- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы
Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолаева И.И. |
Дата | 02.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 7 классе.
Тема: Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы.
Цель: 1) способствовать развитию мышления чрез чтение и письмо, развитию эстетического вкуса и творческих способностей уч-ся;
2) обучать навыкам литературного анализа текста;
3) воспитывать любовь к родной земле.
Оформление: слайды с изображением степи, музыкальное сопровождение «Кюй Курмангазы», «Степь да степь кругом».
Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока.
-
Оргмомент. Целеполагание. Эмоциональный настрой.
-
Побуждение к мотивации (живое слово учителя):
Бескрайняя даль, приволье, нерушимость основ бытия, монотонность ощущения - классическая картина степи, которая меняется весной. Начинается пора цветения, и степь превращается в разноцветную равнину, наполненную звуками и запахами. Многообразие жизни степи запечатлели русские и казахские поэты и писатели. В их произведениях степь изображена пробуждающейся после суровой зимы, пышно цветущей весной, сухой и жаркой, выжженной солнцем летом, дневной и вечерней…
-
Выразительное чтение учителем стихотворений А.Фета «Степь вечером» и П.Васильева «Затерян след». Выполнение заданий:
-
Определить вид степного пейзажа (естественный, спокойный, дневной, вечерний, национальный).
-
В каком стихотворении описана казахская степь? Назовите приметы. П. Васильев «Затерян след в степи солончаковой»
-
Почему А. Фет сравнивает степь с морем? Бескрайняя даль, колышущийся ковыль похож на морские волны, ощущение свободы и величия.
-
Выразительное чтение учащимися стихотворений Никитина «Весна в степи», Сурикова «Степь», Абая «Осень».
Выполнение заданий в рабочих тетрадях с последующей презентацией:
-
Опишите ваши впечатления. Схожи ли они с авторским видением?
-
Опишите картины природы, найдите средства художественной выразительности.
-
Укажите общее и различие в идейно - тематическом плане стихотворений.
5. Работа в группах. Анализ фрагмента рассказа Чехова «Степь». Чтение и составление опорной схемы - конспекта на ватманах с последующей презентацией:
первая группа - растительный мир степи, вторая - животный мир, третья - звуки степи, четвёртая - запахи степи, пятая - цветопись степи.
Итоговый вопрос по заданию: похожа ли степь России на казахскую степь? Чем?
6. Рефлексия. Написание сочинения - эссе «Моя родная степь».
- Ребята, вспомните, что вы ощущаете, когда бываете в степи?
Расскажите об этом в своём сочинении.
Затем приглашаются желающие на «авторский стул».
Итоговое задание: описать одним словом свои впечатления от урока, используя существительные, прилагательные, наречия, глаголы.