Конспект урока Официально -деловой стиль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме "Официально-деловой стиль письменной речи".

Учебная дисциплина: Русский язык и культура речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: деловая игра.

Цель: повторить знания об официально-деловом стиле, сформировать навыки составления частных деловых бумаг, особенности их оформления.

Задачи:

Обучающая: формировать знания и умения по составлению резюме, автобиографии, делового письма, характеристики;

Развивающая: развивать умение последовательно и логически излагать содержание деловых бумаг,

Воспитательная: воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.

Оборудование:

1) учебник «Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования под редакцией Н.А. Герасименко, 2015 г.

2) конверт из оргкомитета соревнований спортивного комплекса Холдоми;

3) памятки по составлению деловых бумаг;

4) толковый словарь С.И.Ожегова;

5) одежда для волонтёров;

6) раздаточный материал.







Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя. Мотивация учебной деятельности.

(Слайд № 1)

Сегодня мы проводим урок русского языка.

Русский язык - язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли и т.д.

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.

О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие учёные, поэты, писатели. Н.В. Гоголь назвал русский язык "живым, как жизнь", подчёркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться.

(Слайд № 2)

М. В. Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и, латинского языков».

На русском языке издаются государственные документы (указы, законы, постановления и т. д.). Русский язык используется в газетах, на радио и телевидении. Его изучают во всех учебных заведениях.

Он разнообразен до такой степени, что и сегодня на уроке мы будем удивляться тому, где и как его можно использовать.

Мы получили письмо, адресовано оно вам, студентам группы ИС - 2. Оказывается, это письмо пришло из оргкомитета соревнований спортивного комплекса Холдоми. Интересно, что здесь?



Письмо

Студентам СПТ группы ИС -2

п. Солнечного Хабаровского края.

Уважаемые ребята группы ИС - 2, оргкомитет соревнований спортивного комплекса Холдоми проводит набор волонтёров для организации и проведения зимних игр в 2016 году. Сведения о себе присылайте на адрес оргкомитета до 10 февраля 2016 года.

Оргкомитет соревнований спортивного комплекса Холдоми.

- Ребята, заинтересовало вас данное письмо? Хотелось бы вам принять участие в организации и проведении зимних игр в Холдоми?

Всё вам понятно в письме?

Обучающийся: Нет, не всё. Кто такие волонтёры?

(Слайд №3)

Приложение 2

(Этимологическая страничка: Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius - добровольный) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).) Волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально-значимых проектов.)

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока.

Преподаватель:

Каким образом мы с вами можем откликнуться на данное письмо?

Обучающийся:

Написать письмо о себе.

Преподаватель:

Какой характер имеет информация письма?

Обучающийся:

Деловой.

Преподаватель:

Таким образом, разговор сегодня пойдёт о чём?

Обучающийся:

Об официально-деловом стиле речи.

(Слайд №4)

(Запись числа и темы урока)

Преподаватель:

Как вы понимаете, для установления деловых связей с оргкомитетом нам необходимо на уроке заняться чем?

Обучающийся:

Грамотно научиться составлять деловые бумаги, повторить и закрепить особенности официально делового стиля.

Вот вы сами определили и тему, и цели нашего урока.

Преподаватель:

Но для начала я предлагаю посмотреть на эпиграф к уроку.

(Слайд №5)

Обучающийся читает эпиграф:

«Что такое язык? Прежде всего, не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Алексей Толстой.

Преподаватель:

Давайте сотворим хороший урок: вы и я, ведь частица «со» в русском языке имеет значение «вместе». Прошу вас быть внимательными: стилистика - наука, требующая внимания. Чтобы стать стилистически грамотным человеком, необходимо много писать и говорить самому. Недаром есть хорошее изречение: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Но для начала вспомните всё, что вам известно о стилистике русского языка.

IV. Проверка опережающего домашнего задания.

Итак, официально-деловой стиль. Что это за стиль? Каковы же его основные черты?

Представление кластеров по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи»

Преподаватель:

Прежде, чем мы с вами займёмся составлением деловых бумаг, назовите особенности официально-делового стиля. Было дано задание составить кластер по ответам на вопросы, отраженные на слайде. Дальнейшая работа будет проходить по группам.

(Слайд №6)

Приложение 4

(Слайд №7)

  1. Какова основная функция и назначение официально-делового стиля?

