Уроки литературы в 10 классе по творчеству Ф. Тютчева и А. Фета с применением ИКТ

«Усилить бой бестрепетных сердец«Разработка предлагает методические рекомендации уроков литературы в 10 классе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (3 часа). Уроки проходят в форме эвристического семинара, предполагают обучение анализу стихотворений,  В материалах также предлагается Рабочая тетрадь. Уроки предполагают разные формы деятельности учащихся: индивидуальную работу с применением ИКТ, групповую работу при анализе стихотворений и создание творческого проекта(ролик-ассоциация), варианты в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ Ф.И ТЮТЧЕВА

Даты

Города

События

Знакомства и встречи

05.1803

До 1819 г

22.02 1818

1819-1821

1822

1826

1836

1837

28.09 1838

17.07 1839

1844

1850

1854

1858

1864

1868

1870

1872

27.07 1873


Специфические особенности биографии Ф.И.Тютчева

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«РЕКОНСТРУКЦИЯ» СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И.ТЮТЧЕВА «ОСЕННИЙ ВЕЧЕР»

Есть в светлости осенних вечеров

__________________, ____________________прелесть

_______________________, блески пестрота дерев

_________________листьев_____________, ___________шелест,

_______________________и_____________лазурь

Над___________________землею

И, как предчувствие__________________бурь,

__________________ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и над всем

Та _________________улыбка увяданья,

Что в существе__________________мы зовем

_____________________стыдливостью страданья

КАК ИЗОБРАЖАЕТ ПОЭТ ВРЕМЕНА ГОДА? В КАКИХ СТИХОТВОРЕНИЯХ?

ВЕСНА____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕТО_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСЕНЬ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗИМА____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ стихотворения "Проблеск" (1825) пытаясь проникнуть в тайну природы, поэт обращается к жизни человека, находя в ней аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя

- Что такое "проблеск"?

______-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

__

1. Определите композицию стихотворения.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выделите характерные образы тютчевской поэзии в пер­вой строфе. Прокомментируйте их.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Охарактеризуйте лирического героя.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-Как поэт описывает само таинство преображения?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какими cpeдствами поэт подчёркивает значимость происходящего ?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Проследите, как развиваются поэтические образы части II.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ стихотворения «Фонтан».

Как поэт описывает фонтан

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Назовите контекстный синоним к слову «фонтан»---------------------------------------Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Водомёт» - это устаревший синоним слова «фонтан»»

- Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дайте толкование слов

Рваться --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------незримо-роковая -

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

луч упорный - --------------------------------------------------------------------------------------------------------------преломляя --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------уничтожь, свергает ------------------------------------------------------------------------------------------------------.что можно описать словами: дым пламенеет, дробится клубится, огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приведите примеры

анафор----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

метафор---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

аллитераций--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как меняется поэтическая интонация, почему?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились»

Стихотворение состоит из двух строф.

1. Анализ первой строфы

Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оцените значение эпитетов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Проанализируйте значение глагола "смесились".

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перед нами не просто словесные образы, а как бы реальный cyмрак на исходе реального дня, в реальной комнате, где слышен "мотылька полёт незримый". Удивительный дар поэта находить много! с смысловые слова придаёт первому стиху характер какого-то неясного, сказанного шёпотом (аллитерация на свистящее "с"), не вполне ощутимого откровения. Реалии дневного мира растворяются: "цвет поблекнул, гул уснул"; само бытие человеческое становится зыбким: "Жизнь, движенье разрешились // В сумрак зыбкий, дальний гул..."

Проанализируем значение глагола "разрешились"

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Чем символичен образ "полёта незримого" мотылька?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прокомментируем последний стих первой строфы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Анализ второй строфы.

К кому обращается автор во второй строфе?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------В чём необычность этого стиха?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В чём особенность композиции стихотворения?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Таким образом, перед нами стихотворение о душе в сумерках и о Душе сумерек.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ А.А.ФЕТА

Даты

Города

События

Знакомства и встречи




















Найдите и укажите стихотворения, изображающие переходные состояния природы

  • ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответьте на вопросы, прочитав стихотворение «Шепот, робкое дыханье»

Какое содержание доносит это стихотворение в пределах исключительно малого объема строк?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какова степень подробности описаний происходящих из­менений в мире природы?

  • --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как переданы изменяющиеся отношения влюбленных?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Имеется ли логическая связь и непрерывность в цепи на­рисованных картин ?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В чем, на ваш взгляд, состоит необыкновенность формы этого стихотворения? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как поэту удается передать - без единого глагола процесс изменений в природе и душевном состоянии человека?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В чем вы видите своеобразие лексического, грамматиче­ского и синтаксического строя стихотворения? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какую роль играют в стихотворении долгие и короткие паузы? Где вы могли бы их расставить?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения? В чем заключается многозначность повторяющегося слова «заря»?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какие стилистические особенности стихотворения метко подмечены пародистами?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Чем можно объяснить редкостный шум вокруг «тихого» стихотворения? Полярность оценок?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что дало основание М.Е. Салтыкову-Щедрину говорить о «благоуханной свежести», а Л.Н. Толстому о мастерстве?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


© 2010-2022