- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интерактивные игры на уроках русского языка и литературы
Интерактивные игры на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеева Е.А. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интерактивные игры на уроках русского языка и литературы.
Коренные изменения, которые происходят в современном обществе, создают предпосылки для полного обновления образовательной системы. Такая тенденция находит отображение в разработке и последующем внедрении интерактивных методов обучения - новых технологий образования. Однако суть интерактивных методов обучения в школе многие учителя все еще не понимают, продолжая передавать знания и оценивать усвоенный материал. Использование интерактивных методов обучения предполагает новую роль для учителя. Теперь он не транслятор знаний, а активный руководитель и участник учебного процесса. Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать ту атмосферу в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает возможность действительно реализовать личностно- ориентированное обучение
Одной из наиболее часто используемых на уроке является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование её элементов помогают нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Во что играть?
Приведу конкретные примеры игр.
-
«Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
2. Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников. Можно предложить детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где учащиеся будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка, которая подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.
3 .«Пресс-конференция с автором»
Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества.
Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан -Дойля учащиеся задают вопрос:
Какова ваша основная профессия?
В каких войнах, которые вела Британская империя, вы принимали участие?
Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?
Кого вы взяли за прототип Шерлока Холмса?
Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?
В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?
Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? и другие.
В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно предложить одному из учеников - «журналистов» составить отчет о конференции.
Можно предложить ученикам, задавая вопрос, называть издание, которое они представляют.
4.«Аукцион»
Предварительная подготовка: учащиеся (9-11 кл.) получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, воспользоваться дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона.
Например, при изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»:
Детские годы в Ясной Поляне;
«Университеты» Толстого;
Участие в Крымской войне;
Начало творческой деятельности;
Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;
Лучшие произведения Толстого;
Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;
Последние годы жизни.
Наивысший балл получают учащиеся, которые подготовили полные и интересные сообщения и «выкупили» несколько лотов.
С 5 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5 - 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.
1. «Кто больше?..» ( «Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.
2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
3. «Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса делятся на группы и в течение 5-6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
4. Общая дискуссия, дебаты. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающейся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Запись на доске проблемного вопроса: «Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»
Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы - в пользу отрицательного ответа(«против»).
Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников второй группы доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы.
5. «Таинственный чемодан»
Учитель предлагает группам угадать, какому литературному герою принадлежит чемодан, называя вещи, которые в нем лежат.
Например, изучая тему «Приключенческие романы», находим, кому принадлежат чемоданы с вещами:
компас, карта морей и океанов, учебники по океанографии (Дик)
лупа, засушенные насекомые, очки (кузен Бенедикт)
вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер)
6 «Таинственный герой»
Можно применить при проведении итоговых уроков. Учитель предлагает группам узнать литературного героя по личным приметам.
7.«Киносценарий»
На уроках развития речи, объединившись в группы, ребята составляют киносценарий фильмов по изученным произведениям Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера, известных актеров на главные роли и др.; придумываем название фильма, страну, где будут проводиться съемки. Каждая группа представляет свой проект киносценария, среди которых выбираем лучший.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.