников, пройдя все этапы падения, возрождается.

Великий писатель оставил нам в наследство шанс на спасение: заглянув в раскольниковскую пропасть - грёзу, отпрянуть от ужаса и прозреть. Ибо истина и открывается на грани между жизнью и смертью. « Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие»,- учил великий писатель и мыслитель. А нам, живущим в XXI веке, следует помнить завет Достоевского, что «мир спасется красотой и любовью». И спасут его не Наполеоны, а гуманисты, уверенные, что ничего нет выше человека и его жизни на земле.

Учитель: Обратимся к эпиграфу Волошина (слайд 2). Вспомним, какими страшными катаклизмами был ознаменован XX век, какие жестокие трихины вседозволенности поразили людей. Как правы, оказались и Толстой и Достоевский, предупреждавшие нас об опасности мании величия, гордыни, желания власти.



© 2010-2022