Разработка урока русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе.Это урок изучения нового материала.Тема:«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».  Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных О и Е  после шипящих в суффиксах существительных; формировать  умение правильно писать существительные на данное правило;  активизировать познавательную деятельность учащихся.  Задачи:  1. Образовательные  – повышение уровня интеллектуального развития учащихся. .2. Развивающие – развитие словесно–логического мышления учащихся, умения самостоятельно добывать знания.   3. Воспитательные – воспитание  у учащихся культуры речи.  Оборудование:  - учебные пособия;                                                                              - карточки с заданиями;                                                                                                                                                                                    - таблица « Правописание букв О – Е после шипящих».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Горская средняя общеобразовательная школа»



Урок русского языка в 6 классе

на тему: « Гласные О и Е после шипящих

в суффиксах существительных».





Учитель русского языка и

литературы

Трофимова Л.В.

Тема: « Гласные О и Е после шипящих в суффиксах

существительных».

Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных О и Е

после шипящих в суффиксах существительных; формировать

умение правильно писать существительные на данное правило;

активизировать познавательную деятельность учащихся.

Задачи:

1. Образовательные - повышение уровня интеллектуального развития учащихся.

.2. Развивающие - развитие словесно-логического мышления учащихся, умения самостоятельно добывать знания.

3. Воспитательные - воспитание у учащихся культуры речи.


Оборудование:

- учебные пособия;

- карточки с заданиями;

- таблица « Правописание букв О - Е после шипящих».



Ход урока:

1. Организационный момент.

- А ну - ка ты проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Повнимательней, дружок,

Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Отчёт консультантов.

- Орфографический диктант.

Билетик, огонечек, самолетик, кустик, чайничек, подарочек, лучик,

орешек, кораблик, карандашик, приветик, дружочек, салатик,

песочек, кирпичик.

. Мобилизующий этап.

На доске написаны слова:

1) Ш…пот, …;

2) нож…м, …;

3) друж…к, …;

Справка: этаж…м, жуч…к, ш…лк, ноч…нька, плеч…м, ж…лудь.

Разработка урока русского языка в 6 классе

Учитель.

Прочитайте слова и справку. Сформулируйте к ним задание.

Надо продолжить ряды слов, добавляя к ним из справки слова с одинаковой орфограммой.

Учитель.

Какие слова можно дописать в первый ряд и почему?

В первый ряд можно добавить слова шёлк и жёлудь. Это существительные, в корне которых после шипящих ж, ш, щ пишется е, кроме слов - исключений. Написание слов с гласной е можно проверить. Шепот - шепчет, шелк - шелка, желудь - желудевый.

(Учащиеся записывают слова первого ряда в тетрадь, подчеркивают орфограммы).

Учитель.

Назовите слова второго ряда.

Слова второго ряда: этажом, плечом. Это существительные, в окончании которых после шипящих и ц пишутся гласные о или е. Под ударением пишется о, без ударения - е. В словах ножом, этажом, плечом пишется гласная о. Она ударная.

4. Формулирование темы и цели урока.

Учитель.

Прочитайте все слова третьего ряда.

Дружок, жучок, ноченька(слова записываются на доске полностью, без пропуска гласных в суффиксах).

Учитель.

- Назовите их главный общий признак.

Это имена существительные.

- Выделите в них все части слова. Скажите, после каких гласных находится суффикс в этих существительных.

В этих существительных находится суффикс после шипящих.

- Скажите, какие гласные написаны в суффиксах существительных после шипящих. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В суффиксах существительных после шипящих написаны гласные о и е.Значит, тема сегодняшнего урока - «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте

опорные слова на доске.

1) Познакомиться с …;

2) учиться правильно…;

Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных о и е после

шипящих в суффиксах существительных; учиться правильно писать

существительные на данное правило.

5. Изучение нового материала.

Разработка урока русского языка в 6 классе

Учитель.

Ёще раз обратимся к словам третьего ряда. Прочитайте их вслух и

поставьте ударение.

Дружок, жучок, ноченька.

Учитель.

В каком случае после шипящих в суффиксах имен

существительных пишется буква о, а в каком - е?

После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения - е.

(Ученики читают правило по учебнику, потом повторяют его наизусть с примерами).

6. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1

1) Флажок, 6) Горшочек,

… . … .

2) Волчонок, 7) Башмачок,

… . … ,

3) Корешок, … ,

… . … .

4) Орешек,

… .

5) Пятачок,

… .

