План-конспект консультации урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕНТ по теме Типы сложноподчиненных предложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект консультации.

Тема: Типы сложноподчиненных предложений.

Цель: определение уровня знаний обучающихся по данной теме; применение полученных знаний в практической деятельности, а также выявление пробелов по данной теме.

Ход урока.

  1. Этап мотивации.

Учитель:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Скрестите шпаги ваших мнений -

Я верю: мы вместе сочиним урок!

Вы - мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

-Итак, скрестите шпаги ваших мнений, защищайтесь, я нападаю…

II. ТЕСТ

1.Вписать недостающие слова.

Если ССП состоит из равноправных простых, то СПП - из двух и более

простых, одно из которых по смыслу подчинено другому и

связано с ним подчинительной связью (союзами и союзными словами).

2.Рассмотрите схему и определите, какая часть является главной, а какая зависимой.

1) [ 1 ] , ( 2 ). 2) ( 1 ), [ 2 ].

3.Выберите средства связи в СПП:

1) сочинительные союзы; 2) подчинительные союзы; 3) предлоги; 4) союзные слова; 5) местоимения.

4.Ответьте на вопросы, подчеркнув слова да или нет.

-Всегда ли придаточное предложение следует за главным? (да, нет)

-Может ли придаточное предложение стоять перед главным? (да, нет)

-можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложение? (да, нет).

5.Существуют три основные группы придаточных предложений. Впишите недостающую группу.

1) определительное; 2) обстоятельственное; 3) - -------------------------------------.

6.Выберите виды обстоятельственных придаточных предложений:

1) времени; 2) неопределенные; 3) сравнения; 4) притяжательные; 5) условия; 6) количественные; 7) образа действия; 8) места; 9) относительные; 10) причины.

7.Установите соответствие: предложение - схема:

1) Когда заморосил дождь, он направился к дому.

2) Я работаю ради того, безусловно, чтобы человек был прекрасен, прост и умен.

3) Когда она вновь их открыла, Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые.

1) ( ), [ ], ( ). 2) ( ), [ ]. 3) [ ], ( ).

8. Определите, каким членом предложения является союзное слово который в предложении:

Деревенские мальчики, которых приглашали в усадьбу, дичились и не могли свободно развернуться.

Небольшая корзина, которая была наполнена многочисленными грибами, стояла в стороне.

2.Выявление пробелов в знаниях.

- Как определить вид придаточного предложения?

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Изъяснительные? Обстоятельственные?

- Каковы способы связи придаточных предложений с главными?

-Какие трудности встретили при работе?

III. Повторение, систематизация теоретического материала.

- работа в группах (деление на группы).

Задание группе № 1. (Учебник русского языка для 11 кл., стр. 142-143)

Тема: СПП с придаточными определительными.

1.Заполнить план-карточку.

Вопросы

Ответы

1.На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

какой? какая? какое? какие?

2.К какой части речи относятся придаточные определительные в главном предложении?

к имени существительному (к контактному имени существительному)

3.При помощи каких союзных слов и союзов присоединяются к главному предложению придаточные определительные?

Союзные слова: который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда

Союзы: что, чтобы

4.Место придаточного определительного в предложении.

После главного предложения или в его середине.

2.Синтаксическая разминка.

Выписать СПП с придаточным определительным, начертить схему.

Карточка №1

У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребенку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней.

Карточка №2

Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребенок идет к матери, он находит у нее понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

Карточка №3

Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждет от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне - несказанный свет.

Задание группе № 2. (Учебник русского языка для 11 кл., стр. 157-158)

Тема: СПП с придаточными изъяснительными.

1.Заполнить план-карточку.

Вопросы

Ответы

1.На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

на падежные вопросы

2.К какой части речи относятся придаточные изъяснительные в главном предложении?

Обычно - к глаголу (сказать, ответить, спросить, думать, увидеть, почувствовать, гордиться и др.),

реже - прилагательные, наречия, существительные (рад, доволен, убежден, известно, видно, ясно, сообщение, мысль, ощущение, надежда и др.)

3.При помощи каких союзных слов и союзов присоединяются к главному предложению придаточные изъяснительные?

Союзов: что, чтобы, как, как будто, словно

Союзных слов: что, кто, какой, где, куда, как и др.

Частицы: ли (в значении союза)

4.Место придаточного изъяснительного в предложении.

Преимущественно после главного предложения, но могут стоять и перед ним, и в середине главного предложения..

