Рабочая программа по литературе. 10 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО

Заседание МО учителей

гуманитарных предметов

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № 1

от « » сентября 2014 г.

Руководитель МО Молоцило Л.Н.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ «Боровская СОШ»

Протокол № _____

от «____»сентября 2014 г.

Зам. директора по УВР

Казакова Л.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___» сентября 2014г.

Директор МКОУ «Боровская СОШ»

МО «Братский район»

Непомнящая Т.Е







Рабочая программа

учебного предмета «литература»

для учащихся 10 класса

на 2014-2015 учебный год










Образовательная область: « филология»


Разработала:

Молоцило Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы второй

квалификационной категории.


п.Боровской

2014 г


Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета «литература» для учащихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной Литература 5-11классы (Базовый уровень) 10-11классы (Профильный уровень)» Москва «Просвещение» 2008, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.

Отличительной особенностью рабочей программы является изменение количества часов на изучение тем курса по сравнению с авторской программой: 105 часов вместо 102, а также перераспределение количества часов на изучение отдельных тем( разделы «Литература первой половины 19 века», «Литература второй половины 19 века», « Из зарубежной литературы»)

Образовательная область « филология», предмет изучения «литература», функции предмета: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Цели:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эсте­тической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстети­ческих и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; уст­ной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего пред­ставления об историко-литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как ху­дожественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ния необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Задачи:

-познавательные: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

-практические: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

- эстетические: становление нравственной, духовно свободной личности

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

  • Количество часов: всего 105 часов, в неделю 3 часа, 35учебных недель

  • Компонент инвариантной части образовательной программы.

  • Срок реализации программы 1 год










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы, темы

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

Формы контроля

По программе

По рабочей программе

1

Введение

2

2

Беседа, лекция

Тезисы лекции

2

Литература первой половины 19 века

29

26

Работа с учебником, урок-лекция

Характеристика персонажа,развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, сочинение.

3

Литература второй

половины 19 века

67

72

Работа с учебником, самостоятельная индивидуальная работа, урок-лекция, урок-практикум

Пересказ (подробный, сжатый), выразительное чтение, анализ эпизода, характеристика персонажа, развёрнутый ответ на вопрос, сочинение

4

Из литературы народов России

1

1

Работа с учебником

Выразительное чтение

5

Из зарубежной литературы

3

4

Работа с учебником, урок-лекция.

Характеристика персонажа,развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, сочинение.

Итого часов

102

105















Содержание программы



Литература XIX века

Введение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и унетением че­ловека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Под­ражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемон-

тн» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинско­го лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индиви­дуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пест­рою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Вы­хожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских тра­диций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реа­лизм в творчестве Лермонтова. Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект»Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Го­голя, своеобразие его творческой манеры.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Дости­жения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная ост­рота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художествен­ных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Клас­сическая русская литература и ее мировое признание.

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обло­мов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее вы­ражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типическое явление в литературе. Литературная критика.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии разви­тия действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Теория литературы. Драма как род литературы. Жанры комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в Рос­сии. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного кон­фликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функ­ция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литера­туры.

Теория литературы. углубление понятия о романе.

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возмо­жен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Чело­век, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Ху­дожественное своеобразие поэзии Тютчева.Теория литературы. Углублении понятия о лирике.

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязатель­ными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с зем­лею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.Теория литературы. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой.

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической тра­диции.

«Пристань». Истинный и ложный патриотизм, материнский долг. Нравственный выбор главных героев

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам вой­ны...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некра­совского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некра­сова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Са­тирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художе­ственное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Рус­ская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народно­го заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольк­лорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Теория литературы. Понятие о народности искусства

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая ле­топись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гро­теск, алогизм. Теория литературы.Фантастика, гротеск и эзопов язык. сатира. Жанр памфлета.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толсто­го, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение свет­ского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идей­но-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербато­го. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных по­люса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в ро­мане. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое зна­чение творчества писателя.

Теория литературы. Углубление понятий о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог. Психологизм прозы.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библей­ские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов геро­ев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художествен­ные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Теория литературы. Углубление понятий о романе. Психологизм в романе.

Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Теория литературы. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные расска­зы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литера­туры в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неиз­менности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты челове­ческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, че­ховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.Теория литературы. Углубление понятие о рассказе. Стиль Чехова. Понятие о лирической комедии

К. Хетагуров.

Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика ху­дожественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и ми­ровая драматургия.

А. Рембо

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.







Планируемые результаты изучения литературы в 10 классе

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.







Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению (в том числе цитатного), составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторина, игра;
- итоговый: сочинение и изложение на основе литературного произведения (или анализ эпизода); тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет.












Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс:


  1. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2012 г.

  2. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. М.: «ВАКО», 2004 г. в 2-х частях.

  3. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.:Метод.пособие.-М.:Дрофа, 2000

  4. Н.В.Охременко, О.В.Федина . Итоговые работы по литературе. Материалы к сочинениям, подготовке к экзаменам, литературные игры, кроссворды.5-11 класс.М.: Аквариум, 1997

Технические средства обучения (средства ИКТ):

-компьютеры

-принтеры

-сканеры

-мультимедиа









Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Разделы/ Темы

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты (базовые понятия)

Виды контроля.

план

факт


1

Русская литература Х1Х в. в контексте мировой куль­туры.

1

Основные темы и проблемы русской литера­туры XIX в.: тема свободы, духов­но-нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борь­бы с социальной несправедливо­стью и угнетени­ем человека

Сообщение «Литературная критика 60-х годов»

2

Обзор русской литературы первой половины Х1Х в.

1

Понятия: классицизм, сен­тиментализм, романтизм.

Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в.

Сообщение «Особенности литературной критики 2 половины 19 века»

3

Жизнь и творчество А. С. Пушкина. «Чувства доб­рые» в пушкинской лирике. (Обзор лирики).

1

«Вечные те­мы» в творчестве А. С. Пушкина: природа, любовь, дружба, творчест­во, общество и че­ловек, свобода и неизбежность, смысл человече­ского бытия

Сочинение-размышление «Читая Пушкина»

4

Романтическая лирика А.С Пушкина. «Погасло дневное светило..», « Подражания Корану»( «И путник усталый на Бога роптал..»), «Демон».

1

Трагизм мировосприятия и его преодоление.

Анализировать романтическое стихотворение .

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С Пушкина . «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

Тема поэта и поэзии.

Отзыв на одно из стихотворений.

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный»., «Из Пиндемонти»

1

Тема свободы и рабства.

7-8

Философская лирика А.С. Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «…Вновь я посетил..», « Отцы пустынники и жёны непорочны»

2

Тема жизни и смерти.

Письменный ответ на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика?»

9

Конфликт личности и

госу­дарства в поэме А. С. Пуш­кина «Медный всадник».


Основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции

про­изведения. Конфликт личности и государства, изо­браженный в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра

Составить вопросы к викторине по тв-ву Пушкина

10-11

Образ Петра как царя-преобразователя в поэме « Медный всадник»

2

Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

12-13

РР. Классное сочинении по творчеству А.С Пушкина.

2

Особенности поэзии Пушкина.

Сочинение.

14

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова; своеобразие художественного мира поэта (Обзор лирики) « Нет, я не Байрон, я другой..»

1

Основные темы и мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова: тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества

Сообщение на тему «Романтизм

и реализм в

творчестве

М. Ю. Лермонтова»

15

Молитва как жанр в лирике М.Ю Лермонтова. «Молитва»(« Я, Матерь Божия, ныныче с молитвою..»

1

Молитва как жанр

Анализ стихотворения Лермонтова

16-17

М.Ю Лермонтов. Анализ стихотворений « Валерик», « Сон», «Завещание».

2

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова.

Отзыв на одно из стихотворений

18-19

Философские мотивы лирики М.ю Лермонтова. « Как часто пёстрою толпою окружён..», « Выхожу один я на дорогу»

2

Мечта о гармоническом и прекрасном.

Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова и Пушкина

20

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонотова.

1

Тема любви в лирике Лермонтова.

Комментированное чтение стихотворения.

21

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

Своеобразие лирики Лермонтова.

Сочинение.

22-23

Н.В.Гоголь .Жизнь и творчество. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2

Романтические произведения. Сатира.

Устное сообщение об одном из произведений

24

« Петербургские повести» Н.В.Гоголя.

1

Образ «маленького человека»

25-26

Н. В. Гоголь . Повесть «Невский проспект».

2

Особенности стиля Н. В. Гоголя,

своеобразие его мышления.

Правда и ложь, реальность и фантастика.

