- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Официально -деловой стиль
Конспект урока Официально -деловой стиль
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Потапова И.С. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка по теме "Официально-деловой стиль письменной речи".
Учебная дисциплина: Русский язык и культура речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: деловая игра.
Цель: повторить знания об официально-деловом стиле, сформировать навыки составления частных деловых бумаг, особенности их оформления.
Задачи:
Обучающая: формировать знания и умения по составлению резюме, автобиографии, делового письма, характеристики;
Развивающая: развивать умение последовательно и логически излагать содержание деловых бумаг,
Воспитательная: воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.
Оборудование:
1) учебник «Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования под редакцией Н.А. Герасименко, 2015 г.
2) конверт из оргкомитета соревнований спортивного комплекса Холдоми;
3) памятки по составлению деловых бумаг;
4) толковый словарь С.И.Ожегова;
5) одежда для волонтёров;
6) раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово преподавателя. Мотивация учебной деятельности.
(Слайд № 1)
Сегодня мы проводим урок русского языка.
Русский язык - язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли и т.д.
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.
О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие учёные, поэты, писатели. Н.В. Гоголь назвал русский язык "живым, как жизнь", подчёркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться.
(Слайд № 2)
М. В. Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и, латинского языков».
На русском языке издаются государственные документы (указы, законы, постановления и т. д.). Русский язык используется в газетах, на радио и телевидении. Его изучают во всех учебных заведениях.
Он разнообразен до такой степени, что и сегодня на уроке мы будем удивляться тому, где и как его можно использовать.
Мы получили письмо, адресовано оно вам, студентам группы ИС - 2. Оказывается, это письмо пришло из оргкомитета соревнований спортивного комплекса Холдоми. Интересно, что здесь?
Письмо
Студентам СПТ группы ИС -2
п. Солнечного Хабаровского края.
Уважаемые ребята группы ИС - 2, оргкомитет соревнований спортивного комплекса Холдоми проводит набор волонтёров для организации и проведения зимних игр в 2016 году. Сведения о себе присылайте на адрес оргкомитета до 10 февраля 2016 года.
Оргкомитет соревнований спортивного комплекса Холдоми.
- Ребята, заинтересовало вас данное письмо? Хотелось бы вам принять участие в организации и проведении зимних игр в Холдоми?
Всё вам понятно в письме?
Обучающийся: Нет, не всё. Кто такие волонтёры?
(Слайд №3)
Приложение 2
(Этимологическая страничка: Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius - добровольный) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).) Волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально-значимых проектов.)
III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока.
Преподаватель:
Каким образом мы с вами можем откликнуться на данное письмо?
Обучающийся:
Написать письмо о себе.
Преподаватель:
Какой характер имеет информация письма?
Обучающийся:
Деловой.
Преподаватель:
Таким образом, разговор сегодня пойдёт о чём?
Обучающийся:
Об официально-деловом стиле речи.
(Слайд №4)
(Запись числа и темы урока)
Преподаватель:
Как вы понимаете, для установления деловых связей с оргкомитетом нам необходимо на уроке заняться чем?
Обучающийся:
Грамотно научиться составлять деловые бумаги, повторить и закрепить особенности официально делового стиля.
Вот вы сами определили и тему, и цели нашего урока.
Преподаватель:
Но для начала я предлагаю посмотреть на эпиграф к уроку.
(Слайд №5)
Обучающийся читает эпиграф:
«Что такое язык? Прежде всего, не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Алексей Толстой.
Преподаватель:
Давайте сотворим хороший урок: вы и я, ведь частица «со» в русском языке имеет значение «вместе». Прошу вас быть внимательными: стилистика - наука, требующая внимания. Чтобы стать стилистически грамотным человеком, необходимо много писать и говорить самому. Недаром есть хорошее изречение: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Но для начала вспомните всё, что вам известно о стилистике русского языка.
IV. Проверка опережающего домашнего задания.
Итак, официально-деловой стиль. Что это за стиль? Каковы же его основные черты?
Представление кластеров по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи»
Преподаватель:
Прежде, чем мы с вами займёмся составлением деловых бумаг, назовите особенности официально-делового стиля. Было дано задание составить кластер по ответам на вопросы, отраженные на слайде. Дальнейшая работа будет проходить по группам.
