Рабочая программа по русскому языку

Пояснительная записка.    1.Об учебной программе.                      Статус документа Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Москва «Просвещение» 2010 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язык...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени П.П. Грицая ст. Солдатской»

Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской республики



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МО заместитель директора

Протокол № ___ школы по УВР Приказ № ___

от «____»________2014г. «____»_________2014г. от «____»_________2014г.

Руководитель МО Директор УО

----------------------------- ------------------------------ -----------------------------

Сидоренко С.А. Евсейченко М.С. Герасименко Т.Л.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 7 «А» КЛАССА

(базовый уровень)


преподавателя русского языка и литературы

Волковой Юлии Сергеевны







ст. Солдатская


2014-2015 учебный год


.



Пояснительная записка.

1.Об учебной программе.

Статус документа Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

Москва «Просвещение» 2010 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций

2. О количестве учебных часов.

Примерная программа по русскому языку предусматривает 140 часов в год. Настоящая рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю). С целью более качественного усвоения материала учащимися 1 час добавлен за счёт регионального компонента. Из 175 часов 28 часов отводится на уроки развития речи, 6 часов отводится на проведение контрольных диктантов, контрольных сочинений-2, контрольных изложений-2.

3. Об используемом учебно-методическом комплекте.

Используется следующий учебно-методический комплект и дополнительная литература:

Учебно- методический комплекс:

  • учебник для 7 класса, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Москва, «Просвещение»,2008 г.

  • Егорова, Шадрина « Поурочные разработки по русскому языку»

  • Тесты по русскому языку для 7 класса под ред. М.П.Книгина;В.И.Капинос;М.Н. Махониной

  • Сборник диктантов под редакцией Н.Ткаченко

  • 2 рабочих тетради, 1 тетрадь по развитию речи, 1 для контрольных работ;

Электронные носители:

  • Толковый словарь Даля

  • Репетитор « Русский язык» Весь школьный курс

  • Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс

Справочная литература

Настенные таблицы

Раздаточный материал, карточки, тесты

4. Цели и задачи, основные принципы.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

  • Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

  • В 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, служебных частей речи и междометия.

  • В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределены между грамматическим материалом.

Цели обучения русскому языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • Формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

    • Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  1. Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  • Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  • Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Принцип построения - концентрический.

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

5. Планируемый результат.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Ученики, закончившие 7 класс, должны знать:

  • определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами;

  • выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты;

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и

связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова
    местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

6. Система контроля оценивания:

Элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

«2»

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 - 2 ошибки

«3»

3 - 4 ошибки

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида










Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение изученного в начальных классах

15

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие.

33

2

6

Деепричастие.

11

2

Наречие.

34

1

6

Категория состояния

6

2

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Предлог.

13

0

2

Союз.

18

1

2

Частицы.

23

1

3

Междометие.

4

Повторение и обобщение изученного

17

2

ИТОГО

175

6

28










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем



Всего часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактическая

Уроки развития речи

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Примечание

1 четверть


Введение

1


1

Русский язык как развивающееся явление.



Повторение изученного в 5 - 6 классах

15

2

1

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.


3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.


4

Пунктуация. Пунктуационный разбор.


5

Лексика и фразеология.



Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.


6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.



Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.


7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.


8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.


9

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.


10

Р.Р. Текст.


Р.р.

11

Р.Р.Стили литературного языка.


Р.р.

12

Контрольный диктант № 1.


К.д.

13

Анализ диктанта



Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие.

33

6

2

14

Причастие как часть речи.


15

Причастие как часть речи.


16

Р.Р.Публицистический стиль.


Р.р.

17

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.



18

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий


19

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.


20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.


21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми


22

Р.Р.Описание внешности человека.


Р.р.

23

Действительные и страдательные причастия.


24

Краткие и полные страдательные причастия.


25

Действительные причастия настоящего времени.


26

Действительные причастия настоящего времени.


27

Действительные причастия прошедшего времени.


28

Р.Р.Изложение с изменением действующего лица.


Р.р

29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени


.

30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.


31

Страдательные причастия прошедшего времени.


32

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.


33

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


34

Одна буква Н в отглагольных прилагательных.


35

Р.Р.Выборочное изложение с описанием внешности человека (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).


Р.р

36 -

37

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий


38

Одна и две буквы НН в кратких отглагольных прилагательных


.

39

Морфологический разбор причастия.


40

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.


41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.


42

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


43

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.



44

Р.Р.Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».


Р.р.

45

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


46

Повторение по теме «Причастие».



47

Повторение по теме «Причастие».


К.д.

48

Контрольный диктант № 2


49

Анализ диктанта



Деепричастие.

11

2

50

Деепричастие как часть речи.


51

Деепричастный оборот.


52

Запятые при деепричастном обороте.


53

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.


54

Деепричастия несовершенного вида.


55

Деепричастия совершенного вида.


56

Деепричастия совершенного вида.


57

Р.Р. Сочинение- рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.


Р.р.

58

Р.Р. Сочинение- рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.


Р.р.

59

Морфологический разбор деепричастия.