Индивидуальные сообщения на

темы: «Образ

города в повести «Невский

проспект», «Соотношение

мечты и действительно­сти в повес­ти «Невский проспект»

27

Н.В.Гоголь «Портрет»

1

Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Анализ эпизода

28

Р./р. Сочинение

1

Тема сочинения, ее границы

Сочинение.

29

Русская литература и

об­щественная мысль второй половины19 в.

1

Появление «новой волны» в русском реализме, революционно-

де­мократической критике,

«эстети­ческой критике», религиозно-

фило­софской мысли 80-90-х гг.

Тезисы статьи учебника

30

Художественный мир И. А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеоб­разие художественного та­ланта И. А. Гончарова.

1

Биография Гончарова, своеоб­разие художест­венного таланта писателя(запечат­леть историю

че­ловеческой души).

Устное сообщение.

31

И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоре­чивость.

1

Ха­рактеристика Обломова, сложность и

про­тиворечивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержа­ния романа.

Выписать тезисы «Обломов в оценке Добролюбова и Дружинина»

32

«Обломов». Андреи Штольц как антипод Обломова.

1

Сравнительная

ха­рактеристика

Об­ломова и Штольца.

Сравнительная

ха­рактеристика

Об­ломова и Штольца

33

«Обломов». Обломов и Ольга Ильинская.

1

« Обломов» как роман о любви. авторская позиция и способы её выражения в романе.

Письменный ответ на вопрос: «Кто виноват, что не сотсоялась любовь ольги и Обломова?»

34

Художественный мир А. Н. Островского. Лич­ность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драма­турга.

1

Основные моменты биогра­фии А. Н. Остров­ского, вклад драматурга в раз­витие русского

на­ционального теат­ра, новаторство А. Н. Островского.

35-36

Драма «Гроза». Темное царство в изображении А. Н. Островского.

2



Самодур­ство как социально-психологическом явление.

Анализ сцены из пьесы

37

Трагедия Катерины Каба­новой.


1



Характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа.


38-39

Р.Р.

Сочинение по пьесе А. Н.

Ост­ровского «Гроза».

1



Со­чинение на

литера­турную тему.

Сочинение

40

Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эс­тетические и этические по­зиции, участие в журналь­ной полемике.

1

Личность и судьба Тургене­ва, его творчество, эстетические,

эти­ческие принципы, глубокий психоло­гизм его произве­дений.


Сообщение по прочитанным ранее произведениям(« Записки охотника»)

41

Роман «Отцы и дети».

От­ражение в романе

полити­ческой борьбы 60-х гг. Смысл названия. Компози­ция.


1

Отраже­ние в романе

поли­тической борьбы 60-х гг., положения пореформенной России; смысл

на­звания романа, нравственную и философскую

про­блематику романа.

Выборочное чтение.

42-43

Роман «Отцы и дети». Дво­рянство в изображении Тургенева.

Обществен­ные, нравственные, культур­ные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия.

1

Обществен­ные, нравственные, культур­ные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия

Составление таблицы-характеристики героев.

44-45

Роман «Отцы и дети». Си­ла и слабость Е. Базарова. Анализ эпизода « Смерть Базарова»

2

Ав­торский замысел о Базарове как нату­ре могучей,

неза­урядной, но огра­ниченной

естестенно-научными рамками,

отри­цающей любовь, искусство, фило­софию, религию.


Письменный ответ на проблемный вопрос.

46

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

Испытание любовью в романе « Отцы и дети». Образ Одинцовой.


47

Контрольная работа по творчеству И.С Тургенева

1


Сочинение.

48-49

Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство.

«Silentium!», « Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид..» «Как хорошо ты, о море ночное» и др

2

Романти­ческая литература второй половины XIX в., ее предста­вители, эстети­ческая концепция поэтов «чистого искусства», изо­бразительно-вырази­тельные средства их произведений; философский ха­рактере лирики Тютчева

философский ха­рактере лирики Тютчева.

Аналитическое чтение стихотворений.

50

Человек и история в лирике Ф.И Тютчева. «Эти бедные селенья..», « нам не дано прдегадать..», «Умом россию не понять..»

1

Жанр лирического фрагмента.

Письменный анализ стихотворения на выбор.

51-52

А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм «Даль», «Это утро, радость эта..» и др.Любовная лирика поэта. «Шёпот, робкое дыханье..», «Сияла ночь. Луной был полон сад

2

Глубокий психологизм ли­рики А. А. Фета, изобразительно-выразительные средства его произведений. Импрессионизм поэзии.

