- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проектная работа по литературе об истории былинных богатырей
Проектная работа по литературе об истории былинных богатырей
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пирожихина Ю.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент Образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1190
Окружной конкурс проектных и исследовательских работ
«Будущее Северо-Запада»
Конкурс «Искатели»
Направление конкурса Исследование
Тема проекта Историческая правда и вымысел в художественной литературе.
Авторы Зубанова Анастасия Сергеевна, 6 «Б» класс
13.10.1999, г. Москва, Пятницкое ш., д.23, кв. 69, т.754-48-34
Олех Виктория Александровна, 6 «Б» класс
17.07.1999, г. Москва,2-й Митинский пер.,д.3,кв.163,т.753-79-40
Руководители работы Пирожихина Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы;
Москва
2011-2012
Содержание
«Традиции народа - это его честь, это сокровище, которое надо беречь и которое, потеряв однажды, более уже не приобретёшь».
Жан Жак Руссо
Введение
Нам очень нравится путешествовать, и путешествуем мы по возможности много. А в школе на уроках литературы мы узнаём много интересного о героях и их подвигах, о культуре и обычаях той или иной страны. Хочется получать все больше и больше информации. И в этом нам помогают книги.
История книги началась задолго до изобретения книгопечатания: от наскальных рисунков и глиняных табличек до современных электронных и аудиокниг, которые в современном мире уже составляют конкуренцию книгам настоящим. Но все-таки такая «игрушка», несмотря на компактность и удобство, не может полностью заменить «живой» книги!
Читая, человек узнает многое, расширяет свой кругозор, находит ответы на важные для него вопросы. Художественная литература не только развлекает, но и воспитывает, помогает ориентироваться в жизни: узнавать, что такое добро и что - зло, как поступать в тех или иных ситуациях. Чтение помогает тренировать память, развивает речь.
Во время ознакомления с некоторыми художественными произведениями программы 5-6 классов и на некоторых литературно-исторических экскурсиях у нас часто возникает вопрос: «А это правда было?!»
Из этого вопроса возникла гипотеза:
Сюжет многих художественных произведений опирается на исторические факты и события.
Цель работы: исследовать читательские интересы нашего класса, найти факты подтверждения вопросу: что является исторической правдой, а что вымыслом в прочитанных художественных произведениях.
Чтобы достигнуть поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
-
изучить научно-популярную, художественную литературу и другие источники информации по данной теме (интернет);
-
рассмотреть образцы произведений, написанных с опорой на исторические события;
-
ознакомиться с произведениями живописи, созданными по мотивам интересующих произведений или исторических событий;
-
сформулировать общий вывод о влиянии различных исторических фактов на происхождение и развитие русской литературы.
Объект исследования: художественные произведения русской литературы 19 века и устного народного творчества.
Предмет исследования: связь истории и художественного вымысла.
В работе мы использовали такие методы исследования, как:
-
анкетирование
-
изучение научно-популярной и художественной литературы, а также интернет-сайтов по теме исследования;
-
сопоставление разных источников по исследуемой теме;
-
работа с иллюстративным материалом;
-
анализ и синтез полученных материалов.
1. Результаты анкетного опроса на уровне класса (25 человек)
1.Считаешь ли ты себя читающим человеком? (да - 18 человек; нет - 7 человек)
да - 18 человек
нет - 7 человек
-
Сколько страниц в день?
10 страниц - 5 человек
20-30 страниц - 10 человек
50-60 страниц - 10 человек
-
На каком носителе?
книга - 14 человек
электронная книга - 6 человек
компьютер - 5 человек
-
Зависимость грамотности от читательского досуга.
да - 23 человека
нет - 2 человека
Мы можем похвастаться тем, что наш класс, действительно, можно назвать читающим классом, и в качестве пропаганды чтения как очень увлекательного занятия можем посоветовать применять те способы, которые распространены в нашем классе: организация книжных обозрений, инсценировок отрывков из разных веселых произведений, постоянное посещение школьной библиотеки и знакомство с ее книжным фондом, совместное обсуждение экранизаций литературных произведений.
2. Историческая правда и вымысел в художественной литературе 19 века.
Изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, оказывается, не всегда являются выдумкой автора произведения. В фольклоре роль и место вымысла были строго ограничены: вымышленные сюжеты и герои допускались только в сказках. Древнерусская литература не знала вымысла вообще, он считался неполезным и греховным. В мировой литературе вымысел появился, когда художественные произведения стали удивлять, восхищать, развлекать.
Когда мы читали стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», мы говорили на уроке о том, какому событию посвящено это стихотворение. И это не было новостью - об Отечественной войне 1812 года и ее героях мы уже знали из уроков истории. А вот то, что в образе капризной барыни из повести «Муму»
Тургенев изобразил свою мать, жестокую крепостницу, нас удивило. И было интересно узнать, что история, подобная произошедшей с героями повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», была почти достоверной.
Нам стало любопытно, а какие еще есть произведения, опирающиеся на исторические факты и события, и насколько правдоподобны эти данные.
3. Былинные богатыри: исторические факты и вымысел.
Еще в начальной школе наш класс очень увлекся былинным материалом. Мы прочитали много героических былин, смотрели мультфильмы по сюжетам русских былин, проводили выставку рисунков, инсценировали былинные отрывки, выступали в школьном Музее боевой славы. В этом учебном году очень обрадовались, узнав, что к знакомству с былинами возвращаемся снова. Мы уже знаем ребят в школе, которые занимаются в Митино в историко-реконструкторском клубе «Витязь», слышали об экскурсионных программах, на которых проводятся турниры витязей, и мечтаем поехать на такую экскурсию. Но главное - снова возникнут вопросы и споры: что является исторической правдой, а что вымыслом народа или писателя?
Очень сложный вопрос, и стопроцентной уверенности в правдивости собранного в этой работе материала нет. События эти великой древности, и ученые, историки и литературоведы, по сей день спорят, выдвигают различные версии, порой противоречащие друг другу. Мы, считающие себя классом читающим, взялись самостоятельно за эту проблему.
Итак, начнем с понятия «богатырь» и его происхождения. Уже давно высказано мнение. Что слово заимствовано из тюркских языков, где встречается в различных формах: багхатур, багадур, батыр, батор. В дотатарский период на Руси существовали слова: хоробр, хоробер, резвец, удалец.
Так были ли на самом деле всем известные богатыри?
Само слово «былина» указывает на понятие «быль». Однако такая этимология еще не доказывает реальности используемых в русских былинах сюжетов и героев. Мало-помалу в спорах утвердилось присутствие в былинах исторического, бытового, заимствованного и в очень небольшой степени-мифического. Былины являются как бы сплочением многих разнородных элементов, а богатыри вроде бы - соединением различных лиц: исторических, символических, легендарных.
До сих пор нет единой классификации богатырей. Одни исследователи вовсе не задаются вопросом о разделении богатырей, другие разделяют по эпохам: дотатарской, татарской и послетатарской. Самое же распространенное деление, мы заметили, на «старших» и «младших».
3.1. Старшие богатыри.
«Старших» богатырей трое: Святогор, Вольга Всеславич и Микула Селянинович. Это, как выяснилось, почти реальные исторические персонажи. Святогор не совершает никаких подвигов. Он так велик, что его «мать-сыра-земля» через силу на себе носит. Есть предположения, что на этот образ перенесены многие черты жизни и личности библейского богатыря Самсона.
Вольга Всеславич (Святославович) - вроде мифический образ, но многие ученые считают, что он некоторыми чертами и событиями совпадает с Вещим Олегом. Будто и его имя происходит от имени исторического князя Олега. Возможно. Что блестящие победы князя казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа князя-победителя вырос этот сказочно-богатырский образ.
Микула Селянинович олицетворяет представителя земледельческого быта. Одновременно это и олицетворение бога-покровителя земледелия. Некоторые исследователи его приравнивают к святому Николаю. Недаром Микула обладает и яркой внешностью, и незаурядной силой. Он оказывается сильнее Вольги и всей его дружины. Это объясняется особой симпатией и уважением русского народа к крестьянскому земледельческому труду.
3.2. Младшие богатыри.
Сухман Одихманович - мифический персонаж. В былине с его участием раскрыт образ несправедливого и неблагодарного князя Владимира.
Дунай Иванович - собирательный образ космического стихийного мифа, но, с другой стороны, в Ипатьевской летописи, говорят ученые, попадается упоминание о воеводе князя Владимира Васильковича Дунае.