60

Повторение по теме «Деепричастие».


61

Контрольный диктант № 3.



Наречие

34

6

1

62

Анализ диктанта.Наречие как часть речи


63

Смысловые группы наречий.


64

Р.Р. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег»).


Р.р.

65

Степени сравнения наречий.


66

Степени сравнения наречий.


67

Морфологический разбор наречия.


68

Р.Р. Сочинение- рассуждение на тему «Прозвища».


Р.р.

69

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О -Е.


70

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е.


71

Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий.


72

Одна и две буквы Н в наречиях на -О, -Е.


73

Одна и две буквы Н в наречиях на -О, -Е.


74

Р.Р. Описание действий.


Р.р.

75

Контрольный диктант № 4


К.д.

76

Анализ диктанта


77

Буквы О, Е после шипящих на конце наречий.


78

Буквы О, Е после шипящих на конце наречий.


79

Буквы О, А на конце наречий.


80

Контрольный диктант № 4



Анализ диктанта

81

Буквы О, Е после шипящих на конце наречий.


82

Буквы О, Е после шипящих на конце наречий.


83

Буквы О, А на конце наречий.


84

Дефис между частями слова в наречиях.


85

Дефис между частями слова в наречиях.


86

Приставки у наречий, образованных от существительных и числительных.



87

Слитное, раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.


88

Слитное, раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.


89

Мягкий знак на конце наречий.


90

Мягкий знак на конце наречий.


91

Повторение по теме «Наречие».


92

Повторение по теме «Наречие».


93

Контрольный диктант № 5.


К.д.

94

Работа над ошибками.



Категория состояния.

6

1

95

Категория состояния как часть речи.


96

Категория состояния как часть речи


97

Морфологический разбор категории состояния.


98

Р.Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля»).


Р.р.

99

Повторение по теме «Категория состояния»



Служебные части речи.

1


100

Самостоятельные и служебные части речи.



Предлог.

13

2

101

Предлог как часть речи.


102

Предлог как часть речи.


103

Употребление предлогов.


104

Употребление предлогов.


105

Непроизводные и производные предлоги.


106

Непроизводные и производные предлоги.


107

Р.Р. Рассказ -репортаж на основе увиденного на картине (А. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу.


Р.р.

108

Р.Р. Рассказ -репортаж на основе увиденного на картине (А. В. Силкина «Детская спортивная школа») по данному началу.


Р.р.

109

Простые и составные предлоги.


110

Морфологический разбор предлога.


111

Слитное и раздельное написание производных предлогов.


112

Слитное и раздельное написание производных предлогов.


113

Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»



Союз.

17

2

1

114

Союз как часть речи.


115

Простые и составные союзы.


116

Союзы сочинительные и подчинительные.


117

Запятая между предложениями в союзном сложном предложении.


118

Запятая между предложениями в союзном сложном предложении.


119

Сочинительные союзы.


120

Сочинительные союзы.


121

Подчинительные союзы.


122

Подчинительные союзы.


123

Морфологический разбор союза.


124

Р.Р. Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему «Книга- наш друг и советчик».


Р.р.

125

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.


126

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.


127

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.


128

Повторение сведений о предлогах и союзах.


129

Контрольный диктант № 6.


К.д.

130

Работа над ошибками.




2

1

131

Частица как часть речи.


132

Разряды частиц.


133

Формообразующие частицы.


134

Смысловые частицы.


135

Смысловые частицы.


136

Смысловые частицы.


Р.р.

137

Р.р. Сочинение «как мне стать чемпионом»


138

Раздельное и дефисное написание частиц.


139

Раздельное и дефисное написание частиц.


140

Морфологический разбор частицы.


141

Отрицательные частицы НЕ и НИ.


142

Отрицательные частицы НЕ и НИ.


143

Различение частицы и приставки НЕ-.


144

Р. Р. Сочинение- рассказ по данному сюжету.


Р.р.

145

Р. Р. Сочинение- рассказ по данному сюжету.


Р.р.

145

Различение частицы и приставки НЕ-.


146

Различение частицы и приставки НЕ


Р.р

147

Р.Р. устное - сочинение выступление на тему : «Моя природа»


Р.р

148

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.


149

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.


150

Повторение по теме «Частицы».


151

Контрольный диктант № 7.


К.д.

152

Работа над ошибками к/д.



Междометие.

4


153

Междометие как часть речи.


154

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.


155

Производные междометия.


156

Междометия в художественной речи.



Повторение изученного в 7 классе

14

2

157

Разделы науки о русском языке.


158

Р.Р. Текст. Стили речи.


Р.р

159

Р.Р. Контрольное сочинение на предложенную тему.


Р.р

160

Р.Р. Контрольное сочинение на предложенную тему.


161

Фонетика. Графика.


162

Лексика и фразеология.


163

Морфемика. Словообразование.


164-166

Морфология.





167

Орфография.


168

Орфография.


169

Орфография.


170-171

Синтаксис.



172

Пунктуация


173

Пунктуация


174

Пунктуация.


175

Заключительный урок.







© 2010-2022