Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе МОУ «СОШ №31» г. Магнитогорска на 2013-2014 учебный год основана  на государственной Программе  основного общего образования по русскому языку  для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова, ЛА. Тростенцовой и др./ научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский - М:Просвещение, 2013 г.  Основная задача  программы – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, реализация личностно-...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  1. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312).

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).

  3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290)

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 09.03.2004г. № 1312»

  6. Методическое письмо «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» Приложение 2 "О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013-2014 учебном году" № 03-02/5639 от 24.07.2013 г. (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО).

  7. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. 103/3404.

  8. Приказ по МОУ «СОШ № 31» г. Магнитогорска «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в школе» №188 от 02.09.2013 г

  9. «Положение о разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин в МОУ «СОШ № 31 г.Магнитогорска», утвержденное приказом № 118-П от 30.08.2013г.

10. Приказ по МОУ «СОШ № 31»г. Магнитогорска «Об утверждении учебного плана на 2013-2014 учебный год» № 189-П от 02.09.2013г.

11. Приказ по МОУ «СОШ № 31»г. Магнитогорска «Об утверждении календарного плана-графика на 2013-2014 учебный год»

№190-П от 02.09.2013г.


Рабочая программа по русскому языку в 9 классе МОУ «СОШ №31» г. Магнитогорска на 2013-2014 учебный год основана на государственной Программе основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова, ЛА. Тростенцовой и др./ научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский - М:Просвещение, 2009 г.

Выбор программы обоснован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений;

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся ;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение образовательного учреждения соответствует данной программе. Основная миссия основного общего образования - подготовка к итоговой аттестации в новой форме (изложение, тест,сочинение).

УМК по программе Т.А Ладыженской, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК включает в себя программу, учебники для 5 - 9 классов, обеспечен методическими пособиями (в том числе цифровыми образовательными ресурсами) и материалами для проведения мониторинга уровня обученности обучающихся.

Главной целью школьного образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в данном УМК рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Также включены ряд тем, обозначенных в Федеральном компоненте государственного стандарта по русскому языку:

1.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

2. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

3. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Для реализации целей и задач данной Рабочей программы выбран следующий

учебно-методический комплекс

1. Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобр. учреждений. М.:Просвещение.2013.

2.Тростенцова Л.А., А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2011 г.

3.Костяева Т.А. Тесты. Диктанты. Изложения .9 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

4.Н.Н.Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения.9 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

4.А.И.Запорожец. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8-9 классы. Из опыта работы. М.: Просвещение, 2010 г.

6.Г.А.Богданова. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. М.: Просвещение, 2010 г.

Для реализации НРК программа предусматривает следующую литературу:

  1. И.П.Цыбулько.ГИА 2014. Типовые экзаменационные варианты.36 вариантов. М.ФИПИ. 2013.

  2. И.В.Пасичник. Т.В.Соловьева. Русский язык. ГИА 2013. 20 вариантов.2013.

  3. В.Н.Александров, О.И.Александрова. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы… 2013 г.

  4. И.В.Пасичник. ЕГЭ 2014. Эффективная методика.Знание. 2013.

  5. Л.И.Мальцева и др. Русский язык 9 класс. Итоговая аттестация 2014. М.: Народное образование2013.

  6. «Литература России. Южный Урал» (на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов», «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 10-11 классов»).

Основная задача программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, реализация личностно- ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельного подходов к обучению русскому языку. Рабочая программа рассчитана на 2013- 2014 учебный год и направлена на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой или лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

языковая и Лингвистическая
(языковедческая) компетенции

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культуроведческая компетенция

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи - 15 часов.



1. Планирование учебного материала.

№ п/п

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Международное значение русского

языка

1

2

Повторение изученного в 5-8 кл.

5

1

2

3

Сложные предложения.

1

4

Союзные сложные предложения.

6

5

Сложносочиненные предложения

3

1

2

6

Сложноподчинённые предложения

19

1 +1 слов.дикт.

5

7

Бессоюзные сложные предложения

6

2

8

Сложные предложения с различными видами связи

5

1

2

9

Общие сведения о языке

3

1+ слов.дикт.

