- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Эссе на конкурс Ступени мастерства-2016г «Я - учитель»
Эссе на конкурс Ступени мастерства-2016г «Я - учитель»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жилина С.Е. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель: Жилина С.Е
Эссе «Я-учитель»
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Мое педагогическое кредо- хорошо знать каждого ребенка, которого учу.
Знать его возможности, сильные и слабые стороны. Каждый урок планирую,
исходя из результатов предыдущего. Считаю, что особое место среди
школьных дисциплин занимает литература.
Урок литературы- это урок творчества, так как на нем анализируются
литературные шедевры.
Разгадать на уроке литературы самую великую «тайну»- самого себя, -
дорогого стоит.
А если это так, то урок должен быть произведением искусства. Тогда
проявится его обучающая и воспитательная роль.
Средствами большого искусства являются деталь, вопрос, слово, творческий
прием, интрига, монолог.
Мне нравится, когда на уроке звучит живое исполнение песни (если человек
неплохо поет), фрагменты произведения в исполнении артистичных ребят (в
качестве сюрприза для учащихся). Мне кажется, что этот прием и является
иногда той деталью, тем штрихом, чтобы в полный голос заговорила книга.
Какие приемы и методы использую при развитии творческих способностей учащихся:
-
Интегрированные уроки;
-
Инсценирование;
-
Игры, конкурсы;
-
Цитирование;
-
Комментированное чтение;
-
Метод эвристической беседы;
-
Защита домашнего задания;
-
Устное рисование;
-
Нестандартные ситуации (озвучивание иллюстраций, рассказ от лица героя, изменение концовки рассказа, письмо восхищенного или рассерженного читателя);
Тесты.
В фильме А. Тарковского «Жертвоприношение» главный герой ведет своего сына по пустынной, таинственной дороге, напоминающей лунный ландшафт, к одинокому сухому дереву и говорит ему: « Если человек каждый день, понимаешь, мальчик, каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет...» Эту заповедь надо помнить не только нам, чтобы не изнемогла душа, но и впустить ее в душу детей. Вся мировая литература учит, на мой взгляд, - трудиться и стремиться к самосовершенствованию.
Для меня очень важен анализ сочинений, когда ребята учатся понимать, что одно и то же можно выразить по-разному, что важно дать себе отчет не только в том, что, но и как ты хотел сказать, учатся видеть удачи и недостатки свои и товарищей, радуются своим находкам. А потом индивидуальная работа с каждым. В повседневной жизни видеть удачи и недостатки свои и товарищей, радуются своим находкам. А потом индивидуальная работа с каждым. В повседневной практической работе ученики должны постичь следующие уроки:
- Учиться рисовать словами.
«.. Литератор должен понять, что он не только пишет пером, но и рисует словами».
(М.Горький)
> Уметь видеть и запоминать виденное.
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».
(А.Фет)
> Не писать о том, чего не знает.
« Там, где не соблюдается точность описания, там отсутствует правда».
(М.Горький)
> Не говорить сразу обо всем.
«Искусство есть водворение в нашу жизнь стройности и порядка»
(Н.Гоголь)
> Овладевать богатством языка, не щеголять «красивостью», ибо
она неприятна и смешна.
« Что хорошо само по себе, то не требует ничего, кроме простоты, и чем слог проще, тем он больше нравится и поражает читателей».
(И.Тургенев) О чем бы ни был урок литературы, всегда есть возможность вдохнуть поэзию в юное сердце, приподнимая его из суеты будней к поэтичности. Для меня важно не только то, что ученик знает, а как он чувствует! На таких уроках ( где удается пробудить чувства) и зарождается образность памяти, ассоциативность мышления, любовь к тому, что нелегко любить. Именно через чувство подростку легче всего овладеть глубиной философского видения мира. И в этом так помогает преображающая сила поэзии. Каждый урок должен развивать чувства. Один из приемов формирования внутренней зоркости - чтение страниц классики. В «Войне и мире» пленный Пьер вглядывается в уходящие вдаль звезды на ночном небе, по- новому осмысливая себя в мире. На этом уроке о Пьере непременно прошу сравнить эти страницы «Война и мир» с описанием состояния Алеши Карамазова в такую же звездную ночь: «Над ним широко и необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. С зенита до горизонта двоился еще неясный млечный путь. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною.... Как будто нити ото всех этих бесчисленных миров Божьих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, соприкасаясь мирам иным».
В самом конце одна из важнейших мыслей, пронзительно прорастающих в современность: « Простить хотелось ему всех и за все, и просить прощения за всех и за все и за вся. С каждым
мгновением он чувствовал явно, как этот свод небесный, сходило в душу его».
Сравнение этих страниц дает возможность учащимся ощутить человеческую душу, и свою в частности, как нечто весьма пластичное, как «вещество существования», не всегда и вовсе не механически подвластное давлению внешних обстоятельств. Можно предложить еще несколько отрывков из других произведений. Эти отрывки из произведений Л.Толстого, Достоевского и Платонова напечатаны и лежат на каждом ученическом столе. В них предлагаю подчеркнуть те мысли, что остро вошли в душу, или же те, что испытал раньше сам наедине со звездной бездной, а писатель их выразил. Можно выделить то, что сближает эти страницы и, наоборот, то новое, что вносит в описание этого состояния каждый из писателей.
А можно помолчать и послушать музыку Э.Артемьева «Свет ушедших созвездий», а дома написать лирическую миниатюру -«Открылась бездна, звезд полна».
