Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие»

Конспект урока русского языка по теме «Деепричастие» в 7 классе к учебнику Барановой, Ладыженской и др. Урок разработан предусматривает блочную подачу материала по теме. Указываются цели урока. Подробно расписаны этапы урока. Предлагаются различные формы работы с материалом, а также различные виды заданий для учащихся. Возможен второй вариант работы, при наличии компьютеров в классе. Учитель предлагает 10 предложений, в которых учащимся необходимо найти деепричастия и деепричастные обороты и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саенко Майя Владимировна

Конспект урока к учебнику Русского языка 7 класс.

Авторы М.Т.Барановой, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцова идр.

Тема. Понятие о деепричастии

Цель урока:

  1. Образовательная: знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастия, деепричастных оборотов в предложении, предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи.

  2. Развивающая: Отработать навык нахождения деепричастий и деепричастных оборотов в тексте и навык расстановки знаков препинания, правильного интонирования. Продолжить работу по культуре речи.

  3. Воспитательная: Используя дидактический материал воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателей, интерес к живой природе. В процессе учебного труда воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, наблюдательность.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. (Проверка наличия домашнего задания)

  3. Работа с текстом

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как ломтик между деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок разгорелся огненным цветком. Синяя в глубине черная грудь его стала переливать из синего в зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин)

- Объясните орфограммы и знаки препинания.

- Определите тему, главную мысль текста.

(Красавец тетерев)

- Определите стиль текста, назовите его приметы.

Эпитеты: синяя, черного, зеленое, радужного, белое..

Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье, крикнул…

Сравнение: как мостик…

- Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор?

(Имена прилагательные - эпитеты позволяют создать яркий образ, глаголы - передать действие тетерева)

Объяснение нового материала.

- Какие действия совершает тетерев? (сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул, устроившись - устроился на мостике, завидев солнце - завидел солнце, показав белье - показал белье)

- Являются ли эти слова глаголами?

- Чем они похожи на глаголы и чем отличаются от них?

- От каких слов зависят?

Под руководством учителя отмечается, что эти слова обозначают действие, но у них:

  1. нет привычных окончаний глаголов;

  2. они не изменяются.

Учащиеся сравнивают: Устроившись, стал расцветать;

Устроившись, расцвел;

Устроившись, расцветает.

Учитель сообщает, что это деепричастие; ставит перед учащимися цель - познакомится с грамматическими особенностями деепричастий.

Вывод 1. Деепричастия не изменяются.

- Какое действие главное, основное?

Устроившись, стал расцветать.

Вывод 2. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

- Какое действие главное в последнем предложении?

- Какие - добавочные?

- Какова грамматическая основа этого предложения?

-Как поставить вопрос к деепричастию?

- Какой это член предложения? (Что делая? Что сделав? - Когда? Как?)

- Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!»

Вывод 3. Деепричастие в предложении является обстоятельством.

- Как называется причастие с зависимым словом?

- Как вы думаете, а как называется деепричастие с зависимым словами?

Вывод 4 и правило: Деепричастие почти всегда, деепричастные обороты всегда выделяются запятой.

- Выпишите из текста деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.

IY. Закрепление.

1. Работа с п.30.

- Что вы еще узнали о грамматических признаках деепричастия?

(Вопрос - что делая? - несов. Вида, вопрос что сделав? - сов.вида)

- Найдите в тексте деепричастия и деепричастный оборот.

- Почему они не выделяются здесь знаками препинания?

2. Упр. 34.

Учащиеся называют глаголы, с помощью которых выражены основные действия и добавочные, выраженные деепричастиями. Называют деепричастные обороты.

3. Упр.35

Учащиеся должны найти предложения с деепричастиями, выписать его, затем ответить на вопросы задания.

4. Объяснительный диктант.

Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей…Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. (М.Пришвин)

- Над деепричастиями напишите два вопроса:

1) как к форме глагола (Что сделав?)

2) как к члену предложения (Как? Когда?)

- Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

4/1. Или работа на компьютере.

Возможен второй вариант работы, при наличии компьютеров. Программа предлагает 10 предложений, в которых учащимся необходимо найти деепричастия и деепричастные обороты и затем расставить правильно знаки препинания в предложениях. При этом возможно комментирование.

5. Работа по развитию речи.

Учитель предупреждает, что при употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.

Можно ли сказать?

Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа…

Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне…

Подходя к лесу, мне стало холодно.

Читая строки романа, создается впечатление…

(Кто читает, что создается)

Упр.36. (исправить ошибки устно)

V. Подведение итогов.

- Какое синтаксическое понятие называется деепричастием?

- Какое синтаксическое понятие называется деепричастным оборотом?

- Как выделяется на письме деепричастие?

- Как выделяется на письме деепричастный оборот?

VI. Домашнее задание: П. 30- 31. (выучить правила и подобрать к ним три примера из поэтического текста;

упр.38. выполнить письменно.

© 2010-2022