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

4

2

Итого:

53

5+2сл.дикт.(из них 4 к/д)

15( из них 4к/с,3к/изл)





2.рЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

(7 часов)


№\Календарные cроки

Тема учебного занятия

№1

02.09

Международное значение русского языка.

НРК№1 Н.Г. Кондратковская о народностях Урала

№3

09.09

Комплексное повторение.

НРК№2. Работа со «Словарем современного школьника»

(или анализ статьи журнала, газеты)

№9

30.09

Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений.

НРК№3 Микросочинение на экологическую тему

№11

03.10

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Основные группы ССП по значению и союзам.

НРК№4 Л.КТатьяничева об Урале( текст для анализа)

№21

18.11


Строение СПП.Знаки препинания в СПП.

НРК№5 Р.А.Дышаленкова. Отрывок из произведений для лингвистического анализа.

№33

26.12

Придаточные предложенияуступки, цели..

НРК№6. Предложения о достопримечательностях Урала.

№38

26.01

СПП с несколькими придаточными

НРК.№7 Материалы о родном крае, подготовленные учащимися.

№41

06.02

Повторение по теме«Сложноподчиненные предложения»

НРК№8. Сложноподчиненные предложения о достопримечательностях г.Магнитогорска

№60

21.04

Роль языка в жизни общества.

НРК №10 М.С.Фонотов «Бронза Аркаима» (анализ текста)

№65

02.05


Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Орфография

НРК №11 ( Анализ текста (В.Н. Александров, О.И. Александрова. Письменный экзамен по русскому языку за курс основной школы (изложение): анализ текста, учебно-тренировочные упражнения, методические рекомендации. )

№67

15.05

Рр Сочинение о выборе профессии.

НРК№9. Подготовить рекламу профессии (характерную для города)













Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

-изученные разделы науки о языке;

-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

-объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

-определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

-читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

-связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу IX класса

I. Учащиеся должны знать основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Виды и формы контроля:

- диктант;

- комплексный анализ текста;

- сочинение ;

- изложение;

- тест;

- устное и письменное высказывание на лингвистическую тему.

Контрольно-измерительные материалы и их характеристика

1.Сборник диктантов изложений по русскому языку. 9 класс./Н.Н.Соловьева, - Москва, «Просвещение», 2012г .

Сборник содержит диктанты, сгруппированные по темам в соответствии с программой курса. Предложены различные виды диктантов: творческие, свободные, « Проверяю себя», которые разнообразят уроки и помогут контролировать усвоение знаний по всем разделам программы. Представлены все варианты изложений.

2.Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. (Лингвистический тренажер)./Г.А.Богданова, - Москва, «Просвещение», 2010г. Тестовые задания нацелены на предварительную подготовку учащихся к итоговой аттестации, школьники смогут самостоятельно оценить уровень усвоения материала по всем разделам программы, закрепить навыки грамотного письма и речи, овладеть техникой работы с тестами.

3. Русский язык 9 класс Итоговая аттестация 2014г./Л.И.Мальцева,П.И.Нелин и др. - Москва, «Народное образование»,2013г. Сборник построен с учетом особенностей новой версии контрольно- измерительных материалов для государственной итоговой аттестации. Прилагается инструкция по выполнению работ. Учащиеся имеют возможность отработать тренировочные варианты тестов, изложения, сочинения. Т.А.Костяева. Тесты, диктанты, изложения. 9 класс. М.:Просвещение.2012.

Критерии оценки

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 9-х классах - 350- 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 9классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывай» тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечания:

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2- 3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям, оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса-100-110, для VI-110- 120, для VII-120-150, для VIII класса- 150-170 слов, для IX класса-170-190слов (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоят из следующего количества слов:, для V класса - 20-25, для VI класса - 25-30, для VII класса - 30-35, для VIII класса - 35-40 для IX класса-40-45 .

