Тема урока: Буквы -а - о в корне -лаг – лож

Ахметвалиева  Талия  Мидехатовна МБОУ «Новоузеевская основная  общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ.   Тема   урока:  Буквы -а - о  в корне  -лаг – лож. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели урока: образовательные: знакомство, в каких случаях  происходит чередование гласных   -а -о  в указанных корнях;   владение способом выбора  -а -о в корнях – лаг – лож-; формирование навыков  нахождения слов  с чередующимися  гласными –а -о   в  корне –лаг –лож- ; развиваю... предлагать предложить слагаемое сложить прилагать приложить    Ученик. В корне  –лаг -лож- в безударном положении «а» пишется, если за корнем стоит суффикс –а.  Например, на таблице дается слова: предлагать, слагаемое, прилагать, буква  «о» пишется, если за корнем нет суффикса - а.  Для примера на таблице даны такие слова: предложить, сложить, приложить. Учитель. (Слайд 3) Например, в словахизложение, слагаемое, предположение, прилагательное есть буква  «а» за корнем? Ученик. В этих словах нет буквы «а» за корнем. Учитель. Правильно, ребята, молодцы!   ...       ? Научился находить и правильно писать  слова с корнем – лаг – лож, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.        ! Научился находить и правильно писать слова с корнем – лаг – лож, но не уверен, что самостоятельно смогу писать их правильно. Скажу себе: «Я работал хорошо!»       ! ! ! Научился находить и правильно писать слова с корнем – лаг – лож. Могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Учитель. Спасибо, реята,  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ахметвалиева Талия Мидехатовна

МБОУ «Новоузеевская основная

общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района РТ.


Тема урока: Буквы -а - о в корне -лаг - лож.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: образовательные: знакомство, в каких случаях происходит чередование гласных -а -о в указанных корнях; владение способом выбора -а -о в корнях - лаг - лож-; формирование навыков нахождения слов с чередующимися гласными -а -о в корне -лаг -лож- ; развивающие: развивание орфографической зоркостью; обогащение словарным запасом; воспитывающие: воспитание чувство товарищества, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

предметные : закрепление знаний о правописании букв - а - о в корне - лаг - лож, воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: восприятие важности учебы как интеллектуального труда и познания нового;

регулятивные УУД: анализ эмоционального состояния, полученного от успешной деятельности;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: интерактивная доска или персональный компьютер, мультимедийный проектор и раздаточный материал.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя .

Учитель. Добрый день, ребята! Давайте заглянем друг на друга и улыбнемся, ведь от улыбки станет всем «теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня у нас урок по теме: «Буквы а - о в корне с чередованием звуков -лаг- - лож- ». Вспомним, что же такое чередование звуков?

(Слайд 1) Чередование звуков

Ученик. При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Например, предполагать, предположить. Здесь происходит чередование буквы «а» на «о».

Учитель. Ваша цель - узнать, в каких случаях происходит чередование гласных -а -о в указанных корнях, и владеть способом выбора -а -о в корнях - лаг - лож-.

II. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Когда в корне -лаг -лож- пишется -а, а когда -о? Обратите внимание на данную таблицу. (Слайд 2)


предлагать

предложить

слагаемое

сложить

прилагать

приложить

Ученик. В корне -лаг -лож- в безударном положении «а» пишется, если за корнем стоит суффикс -а. Например, на таблице дается слова: предлагать, слагаемое, прилагать, буква «о» пишется, если за корнем нет суффикса - а. Для примера на таблице даны такие слова: предложить, сложить, приложить.

Учитель. (Слайд 3) Например, в словах изложение, слагаемое, предположение, прилагательное есть буква «а» за корнем?

Ученик. В этих словах нет буквы «а» за корнем.

Учитель. Правильно, ребята, молодцы! Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании -а -о в корнях -лаг-/-лож?

Сделаем такой вывод: перед буквой «г» пишется «а», перед буквой «ж» пишется «о».

III.Закрепление нового материала. Работа с учебником.

Учитель. Читаем правило из учебника. Выполним устно задание, которое дается в 4 слайде. Объясните, какая буква пишется в корне?