  2. Каковы жанры официально-делового стиля?

  3. Каковы языковые средства?

  4. Каковы характерные черты официально-делового стиля?

(Представление кластеров)

Преподаватель:

Какие жанры вы бы использовали сегодня для составления деловых бумаг?

Автобиография, деловое письмо, резюме.

Преподаватель:

И не только. Есть и другие жанры, о которых мы будем говорить в процессе урока.

Каждая группа получит задание, проиллюстрировав их текстами официально-делового стиля.

V. Практическая работа

Работа обучающихся по группам (дифференцированная)

(памятки по составлению деловых бумаг прилагаются).

1 группа

Написать автобиографию.

( Памятка по составлению автобиографии)

(Слайд № 8)

Приложение 5

2 группа

Составить резюме.

(Слайд № 9)

Приложение 6

(Памятка по составлению резюме.)

3 группа

Написать деловое письмо.

Приложение 7

(Памятка по составлению делового письма)

(Слайд 10)

4 группа

Каким должен быть стиль одежды волонтёра во время проведения зимних игр 2016 года в Холдоми? Аргументируйте свой выбор.

(Проверка выполненных заданий 1-4 групп)

Преподаватель:

Какой жанр делового стиля считается наиболее эффективным на рынке труда?

Обучающийся:

Наверное, резюме.

Преподаватель:

Резюме - один из самых эффективных средств саморекламы. Основная цель - заинтересовать собой руководителя фирмы (предприятия), произвести благоприятное впечатление, побудить его пригласить вас на собеседование, конечная цель - получение работы.

Деловые бумаги составлены, будем считать, что первый шаг к достижению цели мы с вами сделали. Но не будем забывать русскую пословицу, которая гласит: « По одёжке встречают и только потом по уму провожают». Сейчас мы увидим с вами, как может выглядеть волонтёр во время проведения зимних игр 2016 года в Холдоми.

(Выступление 4 группы. Обучающиеся отдали предпочтение спортивному стилю одежды)

(Слайд №11)

(Слайд №12)

Преподаватель:

Слово - одна из великих загадок поэзии и прозы. Вот что об этом пишут великие люди.

В каждом слове бездна пространства… Н.В. Гоголь

Да, есть слова, что жгут как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна. А.Т. Твардовский

Живой да будет каждая строка. Н.Н.Матвеева

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся)

Преподаватель:

Попадая в контекст, слово преображается, часто приобретает не одно, а несколько значений. Иногда вы подбираете подолгу слова, чтобы точнее передать содержание книги, образ героя, красоту лирического стихотворения, выразительность картины. Сейчас вы посмотрите на своего соседа, что доброго вы можете о нем сказать?

(Ответы обучающихся)

Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.

(Марк Шехтер)

Преподаватель:

Какой жанр вы бы использовали ещё для составления деловых бумаг? И почему?

Обучающийся:

Характеристику.

Преподаватель:

Чем отличаются друг от друга автобиография, резюме и характеристика?

Приложение 11

(Проверка письменного задания)

VI. Подведение итогов урока. Этап рефлексии

Преподаватель:

Вот и подошёл к концу наш разговор об официально - деловом стиле речи. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой?

Обучающийся:

Повторили и закрепили знания об официально - деловом стиле речи, научились составлять частные деловые бумаги, соблюдая особенности их оформления, создали образ волонтёра.

- Составление синквейна.

А сейчас, для того чтобы подвести итог нашему уроку, дать ему оценку, составим синквейн на тему « Урок» и «Работа»

(Слайд №13)

Я благодарю всех за участие в нашем сегодняшнем разговоре. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, приобретут практическую направленность, помогут вам найти своё место в этом непростом, современном мире. Хочется верить, что удача вам улыбнётся, и кто-нибудь из вас станет волонтёром не только на зимних играх в Холдоми, но и на международной олимпиаде.

На лесенке успеха ответственные подгрупп выставляют тот балл, на который, по их мнению, вы отработали сегодня тему урока.

(Слайд №14)

X. Домашнее задание (по выбору обучающихся)

(Слайд №15)

Преподаватель:

1. Составьте текст письма - приглашения на выставку творческих работ студентов техникума.

2. Напишите статью для одной из страниц газеты техникума «Наши достижения».

3. Напишите характеристику на своего товарища.



© 2010-2022