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в VI классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в VII классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в VIII- IX классах - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексте контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в VIII- IX классах - не более 10 различных слов с непроверямыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

,При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

в переносе слов;

на правила, которые не включены в школьную программу;

на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дул-' по» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)в исключениях из правил;

2)в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7).в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при

5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3»-4 орфографические ошибки (для IV класса - 5 орфографических ошибок), для Оценки «2»- 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

ОЦЕНКА «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

ОЦЕНКА «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

ОЦЕНКА «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

ОЦЕНКА «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, если ученик обнаруживает такие недостатки в знаниях, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ОЦЕНКА «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.






















3. КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

№\Календарные cроки

Кол-во часов

Тема учебного занятия

Основные компетенции филологического

образования (содержание и виды работы учащихся)


НРК (тема)

Диагностика

Коммуникативная

Лингвисти-

ческая

Культуровед-

ческая

1. Международное значение русского языка (1ч)

№1

02.09

1

Международное значение русского языка

Составлять тезисный план, пересказывать текст по плану, объяснять разнообразие лексического состава русского языка

Функции языка

Образность

Богатство

Развитой язык

Н.Г. Кондратковская о народностях Урала

2. Повторение изученного в 5-8 классах ( 5ч + 2ч РР)

№2

05.09

1

Р/Р.Устная и письменная речь. Монолог,

диалог.

Составлять тезисный план, пересказывать текст по плану, объяснять разнообразие лексического состава русского языка

Монолог.Диалог.

Изобразительные средства синтаксиса.

№3

09.09

1

Р/Р. Стили языка.

Анализ текста, его стиля, средств связи

Работа со «Словарем современного школьника»

(или анализ статьи журналагазеты)

.

№4

12.09

1

Комплексное повторение (орфограмма в корне, правописание приставок, омонимичных частей речи, знаки препинания при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении.) Лексика, фразеология, орфография

Составление обобщающей таблицы.

Лексикология

Фразеология

Омофоны

Омографы

Омонимы

Омоформы

Паронимы

арготизмы

Основные пути обогащения словарного состава русского языка. Самостоятельная работа творческого характера: составить кроссворд с лингвистическими терминами

№5

16.09

1

Морфология. Орфография

Устный комментарий: морфологический и орфографический разборы.

Морфология

Самостоятельные и служебные части речи.

Слова категории состояния. Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц.

Риторическое обращение.

№6

19.09

1

Простое предложение и его грамматическая основа

Выполнение упражнений, составление схем простого предложения

Анализ текста, средств связи его частей.

№7

23.09

1

Предложения с обособленными членами

.

Анализ текста, пунктуационный разбор предложений.

Проверочная работа

№8

26.09

1

Контрольный диктант по теме «Повторение».


Контрольный диктант

3. Сложное предложение.(1 час)


№9

30.09

1

Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений.

Составление предложений по схемам.

СПП

ССП

БСП

Микросочинение на экологическую тему

4. Союзные сложные предложения(6 часов).

№10

03.10

1

Союзные сложные предложения.

Конструирование предложений по схемам


Союзные сложные предложения

Сложносочиненные предложения.

Л.К Татьяничева об Урале текст для анализа

№11-12

07.10

10.10

2

Союзные и бессоюзные предложения

Союзные и бессоюзные сложные предложения


№13-14

14.10

17.10

2

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Конструирование предложений по схемам


№15

21.10

1

Интонация сложного предложения

Умение интонационно грамотно произносить предложения

5. Сложносочиненные предложения. (3+2 РР )

№16

24.10

1

Рр Рецензия на литературное произведение, спектакль, фильм

Рецензия (работа с текстом)

Композиция

Абзац

Опорные слова

микротема

Рецензия

№17

28.10

1

Основные группы ССП по значению и союзам.

Знаки препинания в ССП.

Работа по схемам предложения

Авторское употребление знаков препинания (И.Никитин. Стихи. Определить роль союза И в поэтическом тексте.)

№18

31.10

1

ССП с разделительными, соединительными и противительными союзами союзами

Работа по схемам предложения

Основные типы знаков препинания (выделительные, разделительные, отделительные)

Анализ использования синтаксических синонимов в тексте

Проверочная работа

№19

11.11

1

Рр. Обучающее сжатое изложение


Обучающее сжатое изложение

№20

14.11

1

Контрольный тест по теме «Сложносочиненное предложение »


Тест.