Встречается даже былина про богатыря-подростка, четырнадцатилетнего Михайлушку. Он сражался всего лишь в одном бою и погиб, но проявил недюжую храбрость и смекалку.
Ну и , конечно, всем известные младшие Киевские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович! О них сведений больше всего!
Добрыню Никитича многие исследователи сопоставляют с летописным Добрыней, дядей князя Владимира, и считают его представителем высшего общества. Он стрелец, отличный боец, прекрасно играет в шахматы, знает все тонкости этикета, «на речах разумен», в частной жизни человек тихий и смирный.
Илья Муромец - вот самый реальный образ русских былин! Он самый популярный и самый любимый богатырь. Однако и он вызывает среди историков немало споров. Не все связывают его имя с родным, вроде бы, городом Муромом. Учительница по литературе рассказывала нам, что в Муроме в одном из монастырей хранятся святые мощи (рука) богатыря, и будто бы в старости он стал монахом, а церковь причислила его к лику русских святых. Много паломников приходит в этот монастырь поклониться святым мощам. И исходит от них сила необыкновенная. Само же тело святого покоится в глубоких пещерах в Киево-Печерской лавре. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу останков Ильи Муромца и определила возраст умершего-40-55 лет. Для исследования применялось новейшее оборудование. Выявлены дефекты позвоночника, которые подтверждают перенесенный в юности паралич ног. Установлено, что причиной смерти стала огромная рана в области сердца. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой. И она была пригвождена к сердцу ударом копья. И монахи в те времена были воинами, ведь монастыри строились как оборонительные сооружения.
Имя Алеши Поповича тесно связано с именами Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Этот «хоробрец» из земли Ростовской, сын попа. Принимает участие во многих былинных битвах. Алеша был первым награжденным за военные подвиги знаком отличия-гривной для ношения на шее. В жизни Алеша бал храбрецом, любил похваляться и наряжаться. Но на поле боя был настоящим воином. О дальнейшей его судьбе летописи молчат. Но - интересный факт - Добрыня Никитич и Алеша Попович жили вообще в разное время и в разных местах!
Мы - читающий класс, и поэтому нам показалось, что герои романа А.Дюма «Три мушкетера» очень похожи на эту былинную троицу: Атос - Добрыня, Портос - Илья, Арамис - Алеша! Такие же храбрецы и искатели приключений!
3.3. Женщины-богатыри.
В нашей работе мы хотим затронуть еще одну историко-литературную загадку.
В первом тысячелетии до нашей эры на территории Курской области бродили орды кочевников-сарматов, которые всю жизнь проводили в движении, постоянно сражались. Погибших хоронили в погребальных курганах. Немало таких курганов в Курской области осталось. Долгое время ученые считали найденные в них женские доспехи просто ритуальными - для боев в ином мире. Но женские останки носили следы ранений, которые можно получить только в бою.
А в 1994 году нашли могилу совсем юной девушки 14 лет, погибшей от оружия. Рядом с ней лежали кинжал, боевой топор, явно сделанный под девичью руку. До сих пор на юге России находят останки женщин, погребенных в полном боевом снаряжении. Таким образом, археологи все чаще убеждают нас, что за фантастическими мифами об амазонках стоит историческая достоверность.
Заключение.
В процессе сбора материала для исследования и его обработки было между нами много жарких споров на тему: быль или выдумка? Конечно, ведь эти споры продолжаются уже несколько веков между историками, археологами и литературоведами! Однако мы все же убедились, что сюжеты прочитанных нами художественных произведений имеют в своей основе реальные исторические факты и события. Это не только русские былины, но и поэма Лермонтова М.Ю. «Бородино», и повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», Н.Лескова «Левша», и баллада Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед». Об истории этих произведений мы расскажем в следующий раз, ведь нам очень понравилось окунуться в волшебный и такой притягательный мир Книги!
Список литературных источников.
-
Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням - М.: Моск. Рабочий,1990
-
Советская историческая энциклопедия: Богатыри. Былины.
-
Русские богатыри. Былины. Обработка Карнауховой И. Детская литература, 1978
-
Богатырская Русь. Русские титаны и полубоги. Эксмо, 2009
-
Прозоров Л. Времена русских богатырей. По страницам былин-в глубь времен, rulex.ru, онлайн
-
wikisource.org
-
craft.lodya.ru