2.Синтаксическая разминка. Выписать СПП с придаточным изъяснительным, начертить схему.

Карточка №1

У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребенку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней.

Карточка №2

Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребенок идет к матери, он находит у нее понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

Карточка №3

Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждет от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне - несказанный свет.

Задание группе № 3. (Учебник русского языка для 11 кл., стр. 184-185)

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

1.Рассмотри таблицу. Запиши примеры из приведенного ниже упражнения. Расставь знаки препинания.

Типы придаточных обстоятельственных

Вопросы

Союзы и союзные слова

Примеры

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Мы шли туда, куда вела лесная тропинка.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Сколько времени?

Когда, пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор пока

Когда Гаврила Иванович начинал говорить, лоб покрывался тонкими морщинами.

Причины

Почему? Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что, вследствие того что

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Цели

Зачем? Для чего? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы

Чтобы понимать людей, нужно любить их.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Комната погрузилась в полный мрак, так что ничего не различишь.

Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой степени? В какой мере?

Как, что, чтобы, будто, как будто, словно, сколько, насколько

Актер сыграл свою роль так, что взволновал всех зрителей.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, чем, чем-тем, словно, будто, точно

Словно разъяренный зверь, река металась в своих берегах.

Условия

При каком условии?

Если, когда, раз, коли

Всякое дело надо делать хорошо, коли взялся за него.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни и др.

Он не приехал, несмотря на то что дал твердое обещание.

Упражнение.

  1. Мы шли туда куда вела лесная тропинка.

  2. Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.

  3. Он не приехал несмотря на то что дал твердое обещание.

  4. Актер сыграл свою роль так что взволновал всех зрителей.

  5. Комната погрузилась в полный мрак так что ничего не различишь.

  6. Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели.

  7. Когда Гаврила Иванович начинал говорить лоб покрывался тонкими морщинами.

  8. Чтобы понимать людей нужно любить их.

  9. Словно разъяренный зверь река металась в своих берегах.

Презентация работ.

«На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно» (эпиграф)

Выполнение тренировочных упражнений, работа по карточкам.

1. Найди пару.

-соедините половинки СП, выделите среди них главное и придаточное:

1) Николай и не заметил, 1

надо прилежно учиться. 3

2) Скучен день до вечера, 2

что из слов шубы не сошьешь. 4

3) Чтобы получить хорошую профессию, 3

там и горя нет. 5

4) Давно известно, 4

что стало светать. 1

5) Где любовь и совет, 5

коли делать нечего. 2

Соберите и прочитайте рассыпавшееся предложение (Кто быстрее):

1. Копьё стальное взял он в руки, чтоб чем-нибудь играть от скуки.

2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

3. Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты.

4. Игра. «Кто быстрей и правильней?»

Собрать предложение из данных слов, определить вид придаточного.

ее, сохранять, такое, и, благодарность, дети знают, умеют, надолго, что

Проверим: Дети знают, что такое благодарность, и умеют сохранять ее надолго.

Тематическое тестирование.

2015 год

1.Вид придаточного в СПП: Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.

А) придаточное изъяснительное

В) придаточное места

С) придаточное сравнительное

Д) придаточное причины

Е) придаточное цели

2. Вид придаточного в СПП: Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

А) придаточное места

В) придаточное причины

С) придаточное определительное

Д) придаточное условное

Е) придаточное следствия

3. Вид придаточного в СПП: Благодаря тому что лето было очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево.

А) придаточное уступительное

В) придаточное причины

С) придаточное времени

Д) придаточное образа действия

Е) придаточное цели

4. В этом предложении нет придаточного изъяснительного:

А) Ему стало ясно, что все его поведение было ошибочным.

В) Я предположил, что она, возможно, приедет завтра.

С) Вскоре узнали, откуда пришел звук.

Д) Грязь напоминала густую серую кашу, которая аппетитно чавкала под ногами.

Е) я понимал, о чем идет речь.

5.Укажите предложение с придаточным изъяснительным

А) Дом, что находится напротив, был построен совсем недавно.

В) Дети чувствуют, кто их любит.

С) Лес стоял такой тихий, потому что главные певцы улетели.

Д) Он так устал, что еле двигался.

Е) Я всегда думал о людях, которые умирали за народ.

6. Укажите СПП с придаточным определительным.

А)Все, конечно, пойдут на концерт, который состоится в актовом зале.

