- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по произведению Н. В. Гоголя Мёртвые души
Урок литературы по произведению Н. В. Гоголя Мёртвые души
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Астахова Н.В. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА : Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
ЦЕЛЬ :
-
Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мёртвые души".
-
Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
-
Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
ОФОРМЛЕНИЕ : портрет Н.В.Гоголя , портреты помещиков , видеопрезентация,
текст поэмы Гоголя
ФОПД: работа в группах
ХОД УРОКА :
-
Организационный момент
-
Постановка цели урока.
-
Актуализация знаний учащихся.
Комментарий эпиграфа.
-Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя "Мертвые души". Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. Многие современники Гоголя были потрясены картиной жизни , изображённой автором , я хотела бы обратить ваше внимание на два высказывания об этом произведении и предлагаю взять их в качестве эпиграфа :
Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием.
И.А. Гончаров
Явилась …смеющаяся маска Гоголя , с страшным могуществом смеха,-
могуществом , не выражавшимся так сильно ещё никогда , ни в ком , нигде,
нив чьей литературе с тех пор , как создалась Земля.
Ф.М. Достоевский
- Какие цитаты об этом произведении заинтересовали , заинтриговали вас или
выражают вашу точку зрения ? ( дети зачитывают найденные цитаты)
- Мы с вами услышали мнение видных критиков , писателей о произведении Гоголя ,но
сегодня я предлагаю вам выступить в роли аналитиков и критиков с высоты нашей
эпохи , нашей современности и попытаться сформулировать своё мнение о поэме
Гоголя.
Как вы думаете , что испытывает современный читатель , увидевший впервые заголовок
«Мёртвые души» ? Будем отталкиваться от ассоциаций .
(запись на доске)
«Мёртвые души»
темнота свет
тяжёлые мысли лёгкость
смерть бессмертие
глубины земли небо
- Гоголь уже в заголовке объединил противоположные понятия и психологические ассоциации .
- Что испытывает человек ? ( шок , недоумение, растерянность)
- Какой знак препинания будет выражать эти эмоции ? ( Мёртвые души ? ! …)
- Возможна ли постановка всех этих знаков одновременно (да, после прочтения поэмы)
4. Работа над учебным материалом
А) -Вспомните фабулу произведения . (Некто по фамилии Чичиков , чтобы разбогатеть ,
решил скупить умерших крестьян , заложить их как живых и получить прибыль. С этой
целью он приезжает в один из уездных российских городов и пытается купить
«мёртвые души» у местных помещиков .
Б)- Я предлагаю вам вспомнить этих помещиков . Проведём небольшую игру «Чёрный
ящик» ( подготовили дети вещи-атрибуты персонажей : Манилов - бабочка, Коробочка- несколько коробочек, Ноздрёв - пистолет , Собакевич - 2,5 рубля , Плюшкин-
рюмка с тремя мухами)
В) Работа в группах - характеристика каждого помещика по плану :
краткая характеристика помещика, портрет ;
описание усадьбы помещика;
описание совместной трапезы;
как помещики реагируют на предложение Чичикова.
Г) - Предлагаю каждой группе записать на листок бумаги основное качество помещика,
которое высмеивает и осуждает автор (каждая группа записывает и закрепляет под
портретом своего персонажа )
- Кому ещё присущи все указанные вами черты ? ( Чичикову, т.к. он яв-ся зеркалом всех
героев , это собирательный образ , объединивший в себе все пороки )
( таблица слайда)
Помещик, его отличительная черта
Как эта черта проявляется у Чичикова
Манилов - слащавость, приторность, неопределённость
Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях
Коробочка - мелочная скаредность
В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны
Ноздрёв - самовлюблённость
Желание и умение всем нравиться
Собакевич - грубая прижимистость и цинизм
Нет "…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич"
Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение
Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик
- Кто в этом произведении «мёртвые души» - крепостные крестьяне или их хозяева ,
которые их продают , да ещё и нахваливают ? Кто из них «мёртв» в большей степени?
- Подумайте , кем мог бы стать каждый из них , если бы душа «не умерла» ?Напишите
под портретом своего героя ( каждая группа делает на доске записи)
Д) - Вспомните приёмы комического , дайте им определение (юмор , сатира , ирония фарс, гипербола , алогизм) . Какой приём использует автор для своих героев ?
Манилов - юмор
Коробочка- сатира
Ноздрёв - ирония , фарс
Собакевич- гипербола
Плюшкин- алогизм
- Случайным ли является порядок изображения помещиков ?
- Как приёмы комического усиливают эффект личностной и духовной деградации
русских крепостников ?
5 - О чём тревожно , с болью в сердце пытается предупредить Гоголь не только своих современников , но и будущее поколение ?
- Какие слова в тексте поэмы обращены к будущему поколению ? ( дети читают)
"Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…Но мимо его в глухой темноте текли люди…Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи…Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков…и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки" (т. I, гл. 10).
-Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое?
Учащиеся наизусть цитируют или находят в тексте:
"Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"
6. Подведение итогов. Выставление оценок . Кроссворд.
7. Домашнее задание : характеристика образа Чичикова