Ученик. Отл..жить газету. Нужно писать букву «о», потому что нет за корнем суффикса «а»

Предл..гать чашку чая. Пишем букву «а», потому что за корнем стоит суффикс «а»

Уютно распол..житься. Пишется буква «о», так как нет суффикса «а» за корнем.

Ул..жить куклу. Пишется буква «о», потому что нет суффикса «а» за корнем.

Учитель. А теперь ,ребята, составьте предложения с этими словосочетаниями и напишите в тетрадь.

Ученик. Дедушка отложил старые газеты в сторону. Утром бабушка предлагала выпить чашку чая. Уютно расположиться на этом месте природы. Сестренка уложила куклу на свою кроватку.

IV.Учитель. Ребята, теперь пишем объяснительный диктант. Объясни, какая буква пишется в корне?

Ученик. Предл..жение ( пишем «о»), предл..гать (пишем «а»), сл..жить (пишем «о»), прол..жить (пишем «о»), разл..жить (пишем «о»), сл..гаемое (пишем «а»).

Учитель. Обратим внимание к 5 слайду, а там сделан такой вывод: Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться.

Неправильно говорить:

«Ложу книгу на стол»

Правильно говорить:

«Кладу книгу на стол»

«Положу книгу на стол»

VI. Физкультминутка

VII. Учитель. Поиграем игру «Четвертое лишнее». Обратите внимание к 6 слайду, там дается слова, из каждого ряда найдите лишнее слово.

Ученик.1.Изложение, прилагательное, ложь, приложение. В первом ряду слово «прилагательное» лишнее, потому что оно не образовано от корня - лаг.

Ученик.2.Отложить, ложкарь, уложить, сложение. Лишнее слово «ложкарь». Это слово тоже не образовано из корня - лож.

Учитель. Как вы понимаете значение слова «ложкарь»?

Ученик. Тот, кто занимался изготовлением ложек.

Ученик.3.Положение, флаг, полагаться, налагать. Лишнее слово «флаг».

Учитель. Сделаем такой вывод: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение, потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.

VIII. Учитель. Составьте слово. Слайд 6.

Предутренний - приставка

поговорить - приставка

слагаемое-корень

решать - суффикс глагольный

писал - суффикс прошедшего времени

собирала - окончание

Ученик. Получилось слово «предполагала»

IX. Учитель. Обратим внимание к 7 слайду. Подготовка к ЕГЭ А-13:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

1.Ж..натый, сл..жить, св..бодный

2.Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой

3.Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый

4.Изл..жение, пол..жение, зв..зда

X. Домашнее задание. (Слайд 8)

1.П. 84, стр.177.Выучить правило.

2.Сочинить сказку о корне - лаг - -лож-. Для примера я читаю вам свою сказку.

Я расскажу вам сказку про -Лаг - и - Лож - . Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся. Как же научиться их не путать друг с другом?

Оказывается, очень просто. У корня - Лаг - есть суффикс а, а у - Лож - нет такого друга. И поэтому корню - Лож - очень обидно. Но что поделаешь? Например, слова предлагать, прилагать пишутся с гласной а в корне, потому что рядом с ними друг суффикс а. А вот в словах предложить, приложить этого волшебного друга нет, поэтому в корне -Лож - мы пишем гласную о.

3.Написать сочинение-рассуждение, раскрыв значение пословицы «Не сиди сложа руки - так не будет скуки».
XI. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок? Какую орфограмму изучали?

Ученик. Правописание букв -а и -о в корне -лаг -лож.

Учитель. Какие затруднения вы испытали ?

Ученик. Не всегда правильно пишем слова с корнем -лаг -лож.

Учитель. Что помогло вам их преодолеть?

Ученик. Новое правило.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Научился находить и правильно писать слова с корнем - лаг - лож, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился находить и правильно писать слова с корнем - лаг - лож, но не уверен, что самостоятельно смогу писать их правильно. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

! ! !

Научился находить и правильно писать слова с корнем - лаг - лож. Могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Учитель. Спасибо, ребята, я вами довольна.

© 2010-2022