• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок русского языка в 7 классе (Комплексная работа над текстом) «Март. Песнь жаворонка» Повторение по теме «Наречие». Сочинение - миниатюра по музыкальным впечатлениям. ( П. И. Чайковский. «Времена года». «Март. Песнь жаворонка»)

Урок русского языка в 7 классе (Комплексная работа над текстом) «Март. Песнь жаворонка» Повторение по теме «Наречие». Сочинение - миниатюра по музыкальным впечатлениям. ( П. И. Чайковский. «Времена года». «Март. Песнь жаворонка»)

         Тема  урока.  Наречие.  Повторение. Цели  урока:    -  повторить  и   обобщить  знания  по  теме «Наречие»;                         -  отработать  умения  находить  и  применять                              на  практике  изученные  орфограммы;                         -  продолжить  работу  по  выработке  умений                              комплексного  анализа  текста;                         -  находить  художественно-выразительные  средства                              языка,  опр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Малый Узень

Питерского района Саратовской области»

Урок русского языка в 7 классе

(Комплексная работа над текстом)

« Март. Песнь жаворонка»

Повторение по теме «Наречие».

Сочинение - миниатюра

по музыкальным впечатлениям.

( П. И. Чайковский. «Времена года». «Март. Песнь жаворонка»).

Урок подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Байдулина Т. А

2012 год

Тема урока. Наречие. Повторение.

Цели урока: - повторить и обобщить знания по теме «Наречие»;

- отработать умения находить и применять

на практике изученные орфограммы;

- продолжить работу по выработке умений

комплексного анализа текста;

- находить художественно-выразительные средства

языка, определять их роль в художественном тексте;

- учиться выражать собственные впечатления

о прослушанном музыкальном произведении.

Оборудование: развёртка «П. И. Чайковский», раздаточный материал, магнит/запись П. И. Чайковский «Времена года».

Ход урока

  1. Лексико-этимологическая страничка. Слово учителя.

Март. Этот месяц у древних римлян был посвящён почему-то богу войны Марсу и назывался мартиус. А у нас март - прекрасный месяц, первый весенний. Уже появились всюду проталины. И март называют протальником. В конце марта кое-где уже сошёл снег, просыхает на солнышке земля, поднимается от неё тёплый парок. И март называют парник. А ещё его называют - утро года.

А в народе говорят:

Мартушка закружит вертушку

И в марте мороз на нос садится

Март не весна - а предвесенье

Иногда и март морозом хвалится

В марте вода, а в апреле трава

В марте день с ночью меряется, равняется.



  1. Чтение стихотворений. В. Жуковский «Жаворонок».

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны».

Е. Баратынский.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

Беседа по вопросам:

- Прочитайте выразительно стихотворения.

- Каким чувством проникнуты строки, воспевающие приход весны?

- Почему жаворонка называют певцом весны?

- Какими изобразительно-выразительными средствами авторам удаётся передать

чувства, которыми охвачена душа?



3. Комплексный анализ текста.

Песня жаворонка.

Ра/н,нн/ей весной, когда на п..лях ещё л..жит рыхлый снег, но уже кое-где по..вились то тут, то там тёмные пр..талины, пр..летают наши первые весе/н,нн/ие птички - жаворонки. Тр..пеща крыл..шками в не.глядном море с..невы и света, взл..тают они в небо всё выше и выше и огл..шают землю весёлым, радос..ным звуком. Очень зв..нка и кр..сива песня жаворонка. Так и кажет…ся, что н..бесный пр..стор наполнен чудес..ной музыкой…

Почти всё лето слышны над п..лями и лугами их звонкие песни. В п..рнатом царстве жаворонок слывёт н..пр..взойдённым быстропевом: 130 разных звуков в с..кунду может изд..вать он. Песня этой птицы по народным пр..метам - пр..двестие сухой ясной п..годы.

Жаворонок п..ёт /не/хитро, но в его песне всегда есть свеж..сть летнего утра, и ч..ловек, услышав его, становит..ся безотчётно счас..ливым.

Жаворонок простодушен. Он просто п..ёт потому, что внизу зре..т рож.., а над ним высокое небо, и, может быть ещё потому, что он ощущает своё н..значение сделать светлее и звонче мир вокруг.

В. Лидин.



- Прочитайте текст.

- Объясните правописание пропущенных орфограмм (устно).

- Определите лексическое значение слова н..пр..взойдённый

- Выпишите из текста наречия и определите их разряд.

- Произведите морфологический разбор одного наречия.

- Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.



  1. Речеведческий анализ текста.



Жаворонок.

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья - самый весёлый и радостный звук - песня полевых и луговых жаворонков. Ещё ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались тёмные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь…

И. Соколов - Микитов.

- Прочитайте текст.

- Определите его тему и основную мысль.

- Определите тип и стиль речи.

- Сколько в тексте микротем? Назовите их.

- Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства и определите их роль.



  1. Сочинение по музыкальным впечатлениям.

«Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях

старались изобразить эту радостную песнь…»

И. Соколов - Микитов.

- Прослушайте музыкальную пьесу «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года»

П.И. Чайковского.

- Какое впечатление произвела на вас услышанная мелодия?

- Поделитесь своими мыслями.

- Какие картины лета «рисует» композитор?

В «Песне жаворонка» П. И. Чайковского нет слов, хотя она и называется песней. Музыка «Песни» очень нежная, мелодичная. В ней ясно слышны звуки, напоминающие трели певца русских полей - жаворонка. Слушаешь, и тебе кажется, что ты вдыхаешь свежий, особый аромат ветра, видишь необъятные просторы полей, а над ними высоко-высоко в небе жаворонка, который поёт свою песню новой весны.

Звучит лёгкая трель, похожая на интонации птичьего щебетанья, плавная мелодия льётся в весеннем воздухе, улетая ввысь навстречу голубому небу.

- Напишите сочинение - миниатюру на тему «Март. Песнь жаворонка» по музыкальным впечатлениям.





Литература



  1. Вершинина Г. Б. «Вольна о музыке глаголить».

Музыка на уроках развития речи.

Москва. «Новая школа». 1996 год.



  1. Михайлова С. Ю. Сочинения по картине. 6 класс.

Москва. АСТ- Астрель. 2004год.



  1. Розенвассер В. Б. Беседы об искусстве.

Москва. «Просвещение» 1979 год.



  1. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс.

Изложения. Сочинения. Творческие задания. Анализ текста. Словарная работа.

Москва. «Дрофа». 2000 год.

© 2010-2022