Урок русского языка Двойная роль букв е, ё, ю, я

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скрипова Г.Н. -учитель русского языка и литературы КГУ «ШГ №35» г.Экибастуза


Урок русского языка 5 класс.

Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Планируемые образовательные результаты: знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Ресурсы: Раздаточные карточки с заданиями, теоретическая тетрадь, листы оценивания, учебник маркеры, стикеры.

План урока.

I. Разминка. Создание колаборативной среды. «Дерево понятий»

II. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.

III. Проблемно-поисковый этап:

Определение темы и цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы. Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению практической работы «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

IV. Презентация полученных результатов. Устный монологический рассказ представителей каждой группы - отчет о выполнении заданий с использованием материалов практической работы, демонстрационных таблиц.

V. Выполнение тестовых заданий, самоконтроль.

V I. Подведение итогов урока учителем. Домашнее задание.

Ход урока

I. Разминка. Создание коллаборативной. Упражнение «Я дарю тебе свою улыбку».

Учитель: Ребята, напишите на стикерах, что вы ожидаете от урока сегодня и наклейте на «Дерево понятий».

II. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.

1.«Мозговой штурм». Работа в парах.

Учитель: Вспомните и расскажите друг другу все, что вы изучили по теме «Фонетика».

2.Цифровой диктант. Да-1. Нет-0.

1.Фонетика - это наука о словарном составе языка. 0

2. Гласные звуки - это звуки полностью, состоящие из голоса. 1
3.Органами речи являются сердце, желудок. 0

4. Звонкие согласные - это звуки, состоящие из голоса и шума. 1

5. Согласные звуки могут быть ударными и безударными. 0

6.Алфавит - это буквы, расположенные в определенном порядке. 1

7. В русском алфавите 33 звука. 0

8. Сильная позиция, когда гласные звуки в ударном слоге произносятся отчетливо. 1

9. Гласные звуки могут твердыми и мягкими. 0

10. Буква-это графические знаки для обозначения звуков на письме. 1

Ключ. 0101010101

Критерии.

9-10 - «5» , 6-8 - «4», 5-4 -«3», ниже 5 -«2»

Учитель: Оцените результаты друг друга. Занесите ответы в оценочный лист.

II. Проблемно - поисковый этап.

Учитель: Итак, мы продолжаем с вами изучать удивительный мир фонетики русского языка, мир звуков.

Сегодня мы будем работать с необычными, удивительными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Как вы думаете, в чем заключается необычность этих букв?

Оригинальность их в том, что они могут выполнять двойную роль: обозначать один или два звука. Запишите тему урока. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

(Падают, землю; блестящим, инеем; тени; я, мягким).

Учитель: Нам сейчас необходимо решить важную задачу. Подумайте и сформулируйте, какую задачу мы будем решать на уроке? Всегда ли эти буквы обозначают два звука? В каких случаях один?

В ходе обсуждения учитель записывает на доске, а учащиеся - в тетрадях.

Задача:

Определить фонетические позиции, при которых буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук или два.


Учитель организует работу групп учащихся. Группы получают задания составить постер, используя материалы учебника «Двойная роль букв е, ё, ю, я».


Один звук [Э, О, У, А]

Два звука [Й] + [Э, О, У, А]

После согласных

мЁд [м'От] лЮк [л'^к] нЯнЯ [н'Ан'А] лЕс [л'Эс]

1. В начале слова

Ёж [Й'Ош] Ель [Й'Эл'] Юг [Й'Ук] Яд [Й'Ат]

2. После разделительных Ь и Ь

шьЮ [шЙ'У] льЁт [л'Й'От] объ ЯтьЯ [обЙ'Ат'Й'А]

3. После гласного

маЯк [маЙ'Ак] твоЁ [тваЙ'О] каЮта



[каЙ'Ута]

Прием «Карусель». Учащиеся передают постеры по часовой стрелке. Каждая группа оценивает работу предыдущей группы (ставит звезду) и вносит свои дополнения.

III. Этап рефлексии.

Учащиеся озвучивают результаты, представляют свои постеры.

Физминутка

Проверка усвоения материала.

Тест.

1.Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

2.Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

3.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

4.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

5.В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

6.Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8 б) 9 в) 10

7.В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

Правильные ответы

1. б) ёжик

2. в) мята

3. в) терка

4. б) скользкий

5. б) 9

6. б) фиолетовый

7. б) каёмка

"5" - 7 баллов.

"4" - 5 - 6 баллов.

"3" - 4 балла.

Лидеры групп работают над составлением ключа к тестам и после выполнения теста учащимися возвращаются в группы и оценивают работы членов группы.

Заключительная беседа. Подведение итогов. Учащиеся заполняют оценочные листы. Выводят итоговую оценку.

Учитель. Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - смайлик с улыбающимся лицом, нет - смайлик с грустным лицом.

Домашнее задание:

А) упражнение в учебнике №

В) Сочините сказку о буквах-артистках е, ё, ю, я «Эти удивительные буквы…..»



Оценочный лист

Ф.И. ученика

Цифровой

диктант

Составление постера

Тест

Кол-во баллов

-5 - 4 -3
































© 2010-2022