6. Сложноподчиненные предложения. (19+5РР)

№21

18.11

1

Строение СПП.

Знаки препинания в СПП.

Сопоставление предложений разных синтаксических конструкций.

Употребление в речи СПП.

Главная и придаточная части.

Средства связи.

Указательные слова.

Роль сложноподчиненных предложений в тексте

Р.А.Дышаленкова Отрывок из произведений для лингвистического анализа

№22

21.11

1

Место придаточного предложения по отношению к главному

Предикативные части предложения

№23-24

25.11

28.11

2

Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП.

Использование в речи союзов и союзных слов.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Аккомпанемент

Самостоятельная работа творческого характера: выписать из комедии А.Грибоедова «Горе от ума» предложения с союзными словами


№25

02.12

1

Основные группы СПП


№26-27

05.12

09.12

2

СПП с придаточными определительными.

Использование в речи сложных предложений данной конструкции.

Самостоятельная работа творческого характера: выписать из комедии А.Грибоедова «Горе от ума» афоризмы с придаточными определительными

Словарный диктант

№28

12.12

1

СПП с придаточными изъяснительными.

Использование в речи сложных предложений данной конструкции.


Прямое и косвенное дополнение;

подчинительный союз, союзное слово)

Референдум

Презентация

Результат

Оптимист

Пессимист

Доклады об ученых-лингвистах

№29

16.12

1

Рр Сжатое изложение


Контрольное сжатое изложение

№30

19.12

1

СПП с придаточными обстоятельственными

Использование в речи СПП, простых с обособленными членами как синтаксических синонимов

Прямое и косвенное дополнение;

подчинительный союз, союзное слово)

Референдум

Презентация

Результат

Оптимист

Пессимист

Презентации об ученых - лингвистах в области «Синтаксиса»

Синтаксические синонимы.

Сообщение на лингвистическую тему

№31

23.12

1

СПП с придаточными времени и места.


Тест

№32-33

26.12

09.01

2

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

Практикум

Придаточные условия,

уступки,

цели.

Синтаксические синонимы.

Предложения о достопримечательностях Урала.

№34

13.01

1

Рр.Деловые бумаги (автобиография, заявление)

Составление деловых бумаг


№-35-36

16.01

20.01

2

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительные

Составление схем предложений.

Придаточные образа действия и сравнения

.

Проверочный тест

№37

23.01

1

Рр. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.


№38

27.01

1

СПП с несколькими придаточными.

Разборы предложений

Работа с текстом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Сообщение о родном городе

№39

30.01

1

Синтаксический разбор СПП.

Работа с деформированным текстом

Будущее

Этимология

Этимологический разбор

Работа с лингвистическим словарем. Шанский Н.М. «Школьный этимологический словарь русского языка» / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М., 1997.

№40

03.02

1

СПП с несколькими придаточными.

Пунктуационный разбор


Тест

№41

06.02

1

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

.

Однородное, последовательное и параллельное соподчинение придаточных.

Сложноподчиненные предложения о достопримечательностях г.Магнтогорска

Проверочная работа

№42

10.02


1



Контрольный диктант по теме «СПП».



Диктант


№43-44

13.02

16.02

2

Рр. Сочинение-рассуждение по заданному тексту

Клише

Контрольное сочинение

7.Бессоюзные сложные предложения. (6+2РР)

№45-46

20.02

24.02

2

Понятие о БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями.

Синонимичные конструкции.

Работа со «Словарем современного школьника»: систематически, регулярно,

планомерно.

№47

27.02

1

Рр Контрольное сжатое изложение.

Написание изложения

Сжатое изложение


Контрольное

изложение

№48

03.03

1

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

Синтаксический разбор БСП

Двоеточие

Пояснение

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) Почему после зачина строфы стоит двоеточие?

№49

06.03

1

Тире в БСП.

Практикум

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Интонация.

Этимологический и орфоэпический анализ слова «тире»

№50

10.03

1

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему


№51

14.03

1

Обобщение знаний о БСП и пунктуация в них.


Практикум

Найти в «Собачьем сердце» БСП, объяснить постановку знаков препинания.



