Конспект мастер-класса «Технология развития критического мышления через чтение и письмо на стадии рефлексии. Прием «Синквейн»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Технология развития критического мышления через чтение и письмо на стадии рефлексии. Прием: «Синквейн».

Вагаева Ольга Владимировна

Орг.момент

  1. - Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, челны жюри, коллеги! Ближайшие 15 минут мы проведём вместе, я надеюсь, с пользой и хорошим настроением!

Ни для кого не секрет, что самым трудным предметом в школе ученики

считают русский язык, а любимым - очень немногие. Да и нам, учителям

приходится порой испытывать неудовлетворённость преподаванием этого

предмета.

Конечно, русский язык - сложный школьный предмет, и первостепенной

задачей учителя-словесника является воспитание любви к языку, т.е.

воспитание интереса к его глубокому изучению. В связи с этим я хотела бы

вам рассказать известную притчу:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в

котором жил один великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко

вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе.

И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него

ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых

ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая

бабочка у меня в руках - живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я

сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет - мёртвая, я раскрою

ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и

случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и

отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о

мудрейший, - живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно

был умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…».

Действительно, уважаемые коллеги, всё в наших руках: какие приёмы и

методы использовать на уроке, как найти «ключик» к каждому ребёнку,

раскрыть заложенные в нём возможности, как активизировать деятельность

учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным?

Итак, тема моего мастер-класса: « Технология развития критического мышления через чтение и письмо на стадии рефлексии. Прием: «Синквейн».

2 слайд

Приём составления синквейна относится к технологии развития критического мышления.

Синквейн - стихотворная форма, основанная на рефлексии и построенная «по правилам».

Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения.

3 слайд

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач:

  • инструмент для синтезирования сложной информации;

  • способ оценки понятийного багажа учащихся;

  • средств развития творческой выразительности.

4 слайд

Синквейн может быть предложен:

-как индивидуальное самостоятельное задание,

-для работы в парах,

-для работы в группах,

-как коллективное творчество.

Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя.

5 слайд

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

6 слайд

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

7 слайд

Традиционный синквейн

состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:

его слоговая структура - 2-4-6-8-2,

всего 22 слога

(в хайку 17, в танка - 31)

8 слайд

Правила построения синквейна

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

9 слайд

Синквейн - форма свободного творчества.

Требования к автору:

- нахождение в информации существенных элементов,

-формулировка выводов.

10 слайд

Синквейн -

вырабатывает способность к анализу;

не требует больших временных затрат;

сочетает элементы основных образовательных систем:

-информационной,

-деятельностной,

- личностно - ориентированной.

11 слайд

Варианты работы с синквейном:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)
- коррекция и совершенствование готового синквейна
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы или без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить

По этому алгоритму легко составить синквейн на любую тему. Давайте все вместе придумаем синквейн на тему «Школа»

первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. - Учитель

Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. - Умный, талантливый

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. -Творит, выдумываем, требует.

Четвертая строка - фраза из четырех слов - выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Сеет разумное, доброе, вечное.

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. - Садовник

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Самостоятельная работа

Тема синквейна: Конкурс «Учитель года »

Нужный, творческий,

Дисциплинирует, объединяет, поучает,

Смотр педагогического мастерства учителей.

Испытание.

Заслушать несколько вариантов

Закончить мастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшнего конкурса:

Мастер-класс

Волнующий, интересный,

Учит, вдохновляет, показывает,

Мысли будоражит, уверенность пробуждает.

Полезно.





© 2010-2022