Обобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н. В. Гоголя Ревизор

Обобщающий урок по литературе в 8 классе по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Обобщение знаний о художественных особенностях комедии., анализ эпизодов комедии. На уроке формируются навыки культуры речи и культуры общения, прививается любовь к историческому прошлому своего народа и родины. Оборудование урока: компьютерная презентация, афиша гоголевской комедии, карточки со словами по теории литературы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н.В. Гоголя РевизорОбобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н.В. Гоголя РевизорОбобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н.В. Гоголя РевизорОбобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н.В. Гоголя РевизорОбобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н.В. Гоголя РевизорОбобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н.В. Гоголя РевизорОбобщающий урок по литературе на тему: По страницам комедии Н.В. Гоголя РевизорУрок литературы в 8 классе.

Автор: Лаврова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 46» г. Братск, Иркутской области.

Тема урока: По страницам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (Обобщающий урок).

Цель:

  • обобщить знания о художественных особенностях комедии;

  • совершенствовать работу над анализом художественного произведения;

  • формировать навыки культуры речи и культуры общения;

  • прививать любовь к историческому прошлому своего народа и Родины.

Оборудование урока: компьютерная презентация, афиша гоголевской комедии, карточки со словами.

Ход урока.

  1. Вступительная часть. Учитель сообщает о теме и цели урока.

  2. Разговор о театральной афише. (Наше время, три ученика, рассматривая афишу, беседуют). 1 ученик. Комедия впервые была поставлена 19 апреля 1836 года на сцене Александрийского театра в Петербурге. 2 ученик. Как давно это было! И до сих пор эта комедия интересна современным зрителям. 3 ученик. Гоголь мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества и беспощадно карал бы смехом русскую действительность. 1 ученик. Ты прав, Николай Васильевич говорил: «На сцену их! Пусть видят их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха». 2 ученик. В 1835 году Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет … смешной или несмешной, но русский чисто анекдот…». По словам писателя, мысль о «Ревизоре» ему впервые подсказал Пушкин. 3 ученик. В комедии изображено время правления императора Николая I. Какой была Россия середины 19 века?

  3. Компьютерная презентация. Историческая справка. Рассказывает подготовленный ученик. (Показ слайдов). - Правление царя Николая I в истории России было суровым и тяжелым. Четвертое отделение, созданное самим царем, следило за исполнением Высочайших повелений. Первым человеком этого отделения был Бекендорф. В истории царь получил имя «Незабвенного». Своей наружностью производил на всех сильное впечатление: он был высокого роста, строен и величествен в обращении, чувствовалась в нем огромная сила воли и непреклонность характера. В России, особенно в провинциальных городах, существовали беспорядки: чиновники воровали, не заботились об устройстве городов, брали взятки. (Показываются слайды, один из них - архивный документ: «В Саратове улицы немощеные, покрытые пылью летом, жидкой грязью…» и т.д.)

  4. Учитель: Такой была Россия в 20-30 -ые годы 19 века. Всмотритесь в лица людей, живущих в те, далекие времена. Герои комедии Гоголя жили в такой обстановке. А вот как они выглядели внешне, каким было их платье. Предлагаю совершить экскурсию в музей костюма.

  5. Компьютерная презентация. Музей - выставка костюма 30 годов 19 века. (Несколько слайдов. Рассказывает подготовленный ученик). - Одевались светские люди по западноевропейской моде. Женщины любили пышные декольтированные платья, стягивающие талию, кружева и рюши украшали шляпы и платья. Драгоценные и полудрагоценные камни блистали на одежде. Мужчины одевались тоже по-европейски. Фраки, кафтаны с камзолами, рубашки с кружевными жабо и т.д. Учитель: Итак, мы познакомились с историческими событиями того времени, представляем как жили люди середины 19 века. А теперь вспомним особенности драматического произведения.

  6. Особенности драматического произведения. Ученики называют признаки драматического произведения. 1. Предназначено для игры на сцене; 2. Деление произведения на части (действия, сцены, акты, эпизоды); 3. Перечень действующих лиц или их краткие характеристики в начале пьесы; 4. Выделение шрифтом авторских ремарок и реплик; 5. Наличие конфликта внешнего или внутреннего, или их объединения;

  7. Словарная работа (выдаются карточки со словами, объяснить значение слов) декорация действия диалоги явления монологи действующие лица реплики конфликт ремарки комедия картины эпиграф

  8. Итак, обратимся к комедии «Ревизор», перелистывая ее страницы. - В чем заключается основная идея писателя при создании комедии? - Каков эпиграф комедии? Поясните его. - Где происходит действие? Почему город N? - Какими Фамилиями наделяет автор своих героев? - Кто такой чиновник?

  9. Вспомним героев комедии. Задание - загадка. Угадай героя по характеристике, по его репликам, деталям. Герои выходят друг за другом в руках цилиндр - головной убор, который переходит из рук в руки, герои спрашивают: «Кто я?» - Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. - «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека». «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене он стоит в виде столба с распростертыми руками и закинутой назад головой. Ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь, над собой смеетесь!» Кто я? (и так о каждом чиновнике города N).

  10. Листаем следующую страницу. Обратимся к сюжету комедии. - Что такое сюжет художественного произведения? - Из каких частей состоит сюжет?



СЮЖЕТ

экспозиция эпилог

завязка кульминация развязка

- Какова экспозиция в комедии? Почему чиновники боятся приезда ревизора? - Какая сцена является завязкой? - А теперь посмотрим эпизод из комедии (заранее подготовлена группой учеников). - Подумайте, какую роль играет эта сцена в комедии?

  1. Просмотр сцены «Вранья Хлестакова». (Д.З, явл.6) - Какова роль эпизода в комедии? (Эта сцена является кульминацией). - Когда происходит развязка действий? (чтение письма Хлестакова Тряпичкину).

  2. Разбираем «Немую сцену» комедии. - Чем заканчивается комедия? - Какова роль «немой сцены». Зачем автор ввел ее? - Над чем же смеется автор? Назовите пороки, которые вскрывает автор? ложь вранье лицемерие чинопоклонение воровство взятничество растление души безнравственность - В комедии важен конфликт. В чем же он заключается? (Конфликт между реальным миром порочности, лжи, в котором живут герои, и идеальным миром, к которому нужно стремиться).

  3. Заключительный разговор у театральной афиши. 1 ученик. - Очень содержательная комедия. Гоголю, как известно, здорово попало за нее! 2 ученик. - Действительно, император оценил ее так: «Ну и пыска! Всем досталось, а мне более всех!» 3 ученик. - Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники кричат, что для меня нет ничего святого…» 1 ученик. - А комедия - то написана на все времена, разве сейчас наши чиновники не похожи на героев этого, на мой взгляд, талантливого произведения?

© 2010-2022