№52

17.03

1

Рр Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему(написание сочинения)


Онтрольное сочинение

8.Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. (5часа+2 РР)

№53-55

20.03

31.03

03.04

3

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Пунктуационный разбор сложного предложения. Практикум

Сложные синтаксические конструкции

Конспект статьи на лигвисти-ческую тему

№ 56

07.04

1

Систематизация и обобщение по теме «Сложное предложение с различными видами связи»


Проверочная работа

№57-58

10.04

14.04

2

Рр Сочинение-рассуждение на нравственную тему

Сочинение-рассуждение

Контрольноесочинение-рассуждение

№ 59

17.04

1

Контрольный диктант


Контрольный диктант

9. Общие сведения о языке. (3ч)

№60-62

21.04

24.04

28.04

3

Роль языка в жизни общества.

Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.

Подготовить сообщения: 1.«Язык- важнейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа» (Б.Котляревский).

2.«Все народы менются словами» (В.Белинский).

Словарный состав русского языка.

Стили речи.

Работа со словарями и дополнительной литературой

М.С.Фонотов «Бронза Аркаима»


Словарный диктант

10 Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. (4+2РР)

№63

05.05

1

Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Орфография

Составить словарную статью для толкового словаря.

Словообразовательные нормы

Обобщение и систематизации материала

№64

08.05.

1

Морфология. Орфография.

Комплексный анализ текста с разными видами разборов

Орфографические нормы

Обобщение и систематизации материала

(сам.работа)

№65

12.05

1

Синтаксис. Пунктуация.

Устное сообщение «Что общего и в чем разница между простым и сложным предложением?»

Синтаксические нормы

Анализ текста

Обобщение и систематизации материала

(сам.работа)

№66-67

15.05

19.05

2

Рр Сочинение - рассуждение о выборе профессии.

РрИзложение(сжатое , подробное по выбору обучающихся)

Контрольное изложение с сочинением- рассуждением

Подробное

Сжатое изложение

Сочинение- рассуждение

Презентация профессии

Контрольное сочинение - рассуждение

Контрольное изложение

№-68

22.05

1

Устное рассуждение на дискуссионную тему и его языковое содержание.


Итого


Контрольный диктант -4

Контрольное сочинение-4

Контрольное изложение-3








Приложение 1.

Комплексный анализ текста.

Золотой осен..ий денек. Кругом т..шина. Лиш… изредк… прокурлычут в небе отлетающие журавли или прол…тит с призывным криком куличок.Земля пр..несла свои богатые плоды и теперь точно соб…рается на покой и отдых.

Д…рога мягкая словно хороший ковер. Дожди см..чили землю и теперь онаскрадыва…т и топот конских к…пыт и ш…рох собачьих ног. Лес сильно пор…дел но но все еще роскош…н в своем осен…ем уборе. Яркими пол…сами уходят (в)даль сизые, покрытые ночной р…сой зеленя. В глубоко дыщ…щую грудьпроникает густой воздух и пряный ар…мат ув…дающей листвы.

То появит…ся в разрывах обл…ков солнце то опять закро…т его свет ихбегущая масс..а. Вот поб…жал по вершинам д…ревьев солнечный луч… и (красно)лиловая листва заискрилась забл…стала.Потом луч.. сош…л с леса побежал по полям по рыж…му жнивью засв…ркал на яркой зелени озимей.(За)тем взл…тел на пр…горок пропал пок…зался еще раз и скоро потух скрывшись (по)ту сторону возвышен…ости. На (не)которое время все опять поблекло пот…мнело. Потом туч…ки опять сошлт открыли солнце и (во)все стороны поб…жали широкие просторные з…лотые полосы.

Задания к тексту:


  1. Озаглавьте

  2. Докажите, что это текст

  3. Определите тему и основную мысль.

  4. Определите стиль и тип.

  5. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  6. Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне.

  7. выпишите из текста примеры сравнений.

  8. Подберите синонимы к словам: мягкая (дорога), густой(туман).

  9. Произведите морфологический разбор одного причастия.

10.Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните грамматические основы.

Приложение 2Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Рабочая программа по русскому языку 9 класс


© 2010-2022