Справка: гребеш…к, галч…нок, сапож…к, мешоч…к, флаж…к,

пирож…к, колпач…к, стари…к, грач…нок, шаж…к.

Учитель.

- Внимательно прочитайте слова. Определите принцип их подбора.

Слова подобраны по двум орфограммам: одна - в корне, другая -

в суффиксе.

- Сформулируйте задание к этому упражнению.

К словам нужно подобрать другие, с такими же орфограммами в корне и суффиксе.

- Назовите слово, которое можно подобрать к слову флажок. Обоснуйте свой ответ.

К слову флажок можно подобрать слово шажок. В обоих словах есть безударная гласная а в корне слова. Проверяемые слова флаг, шаг. В слове флажок и в слове шажок суффикс - ок. В суффиксе после шипящего пишется гласная о, так как она стоит под ударением.

- Напишите эту пару слов. Выделите в них орфограммы.

С остальными словами ученики работают аналогичным образом.

Назовите два слова из этого упражнения, которых все согласные глухие.

Это слова колпачок, пятачок.

Упражнение 2 .

Снеж…к, луж…к, подуш…чка, пипож…к, юбч…нка, круж…к,

Комоч…к, собач…нка, внуч…к, зайч…нок, бельч…нок, суч…к.

Образец: пушок, значок, одежонка.

Учитель.

- Продолжим нашу работу. Прочитайте слова и образец к ним.

Подумайте, в какой закономерности располагаются слова

в образце. Сформулируйте задание к этому упражнению.

В каждом последующем слове образца на одну орфограмму больше. Значит, надо составить несколько цепочек, состоящих из трех слов так, чтобы в них постепенно, по одной, увеличивалось количество орфограмм.

Первую цепочку ученики составляют коллективно. Далее они

работают в группах. Выполненное задание дети проверяют вместе

с учителем.

1) Лужок, снежок, подушечка;

2) кружок, юбчонка, пирожок;

3) внучек, комочек, собачонка;

4) сучок, зайчонок, бельчонок.

- Какие слова можно исключить? Почему?

Слово юбчонка. Только в нем звуков больше, чем букв, так как буква ю вначале слова обозначает два звука.

Слово бельчонок. Только в нем звуков меньше, чем букв, так как мягкий знак звуков не обозначает.

Слово сучок. В нем все согласные глухие, а в остальных словах звонкие и глухие.

( Аналогичным образом дети работают с остальными словами).

Упражнение 3 ( на карточках)

1. Из кустика высунулся ч…рный носик, пок…зались хитрющие

глазки. Это был_______.Он вылез из кустарника и принялся меня обнюхивать. Тут затрещали в малиннике сучочки. Это ______ ______ ищет. Надо б..жать! Я только поиграть с ним хотел, но разве _____ это докажешь? ( по Г.Снегиреву)

2. По дороге топал _______. Он меня з…метил и свернулся в клубоч…к. Закатил я колючего в кепку, принес домой. Днем _____

лежал тихо. Ночью з…б…р…банил нож…нками по полу. Я немного п…слушал, как звучат шажочки этого мотка колючей проволоки, и умиротворенно уснул.( По А.Баркову)

Учитель.

- Продолжим работу в группах. Прочитайте тексты.

Сформулируйте к ним задание.

Вместо условных обозначений нужно вставить подходящие по смыслу слова, обозначающие действующих лиц. Вместо точек вставить пропущенные буквы.

(Ученики обдумывают задание и выполняют его. Читают свои варианты текстов, затем их списывают. В первом тексте речь идет о медведице и медвежонке, во втором - о ежике).

- В каждом тексте найдите слова по теме урока. Расскажите об их написании.

- Определите орфограмму в остальных словах с пропущенными буквами. Подумайте, какое слово( или слова) не вошло ( или не вошли) в эту группу.

( Каждая группа учащихся работает со своим текстом. Затем

задание проверяют).

- Найдите в тексте по одному предложению, которое отличалось бы

от остальных. Ответ обоснуйте.

7. Подведение итогов.

Учитель.

- С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

Мы познакомились с правописанием гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

- Расскажите правило написания гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Ответы учеников.

8. Домашнее задание. Оценивание работы детей на уроке.

с. 104 ( выучить правило), составить и записать в тетрадь словарный диктант на изученную тему - « Буквы О - Е после шипящих в суффиксах существительных».

.

Рефлексия:

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?

3. С каким настроением вы изучали материал? (было интересно;

не очень; неинтересно).



© 2010-2022