Антонимы. Изучение нового материала

ТЕМА: Антонимы. Изучение нового материала. ЦЕЛЬ: углубить знания учащихся об антонимах, омонимах, синонимах;             научить определять их в предложениях, правильно употреблять в             речи, обогащать словарный запас школьников;             развивать логическое мышление; воспитывать любовь к родному             языку. ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд, учебник, карточки. Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. II. Мотивация обучения школьников. III. Актуализация опорных знаний учащихся. 1.Ра...     1.к у к у ш к а   2.с о р о к а       3.с и н и ц а 4.в о р о н а                             Не заботится о детках, Ищет гнёздышки на ветках:Непутёвая подружкаИ зовут её (кукушка) 2.На блестящее с наскока Залетает белобока. Схватит то в мгновенье ока, И исчезнет с ним ...(сорока).  3. Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня     (синичка).               4. Серо-чёрная та птица, Говорят, никак, певица. Мол, как каркать прекращает, Птицам певчим подражает. (Ворона)   - Объясните лексическое значение образованного слова. - Как называются такие слова? - Таким образом, омонимы -это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.   2.Робота у доски (записать предложения, подчеркнуть омонимы, объяснить их лексическое значение). Сыну, штанишки в школе не три, Раз ты приносишь «два» и «три»!   3. Игра «Найди лишнее». (Сгруппировать слова по значению и найти лишнее). Мужество, разговор, отвага, беседа, храбрость, утка, говор,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

ТЕМА: Антонимы. Изучение нового материала.

ЦЕЛЬ: углубить знания учащихся об антонимах, омонимах, синонимах;

научить определять их в предложениях, правильно употреблять в

речи, обогащать словарный запас школьников;

развивать логическое мышление; воспитывать любовь к родному

языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд, учебник, карточки.

Ход урока.

I. Объявление темы и цели урока.

II. Мотивация обучения школьников.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Разгадывание кроссворда.

(Решить кроссворд, в выделенных клетках прочитаем ключевое слово.

Вспомним наших птиц).

1.к

у

к

у

ш

к

а

2.с

о

р

о

к

а

3.с

и

н

и

ц

а

4.в

о

р

о

н

а

Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её (кукушка)

Антонимы. Изучение нового материала.

2. На блестящее с наскока
Залетает белобока.
Схватит то в мгновенье ока,
И исчезнет с ним ...(сорока).

Антонимы. Изучение нового материала.

3. Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (синичка).

Антонимы. Изучение нового материала.

4. Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
(Ворона)

Антонимы. Изучение нового материала.

- Объясните лексическое значение образованного слова.

- Как называются такие слова?

- Таким образом, омонимы -это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

2.Робота у доски (записать предложения, подчеркнуть омонимы, объяснить их лексическое значение).

Сыну, штанишки в школе не три,

Раз ты приносишь «два» и «три»!

3. Игра «Найди лишнее».

(Сгруппировать слова по значению и найти лишнее).

Мужество, разговор, отвага, беседа, храбрость, утка, говор, смелость.

- Почему так сгруппировали слова?

- Почему они так называются?

- А почему оставили одно слово? (оно имеет другое лексическое значение).

- Таким образом, синонимы -это слова, которые по-разному называют тот же предмет, признак или действие.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Выборочный диктант.

(С пословиц выписать антонимы).

1. Зима спросит, где лето было.

2. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

3. Как напишет один дурак, то сто умных не разберет.

4. Ложь стоит на одной ноге, а правда на двоих.

5. Многие дыма, мало тепла.

6. Счастье и несчастье на одном коне ездят.

7. Подальше положишь, поближе найдешь.

8. Бойся козла спереди, коня сзади, а хитрого человека со всех сторон.

2.Физкультминутка.

3. Задание «Ручеек».

Делимся на две группы: одна получает карточки желтого, другая - красного цвета. Владельцы желтого цвета по очереди выходят к доске, поднимая слова вверх. Владельцы "красного" слова, которые имеют карточку-антоним, подходят к сопернику и присоединяют к его карточки свою так, чтобы видно было антоним. Следующие становятся впереди. Игра продолжается, образуя живой ручей антонимов.

Слова для игры: уснуть - проснуться, улететь - прилететь, нет - есть, расстроиться - обрадоваться, грусть - радость, дождливый - солнечный, холод - тепло, ночь - день, тихо - громко, печальный - веселый, зима - лето.

4. Задание «Превратить осень на весну» (работа с карточками).

(Надо заменить подчеркнутые слова антонимами и записать в тетрадь)

Засыпает матушка-природа. Улетели в теплые края птицы, и теперь некому развеселить одинокую березку. Загрустили деревья. С грустью ждут они дождливой холодной ночи. Тихо поют птицы, грустный шум слышно в лесу. Вскоре придет зима.

Просыпается матушка-природа. Прилетели из теплых краев птицы, и теперь есть кому утешить одинокую березку. Обрадовались дерева. С радостью ждут они солнечного теплого дня. Громко поют птицы, радостный гомон слышется в лесу. Вскоре придет лето.

V. Закрепление изученного материала.

Игра «Отгадай загадку».

(Отгадать загадку, найти в тексте противоположные по значению слова, как называются такие слова?)

1) Когда идет, то шумит,

Когда остановится - молчит.

(Часы)

2) Два соседа - непоседа:

день на работе, ночь на отдыхе.

(Глаза)

3) Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.

(Сова)

4) Золотой пошел,

а серебряный пришел.

(Солнце, месяц)

VІ. Оценивание.

VIІ. Домашнее задание.


© 2010-2022