Разработка урока по риторике на тему: Общение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел. Общение.

Урок 1.

Тема: Что значит общаться? Как люди общаются?

Цели и задачи урока:

изучить и овладеть видами, средствами и функциями эффективного

общения;

способствовать развитию умения применять полученные знания на практике;

раскрыть значение и роль общения в жизни людей.

Ход урока

Побеседуем

- Сегодня мы будем говорить об общении. Вы, наверное, обращали внимание на то, что большую часть времени мы проводим в общении с окружающими. Общение - это самое большое богатство человека, духовная ценность. Благодаря общению мы вступаем в личные, семейные, производственные и другие отношения со всеми окружающими нас людьми. Поэтому важно учиться общаться . Одни люди бывают более общительными, чем другие.

- Как вы думаете, что значит быть общительным?

- В вашем классе есть общительные ребята? Как у вас складываются с ними отношения?

Размышления детей.

- Вам предлагаются характеристики общительного человека, на которые нужно ответить: «да» или «нет». Итак, «Общительный человек - это тот, кто…»

- умеет легко вступать в контакт с другими;

- может с легкостью найти тему для разговора;

- говорит слишком много;

- умеет слушать;

- не говорит о разных пустяках ради того, чтобы заполнить паузу;

- может легко завязывать дружбу (и т.д.).

Учитель читает высказывание Абая Кунанбаева: «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному» - и просит детей его прокомментировать.

Рассуждения детей.

Творческая работа

Задание. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе дается вопрос, который предлагается обсудить в течение 4-5 минут, а затем подготовить коллективный ответ.

1. Для чего людям надо общаться друг с другом?

2. С какими людьми, на ваш взгляд, приятно и легче общаться?

3. Что может быть препятствием для общения друг с другом?

4. Каким должно быть общение, чтобы его можно было назвать культурным?

5. Что нужно учитывать при общении людей, чтобы оно не было в тягость?

6. Какое общение можно назвать плодотворным? Что может быть «плодами» общения?

Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»

Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:

- с мамой, приехавшей из дальней командировки;

- с заболевшим товарищем, которого вы навестили;

- с встретившимся вам по дороге в школу другом;

- с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;

- с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;

- с девочкой, которая нравится вам;

- с закадычным другом;

- с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;

- с вашим кумиром - любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;

- с соседкой, которая вам приятна;

- с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.

Обратимся к хрестоматии

Д. Родари. «Страна без острых углов»

Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами, а крыши заканчивались небольшими арками. На улицах росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими, как резина, и вовсе не кололи, а только щекотали руку.

- Ой, какое чудо! - воскликнул Джованнино. Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:

- Вам разве неизвестно, что цветы рвать нельзя?

- Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!

- В таком случае вы заплатите только половину штрафа, - необычайно любезно сказал полицейский.

Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:

- Вы не покажете мне вашу саблю?

- С удовольствием, - ответил полицейский. И, конечно, сабля его была тоже без острия.

- Что это у вас за страна? - спросил Джованнино.

- Страна Без Острых Углов, - ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать с большой буквы...

- А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.

Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.

- Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать две пощечины, а не я вам!

- Но у нас принято именно так: полный штраф - четыре пощечины, половина - две.

- Полицейскому?

- Конечно, полицейскому!

- Но ведь это ужасно несправедливо!

- Еще бы! - сказал полицейский. - Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.

- Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!

- Тогда, - сказал полицейский, - мне придется проводить вас до границы.

И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…

- Почему эта страна так называется - «Страна Без Острых углов»?

- Как вы думаете, возникают ли «острые углы» во время общения людей? Почему?

- Что можно сделать, чтобы «сгладить» эти углы?

- Что, на ваш взгляд, необычного вы заметили в отношениях между людьми в этой стране?

Размышления детей.

- Автор рассказа не без основания назвал описываемую им страну - «Страной Без Острых Углов». Дело в том, что «острыми углами» в общении человека с другим человеком, как правило, называют напряженные моменты, споры, ссоры в общении. Запомните, что только умный и мудрый человек будет стремиться избегать этих «острых углов».

- Жители «Страны Без Острых Углов» решили оставить пригласительный билет для тех детей, которые желают попасть в их удивительную страну.

Работа в тетради

- В тетради выполните задания 1 и 3.

Побеседуем

- Итак, мы знаем и понимаем, что наша жизнь может быть красивой и интересной благодаря общению. Если о человеке говорят, что он общительный, это характеризует его с хорошей стороны. Человек всегда должен стремиться строить доброжелательные отношения с другими людьми. А этому искусству нужно учиться!

- Давайте все вместе попробуем разработать основные правила общения, правила этикета и постараемся придерживаться их в повседневной жизни. Я хочу предложить такое правило: «Старайся внимательно выслушать собеседника». Дети называют свои правила, учитель записывает их на доске, а учащиеся - в тетрадях.

Домашнее задание

Выполните в тетради задание 2. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Б. Заходера «Мы друзья».

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель и дети в кругу говорят друг другу добрые пожелания.


© 2010-2022