- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Волкова урок и презентация
Волкова урок и презентация
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова Г.А. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СОШ С. Кошки
Урок русского языка в 3Б классе
по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3склонения.»
учитель начальных классов
Волкова Галина Александровна
Цель урока - формировать у обучающихся умение различать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонений.
Задачи:
. воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе . .развивать умение анализировать и рассуждать;
. обучать правильному написанию окончаний имен сущест вительных.
Универсальные учебные действия обучающихся, на развитие которых направлен урок:
личностные:
. принимать учебные цели,проявлять желание учиться;
. признавать свои ошибки;
. сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами,учителем.
регулятивные:
. следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам,описывающим стандартные учебные действия;
. осуществлять само-и взаимопроверку.
предметные:
. ориентироваться в учебнике, таблицах,рисунках,схемах;
. наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
. выполнять задание по аналогии.
коммуникативные:
. оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
. участвовать в диалоге ,слушать и понимать других, задавать вопросы.
. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы(задачи).
Литература: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Учебник «Русский язык» 3класс, 2часть, М. 2012 (Начальная школа 21 века).
Оборудование: Снеговичок, карточки для групповой работы, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
-
Организационный момент. Настрой обучающихся на работу.
У.-Здравствуйте,ребята! Сегодня у нас гости.
У.- Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им.
- Представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная «добротой», осторожно и бережно перелейте часть своей доброты другу. Подарите друг другу улыбку, пожелайте удачи. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего урока.
Звучит медленная мелодия.
У.-Ребята, какое время года царствует у нас сейчас на земле?(Зима).
У.-Мы сидим в классе, а за окном самое прекрасное время года-зима.(Слайд2).
Падают ,кружась в лёгком танце, снежинки. Подул ветер. Открылась форточка и залетело к нам в класс письмо. У.-Давайте прочитаем, ребята, письмо и узнаем от кого оно..(Слайд 3).
Я приглашаю вас, р…бята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных ч…дес,
Где зам…ла метелица д…роги,
Где косолапый мишка спит в берлог….
Где в л…дяном дворце ж…вёт сама
Красавица волшебница- З…ма».
(Ваш Снеговичок).
У.-Согласны вы отправиться в путешествие в зимний лес?
У.- А попадём мы в лес, после того, как запишем в тетрадях число, классная работа и выпишем из письма Снеговичка слова с пропущенными буквами и устно объясним их правописание. Проверка. (Слайд 4)
ΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока.
У.- Посмотрите на картину, какая же красавица - зима!
- Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.(Слайд5).
На доске: В серебристом и сыром туман…
Светло и пусто на полян…
От зимней стуж… и метел…
Давно уж птицы улетели. (Слайд 6)
У.- Прочитайте (один ученик читает вслух)
У. - Чем мы можем помочь зимующим птицам? (Делать для них кормушки, подкармливать их)
- Какие буквы пропущены? Докажите. Проверка. (Слайд 7)
- Почему мы проверяли данные окончания?(они безударные)
У.-О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударных падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения).( Слайд 8).
У.- Какую задачу мы поставим перед собой (правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения). ( Слайд 9).
У.- Расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания?
Алгоритм
1.Определить падеж имени существительного;
2.Определить его склонение;
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(Слайд10).
У. -Зима-волшебница хочет узнать, хорошо ли вы знаете правила по данной теме. Она приготовила для вас, ребята, вопросы. Ответьте на них.
Вопросы: 1. Что такое имя существительное? (Слайд 11)
2. Как изменяется имя существительное?
3. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
4. Как определить падеж имени существительного?
5.Как определить склонение имени существительного?
6.Как проверить безударное окончание имён существительных?
- Зима - волшебница довольна вами, она благодарит вас.
III. Графический диктант. (Слайд 12)
- Давайте покажем Снеговичку, как мы умеем определять падежи.
- 7 словосочетаний.