Отзыв о стихотворении Фета

53

Обзор жизни и творчества А. К. Толстого. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. «Слеза дрожит в твоём ленивом взоре», «Против течения», « Государь ты наш батюшка».

1

Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого

Составление конспекта по биографии А.К.Толстого

54

Художественный мир Н. А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литера­турном процессе.

1

Биография Н. А. Некрасова, особенности его творчества.

Выразительное чтение стихов по выбору

55

Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Новатор­ский характер его поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…»и др

1

Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта

Письменный анализ стихотворения по выбору.

56

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. « Рыцарь на час», «Умру я скоро..» и др

1

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос.

57

Н.А. Некрасов. о поэтическом труде. « Элегия», « Вчерашний день часу в шестом..» « Музе» и др

1

Поэтическое творчество как служение народу.

Анализ стихотворения по выбору.

58

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова. « Мы с тобой бестолковые люди…», « Тройка» и др.

1

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова. Её психологизм и бытовая конкретизация.

Анализ стихотворения

59-60

«Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хоро­шо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.

2

История создания поэмы. Проблематика и композиция, осо­бенности жанра, принцип

фольк­лорного воспри­ятия мира в поэме.

Задания по 1 главе

61

«Есть женщины в русских селеньях...». Образ Матре­ны Тимофеевны. Нравст­венный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

Проблема нравственного идеала счастья, нравственного дол­га, греха, покаяния в поэме. Лучшие черты

рус­ского

националь­ного характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в

харак­теристике героини;

об­раз Гриши Добросклонова как народ­ного заступника

Краткий пересказ 3 главы, анализ, беседа по тексту

выписать из текста эпизоды о счастье

62

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1

Фольклорное начало в поэме

Домашнее сочинение по творчеству Некрасова

63

Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк творчества. Проблематика и поэтика сказок

1

Жизнен­ный и творческий подвиг Салтыко­ва-Щедрина, осо­бенности сатиры автора.

Индивидуал. задания

64-65

М. Е. Салтыков-Щедрин и его роман «История од­ного города» как сатириче­ское произведение.

2

Особенности жан­ра, композиции, проблематика про­изведения, роль художественных средств(гротеск, фантастика,

ино­сказание) в

рас­крытии его

идей­ного содержания.

Характеристика образов градоначальников

66

Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба Л. Н. Толстого. Религиозные и нравствен­ные искания.

1

Основные этапы жизни и

твор­чества Толстого, осо­бенности его

твор­ческого метода, суть религиозных и нрав­ственных исканий.

67

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

1

Правдивое изображение войны, образы солдат .

Выборочное чтение.

68

«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобра­зие романа-эпопеи.

1

История

соз­дания и смысл на­звания произведе­ния,

жан­ровое, идейно-художественное своеобразие,

осо­бенности сюжета романа-эпопеи.

Тезисы статьи учебника

69-70

Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль семейная».

2

Идеал дворянской семьи, система нравственных

цен­ностей писателя,

Семья Ростовых, Болконских,

Курагиных.

Ответы на вопросы по 2 и 3 ч. Т.1 «Война 1805-1807 г»

71-72

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

Характери­зовать путь нравст­венных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова выявлять средства

ха­рактеристики персо­нажа.

Характеристика героев

73

Роман «Война и мир».

Поиски «мира» и своего места

в мире. Наташа Ростова на

пути к счастью.

1

Путь нравственных исканий

Наташи Ростовой,

прием «диалектики

души» в изображе­нии героини.

Анализ эпизода

74-75

Роман «Война и мир». Истинный и ложный пат­риотизм в изображении Л. Н. Толстого.

2

Роль приема антитезы в изображении Л. Н. Толстым ис­тинного и ложного патриотизма.

Составление вопросов по тексту романа.

76

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в ро­мане «Война и мир»).

1

Роль антитезы в

изобра­жении Толстым ис­тинного патриотиз­ма, подлинного ве­личия Кутузова и тщеславия,

безнрав­ственности Наполе­она.

Выписать из текста слова, характеризующие Кутузова и Наполеона

77-78

«Гроза двенадцатого года» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Образы Т. Щербатого и П. Каратаева.

2

Понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского

на­рода.

Т.4 партизанская война, народные геро

Выборочное чтение.