В) Идя по шумному проспекту, он испытывал счастливое удовльствие.

С) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.

Д) Высокая деревянная кровать выросла перед моим носом.

Е) Когда Гаврила Иванович начинал говорить лоб покрывался тонкими морщинками.

7. Укажите СПП с придаточным определительным.

А) Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

В) Защитник привел убедительные доказательства, которые опровергли все пункты обвинения.

С) Так как никто, кроме меня, не слышал никаких слов, происшествие это осталось замкнутым на мне.

Д) Когда он первый раз открыл глаза, его улыбку встретила гроза.

Е) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева.

8. Укажите тип придаточной части в предложении: В тот день, когда я снова встретил Айшу, погода выдалась на редкость хорошая.

А) придаточное условия

В) изъяснительное придаточное

С) определительное придаточное

Д) придаточное причины

Е) придаточное цели

9. Укажите СПП с придаточным уступительным.

А) Школа, где я учусь, славится своими выпускниками.

В) Несмотря на что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки и упиваюсь их запахом.

С) Это движение можно было только потому, что не было никакой ряби, и поплавок стоял рядом с корягой, торчавший из воды.

Д) Чтобы понимать людей, нужно любить их.

Е) Морской петух - это черная рыба с двумя громадными плавниками.

2014 год

1.СПП с придаточным цели:

А) Когда заморосил дождь, он направился к дому.

В) Вера запела так, как поют птицы.

С) Коли есть дело, так глупости не пойдут на ум.

Д) Чтобы понимать людей, нужно любить их.

Е) Где любовь и совет, там горя нет.

2.Укажите союз, который не относится к подчинительным союзам.

А) где

В) если

С) когда

Д) как

Е) однако

3. Укажите СПП с придаточным условным.

А) Весной, когда тает снег, маленькие ручьи превращаются в бурные потоки.

В) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

С) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены.

Д) Картины стараются сохранить так, чтобы никакие колебания температуры не портили красок.

Е) Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

А) Сегодня, наверное, будет дождь, который уже несколько дней обещают синоптики.

В) Петушки распетушились, но подраться не решились.

С) Время шло медленно, и ему стало скучно.

Д) Что написано пером, того не вырубишь топором.

Е) Скучно жить тебе - займись чем-нибудь.

5. Укажите СПП с придаточным следствия.

А) Пока не взошло солнце, дышать было легко.

В) Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

С) Месяц светил в окно, и луч его играл на земляном полу хаты.

Д) Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.

Е) Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.

6.Придаточное изъяснительное относится к глаголу со значением чувства.

А) Отец сказал, что надо быть терпеливым.

В) Я подумал, что мои труды были напрасны.

С) Он решил, что на каникулах поселится у друга.

Д)Ребята осознали, что поступили неправильно.

Е) Я почувствовал, что кто-то дотрагивается до меня.

7. Укажите СПП с придаточным определительным.

А) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

В) Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды.

С) Нелегко выбрать дорогу, которая окажется тебе по сердцу.

Д) Книга - это инструмент наслаждения мудростью.

Е) Я всматриваюсь в идущего и узнаю в нем своего знакомого.

8. Укажите вид придаточного в данном предложении: Люблю интересоваться тем, что происходит в мире.

А) изъяснительное

В) причины

С) времени

Д) условия

Е) определительное

9. Предложение соответствует схеме:

(обстоятельственное условия), [ ], (изъяснительное).

А) Когда мы пришли, отец показал мне нескольких окуней, которых он выудил.

В) Когда она открыла глаза, Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые.

С) Хотя горы состоят из каменистых пород, они постепенно разрушаются, так что вместо гор нередко находят равнины.

Д) Нет великих и малых дел, если человек стремится к ним, хотя все дела имеют последствия.

Е) Если знаешь скорость света, можно определить, как далеко проходит гроза.

Критерии оценивания:

«5» - 7-9 б.

«4» - 5 -6 б.

«3» - 3-4 б.

«2» - 2 б. и ниже

7. Итог. Рефлексия.

-Подведем черту сегодняшнего урока, заполните таблицу:

Знал о СПП Узнал, научился Недостаточно знаю, нужно доработать

8.Вывод.

-Какую цель мы преследовали сегодня на уроке? Выберите точное выражение.

1.Ознакомление с основными видами СПП.

2.Устранение возникших пробелов по теме.

3.Применение полученных знаний в практической деятельности.

9.Заключение.

Урока время истекло…

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!



© 2010-2022