(Слайд №6)
Приложение 4
(Слайд №7)
-
Какова основная функция и назначение официально-делового стиля?
-
Каковы жанры официально-делового стиля?
-
Каковы языковые средства?
-
Каковы характерные черты официально-делового стиля?
(Представление кластеров)
Преподаватель:
Какие жанры вы бы использовали сегодня для составления деловых бумаг?
Автобиография, деловое письмо, резюме.
Преподаватель:
И не только. Есть и другие жанры, о которых мы будем говорить в процессе урока.
Каждая группа получит задание, проиллюстрировав их текстами официально-делового стиля.
V. Практическая работа
Работа обучающихся по группам (дифференцированная)
(памятки по составлению деловых бумаг прилагаются).
1 группа
Написать автобиографию.
( Памятка по составлению автобиографии)
(Слайд № 8)
Приложение 5
2 группа
Составить резюме.
(Слайд № 9)
Приложение 6
(Памятка по составлению резюме.)
3 группа
Написать деловое письмо.
Приложение 7
(Памятка по составлению делового письма)
(Слайд 10)
4 группа
Каким должен быть стиль одежды волонтёра во время проведения зимних игр 2016 года в Холдоми? Аргументируйте свой выбор.
(Проверка выполненных заданий 1-4 групп)
Преподаватель:
Какой жанр делового стиля считается наиболее эффективным на рынке труда?
Обучающийся:
Наверное, резюме.
Преподаватель:
Резюме - один из самых эффективных средств саморекламы. Основная цель - заинтересовать собой руководителя фирмы (предприятия), произвести благоприятное впечатление, побудить его пригласить вас на собеседование, конечная цель - получение работы.
Деловые бумаги составлены, будем считать, что первый шаг к достижению цели мы с вами сделали. Но не будем забывать русскую пословицу, которая гласит: « По одёжке встречают и только потом по уму провожают». Сейчас мы увидим с вами, как может выглядеть волонтёр во время проведения зимних игр 2016 года в Холдоми.
(Выступление 4 группы. Обучающиеся отдали предпочтение спортивному стилю одежды)
(Слайд №11)
(Слайд №12)
Преподаватель:
Слово - одна из великих загадок поэзии и прозы. Вот что об этом пишут великие люди.
В каждом слове бездна пространства… Н.В. Гоголь
Да, есть слова, что жгут как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна. А.Т. Твардовский
Живой да будет каждая строка. Н.Н.Матвеева
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся)
Преподаватель:
Попадая в контекст, слово преображается, часто приобретает не одно, а несколько значений. Иногда вы подбираете подолгу слова, чтобы точнее передать содержание книги, образ героя, красоту лирического стихотворения, выразительность картины. Сейчас вы посмотрите на своего соседа, что доброго вы можете о нем сказать?
(Ответы обучающихся)
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
(Марк Шехтер)
Преподаватель:
Какой жанр вы бы использовали ещё для составления деловых бумаг? И почему?
Обучающийся:
Характеристику.
Преподаватель:
Чем отличаются друг от друга автобиография, резюме и характеристика?
Приложение 11
(Проверка письменного задания)
VI. Подведение итогов урока. Этап рефлексии
Преподаватель:
Вот и подошёл к концу наш разговор об официально - деловом стиле речи. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой?
Обучающийся:
Повторили и закрепили знания об официально - деловом стиле речи, научились составлять частные деловые бумаги, соблюдая особенности их оформления, создали образ волонтёра.
- Составление синквейна.
А сейчас, для того чтобы подвести итог нашему уроку, дать ему оценку, составим синквейн на тему « Урок» и «Работа»
(Слайд №13)
Я благодарю всех за участие в нашем сегодняшнем разговоре. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, приобретут практическую направленность, помогут вам найти своё место в этом непростом, современном мире. Хочется верить, что удача вам улыбнётся, и кто-нибудь из вас станет волонтёром не только на зимних играх в Холдоми, но и на международной олимпиаде.
На лесенке успеха ответственные подгрупп выставляют тот балл, на который, по их мнению, вы отработали сегодня тему урока.
(Слайд №14)
X. Домашнее задание (по выбору обучающихся)
(Слайд №15)
Преподаватель:
1. Составьте текст письма - приглашения на выставку творческих работ студентов техникума.
2. Напишите статью для одной из страниц газеты техникума «Наши достижения».
3. Напишите характеристику на своего товарища.