Элективный курс по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »


«Рассмотрено»

На м/о учителей

_____________________

МБОУ «Дружбинская СОШ»

Протокол №

от «___»_______201__г.

«Согласовано»


Заместитель директора МБОУ «Дружбинская СОШ»

_______/___________/

«__»__________201_г.


«Принято»

Педагогическим советом

Протокол №

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»

______ /С.Г.Ащеулова/

Приказ №

от «____»_______201__г.




Элективный курс «Современная литература»



для 10 класса (базовый уровень)


наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень

( базовый, профильный - для 9-11 классов)


на 2013 - 2014 учебный год














Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы __________________


_______________________________


(Ф.И.О. педагога, название предмета,

квалификационная категории


Дружба 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.

Цель элективного курса "Современная литература" - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Элективный курс по литературе предполагает систематическое чтение художественных произведений и знакомство с новинками современной литературы. Задача курса - воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге - помочь становлению и формированию личности.

В соответствии с этим, целью элективного курса становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений; формированию личности, умеющей думать, сопереживать, способной за строкой литературного произведения видеть современную действительность, пропускать художественные произведения через свою душу.

Задача курса - заинтересовать ученика новейшей литературой, дать современному писателю современного читателя.

Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование представлений о литературе как

культурном феномене, занимающем специфическое

место в жизни человека;

- формирование эстетического вкуса как ориентира

самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности;

- развитие воображения творческих способностей,

инициативы;

- формирование положительных нравственных качеств

и высокой гражданской ответственности за

судьбу Отечества;

- развитие навыков устной и письменной речи,

умение четко и грамотно выступать перед аудиторией;

- развитие коммуникативных навыков:

Данная программа направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, чувств, воли, на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений современной литературы подчинен этим задачам. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов.

Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.

Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское признание авторов.

Программа содержит ряд тематических разделов, каждый из которых посвящен нескольким произведениям, изучаемым текстуально.

Программа направлена на выработку следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умением выразительного чтения;

- умение самостоятельно анализировать произведение и

давать ему оценку;

- умение грамотно отроить свое монологическое высказывание

и слушать мнение товарищей;

- умение выполнять письменные работы различных жанров.

В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и

возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение некоторых тем ( и их замена ), использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы.

Данный курс рассчитан на 35 часов.











Наименование раздела

Кол-во часов

Вн. чт.

Р/р

"Эти непростые 30-е годы"

2

Годы репрессий

4

"Остаться человеком в пламени войны"

12

Береги в себе человека

6

Человек и природа

2

Человек на Земле

3

Герой нашего времени

3

Массовая литература (детектив, фантастика, авантюрный роман)

3

ИТОГО

35











Календарно-тематический план




№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов (кол-во часов)

Форма контроля

"Эти непростые 30-е годы"

1-2

Крушение мечты о "всеобщем счастье". Тема "раскрестьянивая" в романах Б.Можаева "Мужики и бабы", С.Антонова "Овраги", С.Залыгина "На Иртыше".

2

Семинар

Годы репрессий

3-4

"…Сильней надежд мои воспоминанья". Жизнь и творчество В.Т. Шаламова. "Колымские рассказы".

2

беседа

5-6

"Былые годы в памяти не стерты". Г. Владимиров "Верный Руслан". С. Довлатов "Зона".

2

Дискуссия

"Остаться человеком в пламени войны"

7

Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е. Носова "Костер на ветру".

1

Беседа, пресказ

8-9

"Написанная кровью сердца…" Повесть К. Воробьева

"Это мы, Господи".

2

Пересказ, рецензия

10-11

В. Астафьев "Пастух и пастушка". Стихи Ю. Друниной

2

Пересказ, наизусть

12-14

"Афганская проза". С. Дышев "Да воздастся".

О Ермаков "Последний рассказ о войне", "Сапогами не вытоптать душу". К. Таривердиев "Ловушка»

3

Пересказ, беседа

15-16

"Сапогами не вытоптать душу!"

"Чеченская проза". А. Иванов "Вход в плен бесплатный", "Спецназ, который не вернется".

2

Беседа, пересказ

17-18

В. Маканин "Кавказский пленный".

А. Проханов "Чеченский блюз".

Сочинение - рецензия на прочитанную книгу

2

Сочинение

Береги в себе человека

19-20

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение. С.Залыгин "Уроки правнука Вовки",

"Ирунчик". Б. Екимов "Пиночет".

2

Сочинение-ецензия

21

Е. Носов "Яблочный спас", "Карманный фонарик". Нравственная красота простого человека.

1

Пересказ

22-23

"Малая проза". С. Бабаян "Моя вина", "Кучук - Ламбат". Проблема совестливости в человеке.

2

Пересказ

24

О нравственности языком поэзии. Э.Асадов,

А. Дементьев, Н. Рыленков, Н. Палагута, Е. Шварц,

Н. Жданов, Ю.Левитанский.

1

Наизусть

Человек и природа

25

С. Алексиевич "Чернобыльская молитва",

Г. Медведев "Чернобыльская тетрадь", Ю. Щербак

"Чернобыль". Боль за родную землю.

1

Пересказ

26

А. Варламов "Гора", " Байкал". Экологические и нравственные проблемы

1

Пересказ. беседа

Человек на Земле

27

Ф. Абрамов "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька".

Вопросы смысла жизни.

1

Пересказ, беседа

28-29

"Без Бога, без природы, без человека - ужас".

В. Астафьев "Людочка".

2

Пересказ

Герой нашего времени

30

А. Цветков "Герой рабочего класса". Проблема поиска героя времени. Судьба "растерянного" поколения 90-х годов.

1

Пересказ

31

В. Золотуха "Последний коммунист". Проблема "отцов" и "детей".

1

Пересказ, беседа

32

С. Довлатов "Чемодан". Ю.Трифонов "Обмен".

Русская интеллигенция в испытаниях времени.

1

Сочинение-рецензия

Массовая литература (детектив, фантастика, авантюрный роман)

33

"Игра с историей". По детективу Б. Акунина "Азазель".

1

Письменный отзыв

34

"Филологическая фантастика". По роману М. Успенского "Там, где нас нет". Жанр фэнтэзи.

1

Пересказ

35

"Игра в героя". По роману М. Веллера "Приключения майора Звягина". Плутовской роман.

1

Пересказ

ИТОГО

35


© 2010-2022