1. Заблудился в лесу;
2. Перепрыгнул через лужу;
3.Вышел из ворот;
4.Идет по тропинке;
5. Беспокоились о сыне;
6. Отвечал у доски;
7. Подошли к ели.
- Проверим (Слайд 13).
1
2
3
4
5
6
7
П
В
Р
Д
П
Р
Д
- У кого ошибки? В каком номере?
- Для чего мы провели графический диктант? (Чтобы правильно определять падежи).
- А для чего нужно правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные безударные окончания)
Физминутка для глаз (Слайд 14)
IV. Подготовка к основному этапу.
Словарный диктант. (Слайд 15)
- Теперь вспомним правописание словарных слов.
- Запишите имена существительные в нужном падеже.
1. медведь - П.п,
2. березка - Р.п,
3. гореть - В.п,
4. деревня - П.п,
5. Москва - Д.п.
- Какое слово вы не записали? Почему? (гореть - глагол, по падежам глаголы не склоняются)
- Проверьте еще раз, выделите окончания.
- Какое слово здесь лишнее? (Москва)
- Почему? (окончание ударное, остальные окончания все безударные)
- Давайте проверим, какие окончания вы написали. ( Слайд 16).
- Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? (правильно определять падеж, склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.)
Вывод: Падежные безударные окончания существительных пишутся так же, как и под ударением.
V . Самостоятельная работа. Выборочное письмо. (Слайд 17)
- Ребята, а теперь работаем самостоятельно.
- Сейчас вы будете исправлять ошибки, то есть поработаете корректорами. (Корректор - это человек, который работает в издательстве и исправляет ошибки.)
- Прочитайте текст, найдите ошибки, спишите в тетрадь только те предложения, в которых пропущены в словах буквы.
- Сверху подписывайте падеж и склонение.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. Навершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле. (Слайд 18)
- Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем). Поднимите руки, кто с ними согласен.
- На какую орфограмму эти ошибки? (Слайд 19)
Вывод:
- Что мы должны уметь и знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания?
- Должны уметь правильно определять падежи, склонение.
-
Падеж
1 склонение
2 склонение
3 склонение
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
а,я
ы,и
е
у,ю
ой,ей
е
,о,е
а,я
у,ю
а,я,о,е
ом,ем
е
и
и
ю
(Слайд 20)
Картина о зиме. (Слайд 21)
VIΙ . Физкультминутка.
У.- Ребята, я замерзла, давайте погреемся. Снеговичок со своими друзьями хотят, чтобы мы повеселились с ними в зимнем лесу. ( Слайд 22)
VIΙΙ. Творческая работа в парах.
Работа по картине «Зимний лес». (Слайд 23, музыка)
- Ребята, Снеговичок для вас приготовил карточки, он решил над вами пошутить.
- Что не так на ваших карточках? (Пропали все имена существительные).
- Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.
Зимний _________похож на ________.
Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.
Стройная ___________ укрылась мягким ________.
Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.
На _________ сосны суетится _______.
Как прекрасен зимний _________! (Слайд 24)
- Подчеркните безударные падежные окончания
(Два ученика читают).
-В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).
- Выделите их.
IX.Контроль и самопроверка знаний.
- Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.
Всего три вопроса.(Слайд 25).
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме - П.п
Б) без страха - В.п .
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад_, о морков_, около березк_;
Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.
- Проверим (ставим + и -) (Слайд 26)
X. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу?
- У вас у каждого на парте лежит фонарик , его вам дарит Снеговичок. Зажгите его.
-Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок зажгите желтый огонек. (Этим детям можно поставить «5»)
-Тот, кто не достаточно активно работал и допускал ошибки, зажгите красный огонек - это «4».
- Кто мало работал и допустил много ошибок, зажгите синий огонек - это «3».
XI. Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что закрепляли?
XII. Домашнее задание.
- Дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных , выполнив упр. 3 на стр. 82 учебника. (Слайд27)
(Слайд28) «Спасибо за урок!»