Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы

Урок литературы в 7 классе. Тема: Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы. Цель: 1) способствовать развитию мышления чрез чтение и письмо, развитию эстетического вкуса и творческих способностей уч-ся; 2) обучать навыкам литературного анализа текста; 3) воспитывать любовь к родной земле. Оформление: слайды с изображением степи, музыкальное сопровождение «Кюй Курмангазы», «Степь да степь кругом». Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо. Ход урока. 1. Оргмомент. Целеполагание. Эмоциональный настрой. 2. Побуждение к мотивации (живое слово учителя): Бескрайняя даль, приволье, нерушимость основ бытия, монотонность ощущения – классическая картина степи, которая меняется весной. Начинается пора цветения, и степь превращается в разноцветную равнину, наполненную звуками и запахами. Многообразие жизни степи запечатлели русские и казахские поэты и писатели. В их произведениях степь изображена пробуждающейся после суровой зимы, пышно цветущей весной, сухой и жаркой, выжженной солнцем летом, дневной и вечерней… 3. Выразительное чтение учителем стихотворений А.Фета «Степь вечером» и П.Васильева «Затерян след». Выполнение заданий: Ø Определить вид степного пейзажа (естественный, спокойный, дневной, вечерний, национальный). Ø В каком стихотворении описана казахская степь? Назовите приметы. П. Васильев «Затерян след в степи солончаковой» Ø Почему А. Фет сравнивает степь с морем? Бескрайняя даль, колышущийся ковыль похож на морские волны, ощущение свободы и величия. 4. Выразительное чтение учащимися стихотворений Никитина «Весна в степи», Сурикова «Степь», Абая «Осень». Выполнение заданий в рабочих тетрадях с последующей презентацией: Ø Опишите ваши впечатления. Схожи ли они с авторским видением? Ø Опишите картины природы, найдите средства художественной выразительности. Ø Укажите общее и различие в идейно – тематическом плане стихотворений. 5. Работа в группах. Анализ фрагмента рассказа Чехова «Степь». Чтение и составление опорной схемы – конспекта на ватманах с последующей презентацией: первая группа – растительный мир степи, вторая – животный мир, третья – звуки степи, четвёртая – запахи степи, пятая – цветопись степи. Итоговый вопрос по заданию: похожа ли степь России на казахскую степь? Чем? 6. Рефлексия. Написание сочинения – эссе «Моя родная степь». - Ребята, вспомните, что вы ощущаете, когда бываете в степи? Расскажите об этом в своём сочинении. Затем приглашаются желающие на «авторский стул». Итоговое задание: описать одним словом свои впечатления от урока, используя существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе.

Тема: Поэтика степи в произведениях русской и казахской литературы.

Цель: 1) способствовать развитию мышления чрез чтение и письмо, развитию эстетического вкуса и творческих способностей уч-ся;

2) обучать навыкам литературного анализа текста;

3) воспитывать любовь к родной земле.

Оформление: слайды с изображением степи, музыкальное сопровождение «Кюй Курмангазы», «Степь да степь кругом».

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Целеполагание. Эмоциональный настрой.

  1. Побуждение к мотивации (живое слово учителя):

Бескрайняя даль, приволье, нерушимость основ бытия, монотонность ощущения - классическая картина степи, которая меняется весной. Начинается пора цветения, и степь превращается в разноцветную равнину, наполненную звуками и запахами. Многообразие жизни степи запечатлели русские и казахские поэты и писатели. В их произведениях степь изображена пробуждающейся после суровой зимы, пышно цветущей весной, сухой и жаркой, выжженной солнцем летом, дневной и вечерней…

  1. Выразительное чтение учителем стихотворений А.Фета «Степь вечером» и П.Васильева «Затерян след». Выполнение заданий:

  • Определить вид степного пейзажа (естественный, спокойный, дневной, вечерний, национальный).

  • В каком стихотворении описана казахская степь? Назовите приметы. П. Васильев «Затерян след в степи солончаковой»

  • Почему А. Фет сравнивает степь с морем? Бескрайняя даль, колышущийся ковыль похож на морские волны, ощущение свободы и величия.

  1. Выразительное чтение учащимися стихотворений Никитина «Весна в степи», Сурикова «Степь», Абая «Осень».

Выполнение заданий в рабочих тетрадях с последующей презентацией:

  • Опишите ваши впечатления. Схожи ли они с авторским видением?

  • Опишите картины природы, найдите средства художественной выразительности.

  • Укажите общее и различие в идейно - тематическом плане стихотворений.

5. Работа в группах. Анализ фрагмента рассказа Чехова «Степь». Чтение и составление опорной схемы - конспекта на ватманах с последующей презентацией:

первая группа - растительный мир степи, вторая - животный мир, третья - звуки степи, четвёртая - запахи степи, пятая - цветопись степи.

Итоговый вопрос по заданию: похожа ли степь России на казахскую степь? Чем?

6. Рефлексия. Написание сочинения - эссе «Моя родная степь».

- Ребята, вспомните, что вы ощущаете, когда бываете в степи?

Расскажите об этом в своём сочинении.

Затем приглашаются желающие на «авторский стул».

Итоговое задание: описать одним словом свои впечатления от урока, используя существительные, прилагательные, наречия, глаголы.


© 2010-2022