79

Сочинение по роману «Война и мир»

1


Сочинение.

80

Художественный мир

Ф. М. Достоевского. Жизнь

и творчество. Особенности

творческого метода.

1

Основные этапы жизни и

творчества Достоевского, особенности

творческого метода

писателя:

полифония, авантюрность

сюжетного

действия, синтетичность.

Составление хронологической таблицы творчества писателя

81-82

Роман «Преступление и наказание». История соз­дания и идейно-художественное своеобра­зие романа. «Маленькие люди» в романе

2

История создания, темати­ка, проблематика, идейное содержа­ние, композиция романа,

ху­дожественные приемы создания образов.

Ч.1 главы 2-4 размышления Раскольникова. Устное сообщение.

83

Роман «Преступление и

на­казание». Социальные и

фи­лософские источники

пре­ступления Раскольникова. Петербург Достоевского.

1

Социальные и философские ис­точники

преступ­ления Раскольни­кова, авторское отношение к тео­рии Раскольникова, ее развенчание.

Творческая работа «Петербург Достоевского

84

«Двойники» Раскольникова

1

Образ Раскольникова в системе образов романа в столкновениях со своими двойниками - Лужи­ным, Свидригайловым.

Аналитическое чтение

85

Значение образа Сони Мармеладовой в романе.

1

Значение образа Сони Мармеладовой в романе.Роль эпилога в романе.

Характеристика Сони Мармеладова.

86-87

Художественный мир Н. С. Лескова. Личность и судьба писателя. Особен­ности художественного ми­ра его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

2

Творческий путь Н. С. Лескова, особенности его

твор­ческой манеры, героев: праведни­ков и злодеев, не принимающих се­рой будничной жизни.

Составить план характерис. Ивана Флягина

Выписать ключевые слова по образу героя

88-89

Рассказ « Тупейный художник».

2

Нравственный смысл рассказа

Анализ эпизода

90-91

Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя. «Человек в футляре».

2

Жизненный и творческий путь

А. П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства

писателя.

Устное сообщение о рассказах Чехова

92-93

Особенности изображения «маленького человека» в про­зе А. П. Чехова.

2

Ос­новная идея рас­сказов:

«футляр­ность» существо­вания и духовная свобода, уход от на­стоящей жизни в «футляр» («Чело­век в футляре» -футляр страха и власти, «Крыжов­ник» - футляр

соб­ственности, «О лю­бви» - футляр

се­мьи).

Анализ эпизода

94

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики»

1

Особенности изображения героев

Аналитическое чтение.

95-96

Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души.

1

Проблема истинных и ложных ценнос­тей в рассказе Че­хова, прин­цип нисходящего развития личности, роль детали в

ха­рактеристике

пер­сонажей, в идейном содержании про­изведения.

Страницы учебника

выписать художеств. Приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины.

97

Особенности драматургии Чехова

1

Понятие о лирической комедии. сочетание лирики и комизма

Конспект статьи учебника

98-99

Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ос­новной конфликт. Герои.

2

Жанровое своеоб­разие, основной конфликт (внеш­ний, внутренний), принципы

группи­ровки действующих лиц, средства

ха­рактеристики пер­сонажей, видеть особенности

чехов­ской драматургии, актуальность

звуча­ния пьесы в наше время.

Конфликт. Этапы развития. Аналитическое чтении е пьесы, характеристика героев.

100

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад».

1

Своеобразие чеховского стиля

Письменный ответ на вопрос учебника на выбор.

101

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира»

1

Специфика художественной образности

Выразительное чтение

102

Обзор зарубежной

литературы второй половины

XIX в. Жизнь и творчество Ги де

Мопассана. Новелла

«Ожерелье».

1

Основные тенденции в развитии зарубежной

литературы второй

половины XIX в. Сюжет новеллы «Ожерелье»,

особенности композиции новеллы, система ее образов

Статья учебника

Тезисы.

103

Жизнь и творчество Г. Иб­сена. Драма «Кукольный дом».

1

Содержание драмы «Кукольный дом», социальная и нравственная

про­блематика пьесы,особенности

кон­фликта драмы, об­раз Норы.

Анализ действия пьесы

104

А. Рембо. « Пьяный корабль»

1



Своеобразие поэтического языка А. Рембо


.Выразительное чтение.

105

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века

Основные темы, образы русской литературы19 века.

Тестирование.


© 2010-2022