Обобщение опыта Воспитание нравственных качеств личности на уроках русского языка

Обобщение опыта по русскому языку по теме "Воспитание нравственных качеств личности на уроках русского языка". говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Когда общество переживает духовный кризис, школа должна ориентироваться на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Обучение-информационная составляющая образования, а воспитание-гарант того, что полученная информация будет использована во благо.Нравственность - это навсегда, я буду продолжать воспи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы первой категории Катаевой Веры Ивановны

«Воспитание нравственных качеств личности на уроках русского языка»

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем так или иначе думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое проявляет активную заинтересованность в будущем российского образования.

Когда общество переживает духовный кризис, школа должна ориентироваться на развитии личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Глубокие и прочные конкретные знания учащихся и духовно-смысловое наполнение современного образовательного процесса должны не противоречить друг другу, а являться надежной основой друг для друга.

Обучение - информационная составляющая образования, а воспитание - гарант того, что полученная информация будет использована во благо.

Я согласна с мнением, что существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока.

В нашей школе ежегодно проводится диагностика уровня воспитанности учащихся. Результаты этой диагностики заставляют и меня как педагога о многом задуматься. Как воспитать в подростках гуманность и милосердие, самостоятельность и инициативность? Как научить школьника добросовестному и ответственному отношению к учебе? Как сформировать у ученика гражданскую позицию? Как воспитать в нем бережное отношение к культуре, родному языку, природе? Эти вопросы красноречиво свидетельствуют о том, что ведущей сегодня становится проблема нравственного воспитания.

В своей практике с целью воспитания нравственных качеств использую технологию проблемного обучения. Учу ребят самостоятельно формулировать цели и учебные задачи. Так, на уроке русского языка по теме «Имя существительные собственные и нарицательные» предлагаю детям придумать задание к словам: город, календарь, Москва, рябина, Иван, Обь, окно, доска, «Мурзилка». Практика показала, что такая постановка учебных задач позволяет развивать познавательную активность, воспитывать самостоятельность суждений и инициативность. Стимулирую учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряю не только конечный результат (правильно-неправильно), но и процесс деятельности ученика, имеющий преобразующий характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы.

Известно, что овладение нравственно-этическими понятиями невозможно без языка, его лексики. Для словарной работы могут быть предложены такие существительные, обозначающие черты характера: благодарность, преданность, чуткость, доброта, честность, предательство, жестокость, бессердечность и т.д. Учащимся предлагаю дать толкование словам, используя различные приемы: толкование с помощью контекста, с помощью синонимов, толкование с помощью оборота, включающего уже известное однокоренное слово. Источником нравственного опыта служат народные сказки, поговорки, пословицы.

На уроках русского языка использую литературные тексты местных авторов и поэтов. ( ) Использование литературных текстов на уроках русского языка расширяет интерес. Результатом этой работы можно считать участие детей в работе сельского литературного клуба «Зеленая лампа». Совместно с детьми была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Поэты Прикамья».

Любовь человека к миру, к другому человеку, к жизни, к себе начинается с созерцания, которому тоже нужно учить. Учить видеть жизнь вокруг себя - в этом заложен глубочайший смысл воспитания. Поэтому активно привлекаю учащихся к созданию тематических презентаций, фоторепортажей, видеороликов и фильмов.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Мне порой нет необходимости количественно проверять насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока я вижу пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока»- говорит Е. Н. Ильин. С этим высказыванием я согласна.

Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Одним из таких показателей - нравственный выбор учащегося. Ответственное отношение к учению, активность, самостоятельность, искренность, любовь к окружающему миру - вот те качества, которые медленно, но верно воспитываю я в своих учениках.

Учителю нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим.

Нравственность - это навсегда, я буду продолжать воспитывать в детях такие качества личности, как: доброта, милосердие, любовь к Родине, патриотизм и гуманность.

© 2010-2022