Или предлагаю выписать из книг И.Бунина, М.Лермонтова и других поэтов стихи о том же состоянии души и выучить по желанию, рассказать всем. Каждый выбирает свое из этих заданий. Пройти мимо этих страниц невозможно: в них- художественная, образная, эмоциональная природа, любовь к жизни, к людям, ощущение себя гражданином Вселенной и то особое состояние одухотворенности и поэзии, которое не часто посещает нас, но в котором обновляется душа.
В урок обязательно включаю жизненный личный опыт ребенка. Ведь тогда не наблюдается разъединение между ребенком и природой.
Я считаю, ребенок должен развиваться не простым любителем красоты, не созерцателем ее и в природе и в обществе, он дожжен быть настоящим хозяином полнокровной жизни, не только производителем материальных благ, но и носителем возвышенных чувств и благородных стремлений, совершителем красивых поступков.
Стараюсь делать все, чтобы ребенку не было скучно, чтобы его глаза горели, и чтобы на урок он шел с радостью, где он мог познавать и спорить.
В условиях основной общеобразовательной школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фиксируются цели содержания и методы обучения. В своей педагогической деятельности я, прежде всего, исхожу из целей обучения. Ведь от их определения в значительной степени зависит отбор содержания образования. Они определяют структуру, методы и средства обучения. Сегодня, когда система школьного образования
претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения , на
взгляд учителя, должна стоять ориентация на усвоение учащимися
опыта творческой деятельности.
Иначе мне кажется, что если правда, что «душа обязана трудиться»,
то в школе это должно происходить, прежде всего на уроках
литературы, в процессе ее постижения.
При изучении художественного произведения учащийся многие
нравственные истины должен выстрадать, прийти к ним через свои
открытия и разочарования, свои прозрения и неудачи. На уроках
литературы- прежде всего вопросы по осмыслению себя, людей ,
мира. Обучить выразительному чтению, способствовать развитию
речи учащихся, помочь глубоко вникнуть в художественное
произведение- все это можно только, я считаю, при сочетании
урочной деятельности и внеклассной, просто внеурочной,
кружковой.
Смысл урока- в неотложной потребности что-то улучшить в
сегодняшней жизни ребят, самоутвердиться.
Как девиз звучат слова Януша Корчака:»Ребенок- это сто масок, сто ролей способного актера». Как они верны! Ведь театр- это вхождение в мир. В свой собственный и в мир вокруг нас. Через раскрепощение, раскрытие души, обретение новых представлений, новых более высоких потребностей.
В понятие творческих потребностей входят, я считаю, не только стремление к художественному творчеству, приобщение к искусству, к прекрасному. Конечно, театральный коллектив воспитывает и развивает именно эти потребности как одни из главных.
Но разве потребность познать себя и других - не творческая? А потребность в общении? Что есть общение, как не творчество, творение отношений, угадывание взаимных движений души, чувства, мысли? Назовем и такую важную потребность, как потребность в совместном коллективном труде, в сотрудничестве и сотворчестве. Или потребность в понимании, сопереживании. Потребность в юморе, шутке, вообще в радости и, наоборот, когда необходимо в серьезности, строгости. Вот только тогда мы сможем открыть в ученике «автора» собственной личности.
Моя педагогика находит выражение в программе: «Творчество и индивидуальность». Цели данной программы:
-
Обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка.
-
Создать такую развивающую среду в учебном процессе, в системе дополнительного образования, внеклассной работе, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах деятельности: науке, культуре и искусстве, физической культуре и спорте.
В данной педагогике, на мой взгляд, значимыми принципами являются принципы природособразности и педагогики сотрудничества. Природосообразность- образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его психической конституцией, его способностями, склонностями, интересами, его биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия и т.п.. Таким образом, сравнение ученика допускается только с ним самим.
Мне кажется, что осуществление этого принципа даст очевидные плюсы: здоровье, гармония, отсутствие комплексов, глубокие и прочные знания в соответствии с запросами личности.
Педагогика сотрудничества - принципиально- диалогичное образование. Учитель-воспитатель воспитанник-ученик постоянно меняются местами: ученик учит, учитель учится и наоборот. Ученик учится наукам, учитель учится постигать ученика, от обоих требуется эмпатия, толерантность. Учитель оценивает знания, умения ученика, ученик - профессиональные качества учителя. При этом сохраняются психологическая комфортность, коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, толерантность, «договорная культура», демократические ценности.
Принцип инновационности как способ существования образования важный, ибо он предполагает изменение. Но я уверена, что увлечение инноваторством не будет главным, инновационные стремления желательно совмещать с принципом педагогической стабильности. Школе как идеальному образу общества, учителю как идеальному воплощению состоявшегося человека, ученику как идеальному воплощению человека становящегося противопоказаны резкие, революционные изменения. Моя позиция заключается в том, что учебно- воспитательный процесс должен быть рационален и предсказуем от начала до завершения. Нельзя забывать о принципе культурособразности, который заключается в том, что всесторонне развитая личность должна мыслиться как цель, как планируемый результат образования. Человек полагается микрокосмом, долженствующим вместить всю наличную культуру. Итак, природосообразная и разумно инновационная школа, базирующаяся на приоритетах педагогики сотрудничества, сохраняющая веру в свою высокую миссию как хранительницы культурных образцов,
предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, которые они могут реализовывать на разных уровнях и разными путями, в соответствии со своим личностны выбором.
Человек как он есть. Хотелось бы, чтобы каждому выпускнику были донесены знания о мире и о себе. Ведь таким образом ученик от познания переходит к самопознанию. «Человек - мера всех вещей». Или нет? Исходя из этих педагогических принципов вытекает моя философия как учителя литературы.