- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по риторике на тему: Общение
Разработка урока по риторике на тему: Общение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цемох С.М. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Раздел. Общение.
Урок 1.
Тема: Что значит общаться? Как люди общаются?
Цели и задачи урока:
изучить и овладеть видами, средствами и функциями эффективного
общения;
способствовать развитию умения применять полученные знания на практике;
раскрыть значение и роль общения в жизни людей.
Ход урока
Побеседуем
- Сегодня мы будем говорить об общении. Вы, наверное, обращали внимание на то, что большую часть времени мы проводим в общении с окружающими. Общение - это самое большое богатство человека, духовная ценность. Благодаря общению мы вступаем в личные, семейные, производственные и другие отношения со всеми окружающими нас людьми. Поэтому важно учиться общаться . Одни люди бывают более общительными, чем другие.
- Как вы думаете, что значит быть общительным?
- В вашем классе есть общительные ребята? Как у вас складываются с ними отношения?
Размышления детей.
- Вам предлагаются характеристики общительного человека, на которые нужно ответить: «да» или «нет». Итак, «Общительный человек - это тот, кто…»
- умеет легко вступать в контакт с другими;
- может с легкостью найти тему для разговора;
- говорит слишком много;
- умеет слушать;
- не говорит о разных пустяках ради того, чтобы заполнить паузу;
- может легко завязывать дружбу (и т.д.).
Учитель читает высказывание Абая Кунанбаева: «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному» - и просит детей его прокомментировать.
Рассуждения детей.
Творческая работа
Задание. Учитель делит класс на 6 групп. Каждой группе дается вопрос, который предлагается обсудить в течение 4-5 минут, а затем подготовить коллективный ответ.
1. Для чего людям надо общаться друг с другом?
2. С какими людьми, на ваш взгляд, приятно и легче общаться?
3. Что может быть препятствием для общения друг с другом?
4. Каким должно быть общение, чтобы его можно было назвать культурным?
5. Что нужно учитывать при общении людей, чтобы оно не было в тягость?
6. Какое общение можно назвать плодотворным? Что может быть «плодами» общения?
Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»
Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
- с мамой, приехавшей из дальней командировки;
- с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
- с встретившимся вам по дороге в школу другом;
- с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
- с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;
- с девочкой, которая нравится вам;
- с закадычным другом;
- с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;
- с вашим кумиром - любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
- с соседкой, которая вам приятна;
- с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
Обратимся к хрестоматии
Д. Родари. «Страна без острых углов»
Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами, а крыши заканчивались небольшими арками. На улицах росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими, как резина, и вовсе не кололи, а только щекотали руку.
- Ой, какое чудо! - воскликнул Джованнино. Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:
- Вам разве неизвестно, что цветы рвать нельзя?
- Простите, пожалуйста, но я об этом не подумал!
- В таком случае вы заплатите только половину штрафа, - необычайно любезно сказал полицейский.
Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:
- Вы не покажете мне вашу саблю?
- С удовольствием, - ответил полицейский. И, конечно, сабля его была тоже без острия.
- Что это у вас за страна? - спросил Джованнино.
- Страна Без Острых Углов, - ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать с большой буквы...
- А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.
Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.
- Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать две пощечины, а не я вам!
- Но у нас принято именно так: полный штраф - четыре пощечины, половина - две.
- Полицейскому?
- Конечно, полицейскому!
- Но ведь это ужасно несправедливо!
- Еще бы! - сказал полицейский. - Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.
- Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!
- Тогда, - сказал полицейский, - мне придется проводить вас до границы.
И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…
- Почему эта страна так называется - «Страна Без Острых углов»?
- Как вы думаете, возникают ли «острые углы» во время общения людей? Почему?
- Что можно сделать, чтобы «сгладить» эти углы?
- Что, на ваш взгляд, необычного вы заметили в отношениях между людьми в этой стране?
Размышления детей.
- Автор рассказа не без основания назвал описываемую им страну - «Страной Без Острых Углов». Дело в том, что «острыми углами» в общении человека с другим человеком, как правило, называют напряженные моменты, споры, ссоры в общении. Запомните, что только умный и мудрый человек будет стремиться избегать этих «острых углов».
- Жители «Страны Без Острых Углов» решили оставить пригласительный билет для тех детей, которые желают попасть в их удивительную страну.
Работа в тетради
- В тетради выполните задания 1 и 3.
Побеседуем
- Итак, мы знаем и понимаем, что наша жизнь может быть красивой и интересной благодаря общению. Если о человеке говорят, что он общительный, это характеризует его с хорошей стороны. Человек всегда должен стремиться строить доброжелательные отношения с другими людьми. А этому искусству нужно учиться!
- Давайте все вместе попробуем разработать основные правила общения, правила этикета и постараемся придерживаться их в повседневной жизни. Я хочу предложить такое правило: «Старайся внимательно выслушать собеседника». Дети называют свои правила, учитель записывает их на доске, а учащиеся - в тетрадях.
Домашнее задание
Выполните в тетради задание 2. Прочитайте в хрестоматии стихотворение Б. Заходера «Мы друзья».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети в кругу говорят друг другу добрые пожелания.