Сценарий внеклассного мероприятия Аксаковские чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.

Вот родина моя... Вот дикие пустыни!..

Вот благодарная оратаю земля!

Дубовые леса, и злачные долины,

И тучной жатвою покрытые поля!

Автор этого стихотворения - знаменитый русский писатель, наш земляк. Отпрыск старинного дворянского рода, С.Т. Аксаков.

Сообщение детей о творчестве писателя.

(*)

Серге́й Тимофе́евич Акса́ков - русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек.

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи Аксаковых. Отец его Тимофей Степанович Аксаков, служивший в Уфе прокурором, получил сельское воспитание и не мог похвастать образованностью.

Мать - Мария Николаевна Аксакова (урождённая Зубова) на становление личности сына оказала большое влияние. Это была очень умная, образованная, деятельная и энергичная женщина, по своему интеллектуальному развитию стоявшая выше провинциальной помещицы того времени.

Его отец, Тимофей Степанович Аксаков по своему положению был простым провинциальным чиновником. Он был мало развит, тих, застенчив, но добр и благороден. Интересы его ограничивались кругом хозяйственных дел, поэтому влияние на умственное развитие сына он оказать не мог, зато от отца писатель унаследовал мягкий нрав, любовь к природе и гуманное отношение к крепостным. Его страстью была охота. Однажды он взял с собой на охоту сына, правда, ружья ему не дал, а только разрешил приносить подстреленную дичь. Но самой незабываемой и волнующей для него стала рыбалка.

Все свои наблюдения об охоте и рыбалке Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Записки об уженьи рыбы». Также он написал книги «Семейная хроника», «Детские годы Багрова -внука», «Буран», «Очерки зимнего дня» и другие.


(*)

Мемориальный Дом-музей С.Т.Аксакова открыт в 1991 году в родовом имении писателя, являющемся памятником архитектуры середины XVIII века. Мемориальная часть включает 7 комнат. Литературная часть состоит из 2-х залов и Голубой гостиной. Кроме того, музей располагает выставочным залом и богатой библиотекой, пополнять фонды которой помогает Государственный Эрмитаж. Ежегодно в конце сентября в музее проходят Международные Аксаковские праздники.

Ребята, я вам прочту отрывок из сказки, а вы скажите из какой же сказки эти строчки?

« В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Было у него 3 дочери

-Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

-«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

-А теперь, ребята, скажите из какой сказки эти строчки?

Ребята, как вы оцените постановку сказки, подготовленную нашими 5-классниками?

(*)

Известна история создания сказки. Она были опубликована в приложении к автобиографической книге «Детские годы Багрова-внука», над которой автор работал в продолжение 1856- 1857 годов. Книга и сказка увидели свет в 1858 году. Аксаков писал: «По совету тетушки, для нашего усыпления позвали один раз ключницу Палагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Палагея, немолодая, но еще белая, румяная и дородная женщина, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: "Господи; помилуй нас грешных", села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Это вышла сказка под названием "Аленький цветочек"». Писатель признавался: «Я попытался вспомнить ее». Аксаков воспроизвел манеру рассказывания сказочницы и указал в подзаголовке: «Сказка ключницы Палагеи».

(*)

А я прочитала, что в последние годы жизни, работая над книгой "Детские годы Багрова-внука", Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку "Аленький цветочек" и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Как и книга «Детские годы Багрова внука» стала одной из любимых книг.

И, кстати, это произведение является автобиографическим, т.к. Аксаков написал о своем детстве.

Действительно, Аксаков дал герою свое имя - Серёжа, а фамилию другую - Багров.

(*)

Книга была написана специально для детей и посвящена автором внучке, которой в 1858 году было 10 лет.

В шуточном стихотворении, написанном на день рождения внучки, он обещает ей прислать через год свою книжку «про весну младую, про цветы полей, про малюток пташек… про лесного Мишку». Но проходит два года, и Сергей Тимофеевич сообщает Оле: «… дай Бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она была готова. Да и книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе». Она явно перерастала начальный замысел: изменились и содержание ее, и цель, и объем.

В книге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребёнка (1790-е гг.), проведённые в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.

