Урок по литературе Тема урок: «Жизнь - череда выборов. » («Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Чичиков приобретает)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд № 1.

Тема урок: «Жизнь - череда выборов. »

Неизвестный автор


(« Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Чичиков приобретает)

Эпиграфы:

А, верно, она существовала и, верно, было мне

назначение высокое, потому что я чувствую

в душе моей силы необъятные.

М. Ю. Лермонтов.

Герой нашего времени

У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества.

. Г Гейне

Слайд № 2.

Место урока: обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста.

Цели урока:

  • Образовательные:

    • организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью определить личностные качества характера Онегина, Печорина, Чичикова;

    • провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;

    • доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

  • Развивающие:

    • формировать у школьников умение целеполагания;

    • развивать навыки анализа произведений, делать обобщающие выводы.

  • Воспитательные:

    • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

    • развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

    • воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

).

Слайд № 3.

Слово учителя

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Слайд № 4

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. Сегодня мы будем раскрывают поставленные цели урока ,опираясь на три произведения. Которые помогут ответить на многие нас волнующие вопросы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 5

Как представляет автор Онегина?

Автор представляет Онегина в качестве своего «доброго приятеля». В Онегине, Автора привлекают его «неподражательная странность, резкий охлажденный ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердцах жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравятся Автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные эпиграммы.

Слайд 6

Меняется ли Онегин в продолжении романа?

На протяжении романа образ Онегина кардинально меняется. В конце повествования это уже не тот повеса, который, устав от пиров и балов, все критикует. Евгений узнал жизнь настоящую, а не карнавал. Он научился подчиняться обстоятельствам, а не игнорировать их. Глубокие и искренние переживания делают героя богаче духовно. Наблюдательный человек и тонкий психолог, Онегин при первой же мимолетной встрече оценил Татьяну. Но обстоятельства, его эгоизм и покорность традициям того общества, которое он презирает, разлучают их. Встретившись безнадежно поздно, герои понимают, что «счастье было так возможно», но они сами его упустили. Онегин поступил с героиней благородно, но недальновидно. Ему и в голову не могло прийти, что через несколько лет он будет умирать от любви к этой «простушке», «сельской девочке». Да, такова его судьба. Он везде лишний, страдающий глубоко и искренне от своей ненужности

Слайд 7

Какого человека изображает Пушкин в лице Онегина?

Таким образом, Онегин - человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статьях о Пушкине В.Г.Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста, и это, на мой взгляд, очень точное определение. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он этого хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.

Слайд 8

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а «страдающего». Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. «Тоскующая лень» - вот основная черта и беда его характера. «Упорный труд ему был тошен» - это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится

Слайд 9

На каких качествах Печорина сосредотачивает внимание М.Ю.Лермонтов?

Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредотачивает взгляд на его нравственных позициях. Впечатление «разорванности» повествования отражает мысль о «разорванности» жизни героя, отсутствии в ней объединенного начала, большой цели, в движении к которой мог бы выстраиваться его жизненный путь. Вся жизнь Печорина проходит в погоне за новой целью, которая каждый раз приводит к разочарованию. Этот вечный поиск отражает не только особенности данного конкретно-исторического характера, но и саму эпоху с ее драматическими исканиями человеческого духа.

Слайд 10

Какие стороны характера раскрываются в разных главах?

Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологическая проблема романа Лермонтова. Человек, отказывающийся себя по тем же законам, по которым судит окружающих, вообще теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Человек отвечает за каждый свой шаг - это основа нравственности. И эта основа утрачена Печориным.

В «Бэле» Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой.

В «Тамани» он позволяет себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов» - и заставляет их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика.

В «Княжне Мери» вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает наладившуюся жизнь Веры.

В «Фаталисте» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратив главное - моральные ориентиры, систему нравственных ценностей, идею духовного равенства.

Слайд 12

Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла, испарилась, умерла». Вот истинная трагедия Печорина: ощущая свою душевную неполноценность, он не видит ее причин, обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Свободу Печорин понимает упрощенно: как свободу от брачных уз, от дружеских привязанностей. Он ищет свободу в одиночестве, в бесконечных скитаниях, т.е. находит лишь внешние признаки свободы. Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим совершать не только безнравственные поступки, но и судить себя за это. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы находятся всегда два человека, один из которых действует, а другой - сидит.

Слайд 13

В чём видит смысл жизни Чичиков?

Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но для Чичикова деньги - средство, а не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную задачу, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.

Слайд 14

Что свойственно образу Чичикова?

Слайд 15

Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Он может поддержать любой разговор и при этом говорит "ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует." К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой особый подход. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков очень легко "перевоплощается", меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.

Слайд 16-17

Вывод:

10 ошибок при выборе жизненного пути

Ошибка 1. Отсутствие выбора

Как это ни странно, но большинство людей прямо не делают выбора о том, каким путем они пойдут по жизни.

Ошибка 2. Ожидание чуда

Что-то такое изменится в жизненном механизме и вокруг возникнет прекрасный сад полный цветущих роз. Только не сегодня.

Ошибка 3. Упорная работа белки в колесе

В этом случае человек готов работать, но сам не знает чего он хочет.

Ошибка 4.

Мечта о том, что можно провернуть какую-нибудь удачную аферу и получить сразу все: деньги, славу и полконя в придачу.

Ошибка 5.

Его никто не понимает и не хочет понимать, но он обижен на весь белый свет и считает, что когда-нибудь его умение еще пригодится.

Ошибка 6.

Я человек маленький.В этом случае человек уверяет себя, что от него лично ничего не зависит, поэтому, где он сидит и что делает, это уже все определено и изменить это никак нельзя.

. Ошибка 7.

Поиск виноватых О, тут есть, где развернуться! Найти виноватых в неудачной траектории своей жизни не просто, а очень просто.

Ошибка 8.

Кто бы решил мои проблемы. Очень удобная позиция снимания полной ответственности за все, что с собой происходит как-нибудь.

Ошибка 9.

Все неудачи в жизни приписываются тем людям, с кем человек контактирует.

Ошибка 10.

Жизнь бессмысленна и беспощадна. И, наконец, можно попасться на самую нелепую ошибку. Сунувшись сразу в пекло и опалив крылышки, человек решает, что жизнь - это ужасная штука и ловить здесь нечего. Куда ни кинь, всюду клин.

И для чего тогда жить?



Слайд 18

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений самую важную роль и влияние играет выбор жизненного пути. Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях.

Ученые считают ,что человек живет ради самореализации. Занятие наполняет жизнь смыслом, помогает ощутить себя ценным, значимым в обществе.

В мире нет двух абсолютно одинаковых людей, у каждого свой путь проб и ошибок. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

Независимо какой путь выбирает человек, сам поиск делает человека личностью. Без поиска своего занятия человек не может осознавать отношение к жизни общества.

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт.

Конфуций

У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека - выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.

Виктор Франкл

Рефлексия

Итоги

  1. Оценка ответов.

Замечания учащихся учителю, себе


© 2010-2022