Интерактивные игры на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные игры на уроках русского языка и литературы.

Коренные изменения, которые происходят в современном обществе, создают предпосылки для полного обновления образовательной системы. Такая тенденция находит отображение в разработке и последующем внедрении интерактивных методов обучения - новых технологий образования. Однако суть интерактивных методов обучения в школе многие учителя все еще не понимают, продолжая передавать знания и оценивать усвоенный материал. Использование интерактивных методов обучения предполагает новую роль для учителя. Теперь он не транслятор знаний, а активный руководитель и участник учебного процесса. Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать ту атмосферу в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает возможность действительно реализовать личностно- ориентированное обучение

Одной из наиболее часто используемых на уроке является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование её элементов помогают нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Во что играть?

Приведу конкретные примеры игр.

  1. «Отсроченная отгадка»

В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

2. Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников. Можно предложить детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где учащиеся будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка, которая подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.

3 .«Пресс-конференция с автором»

Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества.

Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан -Дойля учащиеся задают вопрос:

Какова ваша основная профессия?

В каких войнах, которые вела Британская империя, вы принимали участие?

Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?

Кого вы взяли за прототип Шерлока Холмса?

Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?

В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?

Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? и другие.

В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно предложить одному из учеников - «журналистов» составить отчет о конференции.

Можно предложить ученикам, задавая вопрос, называть издание, которое они представляют.

4.«Аукцион»

Предварительная подготовка: учащиеся (9-11 кл.) получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, воспользоваться дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона.

Например, при изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»:

Детские годы в Ясной Поляне;

«Университеты» Толстого;

Участие в Крымской войне;

Начало творческой деятельности;

Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;

Лучшие произведения Толстого;

Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;

Последние годы жизни.

Наивысший балл получают учащиеся, которые подготовили полные и интересные сообщения и «выкупили» несколько лотов.

С 5 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5 - 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

1. «Кто больше?..» ( «Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. «Мозговой штурм». Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса делятся на группы и в течение 5-6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

4. Общая дискуссия, дебаты. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающейся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Запись на доске проблемного вопроса: «Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»

Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за») положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй группы - в пользу отрицательного ответа(«против»).
Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки зрения и выслушивают от учеников второй группы доказательство. Обсуждение продолжается до тех пор, пока стороны не высказали все свои аргументы и контраргументы.

5. «Таинственный чемодан»

Учитель предлагает группам угадать, какому литературному герою принадлежит чемодан, называя вещи, которые в нем лежат.

Например, изучая тему «Приключенческие романы», находим, кому принадлежат чемоданы с вещами:

компас, карта морей и океанов, учебники по океанографии (Дик)

лупа, засушенные насекомые, очки (кузен Бенедикт)

вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер)

6 «Таинственный герой»

Можно применить при проведении итоговых уроков. Учитель предлагает группам узнать литературного героя по личным приметам.

7.«Киносценарий»

На уроках развития речи, объединившись в группы, ребята составляют киносценарий фильмов по изученным произведениям Выбираем режиссера, оператора, художника-костюмера, известных актеров на главные роли и др.; придумываем название фильма, страну, где будут проводиться съемки. Каждая группа представляет свой проект киносценария, среди которых выбираем лучший.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

© 2010-2022