Обратимся к тексту

(*)

«Я сам не знаю, можно ли вполне верить всему тому, что сохранила моя память? Если я помню действительно случившиеся события, то это можно назвать воспоминаниями не только детства, но даже младенчества. Разумеется, я ничего не помню в связи, в непрерывной последовательности, но многие случаи живут в моей памяти до сих пор со всею яркостью красок, со всею живостью вчерашнего события. Будучи лет трех или четырех, я рассказывал окружающим меня, что помню, как отнимали меня от кормилицы... Все смеялись моим рассказам и уверяли, что я наслушался их от матери или няньки и подумал, что это я сам видел».

Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве - человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, - одно солнечное утро, когда ему стало легче и т. д.

(*)

Самый частый образ - дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описание переездов в сотни вёрст - к родным, в гости и т. п. - занимает большую часть «Детских годов».) название глав: Дорога до Парашина, Парашино, Дорога из Парашина в Багрово

«Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно: то в подгородные деревушки своих братьев, то к знакомым помещикам».

Сережа был очень болезным мальчиком, и в поисках хороших врачей, хорошего лечения семья проехала не одну версту

(*)

Преимущественный интерес Аксаков проявляет к внутреннему миру своего героя. Вот почему с таким пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных, даже самых смутных, не поддающихся подчас и определению.

Я был робок и даже трусоват; вероятно, тяжкая и продолжительная болезнь ослабила, утончила, довела до крайней восприимчивости мои нервы, а может быть, и от природы я не имел храбрости.

(*)

«Голова моя была старше моих лет», - говорит Сережа Багров. Потому, что такая голова лишала его порой детской непосредственности и отгораживала от сверстников. Эта обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи привычку анализировать и собственные чувства и мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа

С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.

«Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованьем, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

Какую книгу любил читать Сережка? (Зеркало добродетели)

-Кому он любил читать эту книгу? (Сестре)

(*)

«Я всякий день читал свою единственную книжку «Зеркало добродетели» моей маленькой сестрице, никак не догадываясь, что она еще ничего не понимала, кроме удовольствия смотреть картинки. Эту детскую книжку я знал тогда наизусть всю… Наконец «Зеркало добродетели» перестало поглощать мое внимание и удовлетворять моему ребячьему любопытству, мне захотелось почитать других книжек, а взять их решительно было негде, тех книг, которые читывали иногда мой отец и мать, мне читать не позволяли. Я принялся было за «Домашний лечебник Бухана», но и это чтение мать сочла почему-то для моих лет неудобным; впрочем, она выбирала некоторые места и, отмечая их закладками, позволяла мне их читать; и это было в самом деле интересное чтение, потому что там описывались все травы, соли, коренья и все медицинские снадобья, о которых только упоминается в лечебнике. Я перечитывал эти описания в позднейшем возрасте и всегда с удовольствием, потому что все это изложено и переведено на русский язык очень толково и хорошо».

-А вы знаете что значит слово «Добродетель»?

Доброде́тель - философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

(*)

Одним из ярких воспоминаний был ценный подарок от соседа и друга семьи Аничкого

«Аничков, расспросив хорошенько, что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен: велел подать связку книг и подарил мне… О счастие!.. «Детское чтение для сердца и разума», изданное безденежно при «Московских ведомостях» Н.И.Новиковым.

Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, запрыгал и побежал домой, оставя своего отца беседовать с Аничковым».

Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии и просто шутки.

Итак, что мы узнали о Серёже Багрове? (Коллективное составление плана.)

Слайд

а) семья Серёжи;

б) характер мальчика;

в) что и как читал Серёжа;

г) роль книги в жизни Серёжи и его семьи.

Детские воспоминания нашли яркое отражение в творчестве Аксакова. Он закончил эту книгу в 1858 году когда ему было 67 лет.

Итог урока

-О чем это произведение?

-Что вы узнали о характере Сережи?

- Какие книги он прочитал? Понятно ли вам выражение «читать запоем»?

- Приходилось ли вам читать так же исступлённо, как читал Серёжа Багров? Какие книги?

- Хотелось бы вам, чтобы одна из российских культурных традиций - семейное чтение - возродилась? Что вы можете для этого сделать?


© 2010-2022